Дети гор. Камно, курганы

«Если хотите увидеть место самое древнее,
ищите самое красивое»
Н.К. Рерих

После успешного окончания первого курса инженерно-физического факультета института ЛИТМО я с другом и тёзкой Колей Трифоновым собрался летние каникулы 1976 года провести в студенческом строительном отряде (ССО).  Не совсем чтобы в ССО, а в археологической экспедиции от Музея истории Ленинграда на древней псковской земле, возглавляемую профессиональным археологом Константином Моисеевичем Плоткиным (в дальнейшем для краткости, да простит меня Константин Моисеевич я буду называть его Константином). В те славные времена нашей юности он разрешал нам называть себя просто по имени). В роли рабочих раскопа, «копателей» выступали студенты истфака ЛГУ и нашего института ЛИТМО. Объектами наших археологических изысканий оказались известное в археологических кругах городище Камно, расположенное в 7 километрах от древнего Пскова по рижской трассе, а также несколько курганов VIII-XII веков, принадлежавших культуре длинных курганов (так называемые курганы КДК). Безусловно, история нашей Родины меня всегда интересовала и не воспользоваться представившейся возможностью попасть в настоящую археологическую экспедицию на древней псковской земле я, конечно, не мог. И не зря, как в дальнейшем показали показали события и мои генеалогические изыскания, ибо наш Род и фамилия Мильшины имеют своё начало именно из древней псковской земли.

От некогда широкой и полноводной в давние времена реки Каменки остался ручеёк и широкая старица. Фактически городище Камно занимает всю площадь овального полуострова.  У основания полуострова, в гуще деревьев просматривается небольшой красивый храм Георгия Победоносца XV века, а дальше на мысу полуострова – само городище Камно.

Наш полевой лагерь располагался прямо на самом городище Камно. Это уже был четвёртый подряд сезон, который археолог Константин Плоткин проводил на этом уникальном археологическом объекте с богатейшей и славной историей. Жили мы в обычных палатках по два человека. Место раскопок, я Вам скажу, располагалось в удивительно красивом урочище. Река Каменка, приток Великой, на которой стоит Псков , конечно, в наше время уже сильно обмелела, а во времена VIII-XII веков она была полноводна, а древнее поселение, которое мы раскапывали, наши далёкие пращуры облюбовали начиная с III-IV века нашей эры. И нужно отметить, что место было по-настоящему красивым и необычным! Это по сути, был небольшой остров, расположенный на высоком плоском холме размером 150 на 60 метров метров, окружённый со всех сторон старицей Каменки. И только с одной стороны острова сохранился узкий переход к «материку». На месте этого перехода-перешейка в давние времена, очевидно, мог быть подъёмный мост. Сразу за этим переходом располагался старинный погост и красавица Георгиевская церковь XV века.

На погосте сразу за храмом располагается очень древний крест из известняка, весьма похожий на Труворов крест у крепостной стены Изборской крепости.
Погост Камно примечателен также тем, что на нём находится семейный некрополь семейства псковского  дворянина помещика Яхонтова – хорошего знакомца и приятеля А.С.Пушкина. Имение Яхонтова находилось совсем рядом с городищем Камно.

Поселение Камно выгодно расположено близ оживлённого в давние времена одного из вариантов  знаменитого  пути «из варяг в греки»: на восток из Каменки судам можно было пройти через реки Великую, Уду и Шелонь, потом волоком до Ловати, а из неё через озеро Ильмень к Великому Новгороду или же до верховий Волги и далее на юг. А на северо-запад - через Великую, Псковское и Чудское озёра, Нарву и далее в Варяжское (Балтийское) море.

Начиная с середины I тысячелетия н.э. будущие псковские и новгородские земли заселили кривичи и словене ильменские. Поселение древних кривичей Камно имело хорошие возможности для связи с Псковом, Великим Новгородом и далее со многими центрами других Древнерусских княжеств. В те давние времена, безусловно, эта местность выглядела иначе. По берегам реки шумели реликтовые леса и дубравы. Речка Каменка (старое название Камна) была полноводной и судоходной. В реке в большом количестве водились крупные сомы и щуки.

Облюбовали Каменку и её старицы бобры. Прямо недалеко от человеческого жилья строили они свои хатки. Речка Каменка и дала название будущему городищу Камно. Название связано со словом камень, так как протекает Каменка по дну глубокого оврага, усеянного крупными камнями-валунами со времён Валдайского ледника. Городище расположилось на прочной известковой скале в форме полуострова. С двух сторон городище надежно прикрывали глубокие каньоны – старицы Каменки, а с южной стороны, откуда только и был возможен приступ, наши далёкие пращуры выкопали ров и возвели земляной вал.

VIII - X века – это период наивысшего расцвета селения Камно. Здесь жили трудолюбивые люди, освоившие самые разнообразные виды ремесел и промыслов. По обнаруженным горнам, льячкам и тиглям, можно сделать вывод о высоком уровне развития обработки меди и железа. Железо добывали невдалеке, из местных болотных руд. Мастера-каменотёсы из Камно изготавливали каменные плитки с тонкими детальными рисунками, делали модные по тем временам украшения из металла и кости. Камно - один из древнейших центров развития промысла по производству украшений на Северо-Западе Руси.

Дошедшее до наших времен местное предание утверждает, что недалеко от погоста Камно находились владения великой русской княгини Ольги, родившейся и выросшей на Псковской земле.

Поселение Камно в тот период времени представляло собой срубные наземные дома, в центре - глинобитные печи на каменном основании; производственные помещения с каменными очагами в центре с глинобитным полом. Располагались параллельными рядами вдоль длинной оси площадки, плотность застройки постепенно увеличивалась. В IX веке в поселении насчитывалось не менее 100 домов и 50 производственных построек, сгруппированных в 8 рядов.

В XII веке, когда начинает разрастаться Псков, Камно теряет свое былое значение. Но это не означало, что жизнь там прекратилась совсем. На страницах летописей городище не раз упоминается в связи с военными событиями на границе.

Время было суровое, неспокойное, «обидное», как образно говорили летописцы. Соседство с агрессивным Ливонским орденом, с Литвой приводило к многочисленным вооруженным столкновениям, стычками, а то и к войнам. Не раз вставали насмерть псковские и ливонские рати друг против друга на Каменке.

Укрепления Камно в XII веке были реконструированы: вал с внешней стороны обложен стеной из известняковых плит, ров углублён. Впервые Камно упоминается в псковских летописях в середине 30-х годов тринадцатого столетия, когда псковское ополчение было разбито литовцами у стен поселения.

В 1238 году псковичи «избили Литву на Камне». Весной 1271 года ливонцы вероломно напали на псковичей, разграбили и разорили множество окрестных деревень и собирались тайно бежать с награбленным добром восвояси. О нападении стало известно псковскому князю Тимофею-Довмонту. Собрав малочисленную дружину, Довмонт выехал к погосту Камно. Здесь князь применил завидную смекалку. Воспользовавшись благоприятным направлением ветра, он приказал поджечь сухую траву.

Так вот, после поджога «начаша погании бегати палиме траве, воспалима огнем, а власи на них и порты заженны горят, а иных изсече, а иные истопема в воде». Всего погибло, утверждает летописец, восемьсот рыцарей. Разгром был полнейшим.
В 1341 году псковичи при поддержке сил литовских князей Ольгерда и Кейстута воевали успешно близ Камно с войсками Ливонского ордена.

Но доводилось и псковичам терпеть поражения. В 1407 году произошло скорбное «Каменское побоище». Летописец так осветил это событие: «Князь мастер (магистр Ливонского ордена) собрал силы многие месяца августа, а псковичи без пригородов подошли противу им за реку Великую во след их и сугнаша их за Камнем, на Логозовичском поле… и много бившеся, одолеша немца, а псковичи побегаша. И убиша на ступе Елентия посадника, и Панкрата посадника, и бояр много и всех людей избиша 700 человек, и паде тогда и немец много».

Частое упоминание Камно в летописях как места постоянных столкновений или лагеря псковского войска не случайно: укрепление и погост были расположены у стыка дорог из Риги и Изборска.

Даже сейчас, несмотря на близкое расположение большого современного города Пскова, городище Камно, если дать волю фантазии и заменить в воображении стоящие вокруг урочища деревенские и дачные дома старинными бревенчатыми острогами и домами, то вполне можно представить себе уголок Древней Руси. Так и подмывает встать в полный рост и во весь голос сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!...»

Глядя на эскизы Николая Константиновича Рериха к декорациям  балета "Весна священная" поставленного в Париже в 1945 году и вспоминая окрестности городища Камно, невольно приходишь к заключению: часом не пейзажами и красотами Камно навеяны мотивы и настроение художника? В «Весне священной» нет ярко выраженной сюжетной линии. Недаром балет имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси», данный ему автором. В канун праздника Священной Весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут.

В старицах Каменки, вокруг городища Камно в 1976 году, когда там работала наша экспедиция, обитало и продолжает сейчас обитать несколько семей бобров. Уже сейчас, в наше время бобры соорудили на притоке Каменки плотину из веток поваленного дерева и получился маленький перекат. Днём, конечно, бобров не видно и не слышно. А вот в ясные лунные и безветренные ночи, передвижения этих очень осторожных мастеровитых животных и их работу по укреплению, ремонту хаток и запруд, по заготовке стволов и веток молодых деревьев для пропитания можно было без особого труда наблюдать. Ну если, конечно, затаиться и постараться не шуметь...

Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны ключи 12 Апостолов, источник Св. Георгия Победоносца, источники Пророка Илии и Преподобного Никандра. По преданиям, прп. Никандр, путешествуя по Святым местам, любил молиться на камне, из-под которого вытекает источник. На этом месте сейчас стоит маленькая часовня. Прославился исцелениями и источник Св. Георгия Победоносца - здесь в 2000-е годы выстроена купальня.

Типичные наши находки во время работы в археологическом раскопе городища Камно - каменные плитки с рисунками и шиферные пряслица. Обработанные плитки – это заготовки для литейных форм. Одна сторона плитки отшлифована, другие ровно оббиты. Плитки являлась заготовками литейных формочек для отливки маленьких круглых бляшек, но так, похоже, и остались недоделанными. На ней изображено перевесье, два знака, связанные с магией плодородия, и еще один непонятный знак округло-прямоугольных очертаний. Вторая плитка также была найдена в нижнем горизонте верхнего слоя. Она обработана со всех сторон. Одна ее сторона покрыта тонкими резными линиями, на другой — резное изображение лебедя, три изогнутые линии и треугольный знак. Третья плитка найдена поглубже. Все ее стороны обработаны и одна из них, на которой сделан рисунок, отшлифована; на ней изображен всадник на лошади, перед которой лежит большая жердь, укрепленная с одной стороны на «козлах».

В процессе ведения раскопок мы находили множество интересных вещей – половинки и меньшие обрезки серебряных арабских монет - дирхемов, позволяющих точно датировать культурный слой, который мы раскапывали, черепки обычной грубой керамической посуды и обломки тонкостенной посуды богатых жителей городища с элементами изысканных узоров, шиферные пряслица, всевозможные амулеты, янтарные бусины, литейные формы, в том числе для изготовления ювелирных украшений, здоровенные кованные рыболовные крючки с острым жалом круглого и четырёхгранного сечения, многочисленные кости животных и рыб, рога, громадные щучьи челюсти с острейшими зубами. Поражали размеры щучьих челюстей – судя по их размерам щуки в полноводной Каменке в ту пору водились размером по 2-2,5 метра. Рога, которые находили, скорее всего принадлежали зубрам или крупным волам, учитывая, что роговица уже пропала от времени, то солидные размеры костяков рогов свидетельствовали о том, что местные зубры или быки были впечатляющих размеров.
Необходимо отметить, что наш старший археолог Константин регулярно ставил перед нами «задачи» - найти то дирхем, то хотя бы фрагмент ожерелья, браслета или керамику с фрагментом шнурового узора. Подобные находки позволяют археологам и историкам более точно определить время постройки того или иного сооружения или дату основания населённого пункта. Мы старались как могли.
 
После месячной работы на раскопе, нас разделили на группы, и мы стали раскапывать кроме городища ещё курганы, расположенные в разных местах - на открытом месте, в поле и в хвойном лесу.

Поскольку половину экспедиции составляли представительницы прекрасного пола, то жаркое лето вынуждало их в особо жаркие дни работать в купальниках, что безусловно, как мух на мёд привлекало молодых особей мужского пола из ближних деревень. Когда ухаживания становились слишком назойливыми нам по просьбам наших барышень приходилось за них вступаться. В этих ситуациях нашим секретным психическим оружием весьма высокой эффективности становился Сёма Лозовский – рыжий крепкий парень среднего роста, нахватавшийся азов уже становившегося модным каратэ школы «кошки». Семён одной «лапой» приглашал аборигенов к себе, а второй производил весьма красочные и эффектные пассы, а иногда подпрыгивал и классно пронзал воздух запачканной в глине голой пяткой перед носом очередных слишком назойливых «воздыхателей».  И наш угрюмый вид с лопатами наперевес «воздыхателей» не вдохновлял. До боевых столкновений, благо дело, ни разу не дошло. Деревенские пацаны хмуро озираясь, давали «заднюю»…

В итоге «аборигены» выбрали другую, более конструктивную и успешную тактику – предлагали «дамам» прокатиться на велике, мопеде, реже на мотоцикле или на лошадке хоть до самой Великой. В ход пошли и местные изыски: малина, крыжовник, черника, молоко, творог и прочая снедь. Особенным спросом у наших барышень пользовалась простокваша, так как несмотря на меры предосторожности, наши питерские прелестницы подгорали с завидной регулярностью, так как их кожа до этого слишком мало и редко видела солнышко. Весело было также наблюдать, как наших барышень в фривольном облачении пытался «угостить» молодой крапивой священник местного храма.

Вечерами, у костра Константин много и интересно рассказывал нам о своих экспедициях, об известных отечественных и зарубежных археологах, об удачных и провальных экспедициях, приводил массу смешных и интересных историй, побасенок и анекдотов. Рассказал Константин и о своём участии в одной из экспедиций в Великом Новгороде, в которой будучи ещё студентом искал берестяные грамоты и записки, о расшифровке их текстов. Запомнилась история об известном профессоре-археологе из ЛГУ, настоящем светиле отечественной археологии, который просил студентов-историков и археологов найти глиняную детскую игрушку-статуэтку. Сезон заканчивался, а ребята в раскопах так и не смогли найти ни статуэтки, ни их обломков. И тут один из студентов, шутник-умелец из глины, найденной в раскопе вылепил такую же игрушку, какую видел в журнале, причём парень оказался не без таланта, неплохой знаток этой тематики и вылепил куколку очень удачно, весьма похоже на ранее найденные, с нанесением всех характерных деталей и элементов. После обжёг фигурку в костре, как мог «состарил» её внешний вид, а затем незаметно подбросил в раскоп. Фигурку, естественно, нашли девочки, работающие в раскопе. Девочки-археологи побежали к мэтру, взахлёб одна вперёд другой рассказывая, как и где её нашли, и о том какая она замечательная. Профессор со знанием дела рассмотрел фигурку, с удовлетворением отметил характерные признаки, указал даже ориентировочную датировку находки. Восторженных рассказов и детальных описаний хватило ровно на полдня!

Ближе к вечеру, во время очередного диспута, фигурка выпала из рук у кого-то из девчонок и, упав на металлическую лопату, раскололась на две половинки. Над раскопом воцарилась гнетущая тишина, профессор наклонился, взял половинки, посмотрел на скол и сразу всё понял. И тут над раскопом раздался грозный рык: «Это кто посмел заниматься грязным шарлатанством?..»

Всем сразу стало не до шуток и не до веселья. Вот так бывает, что и мэтры иной раз ошибаются, особенно когда возникает острая необходимость найти что-то, подтверждающее какие-то гипотезы…

В выходные дни мы всем коллективом экспедиции съездили в жемчужину древней псковской земли – древнюю крепость Изборск.

Древнерусская Изборская крепость находится в 30 км на запад от Пскова. Первоначально Изборск располагался на Труворовом городище. Так называется место на остроконечном мысе высотой в 48 м, который круто обрывается к озеру. С востока его прикрывает Городищенское озеро, с запада и севера — глубокие, обрывистые овраги. Нельзя не восторгаться величественной панорамой, от которой захватывает дух! Завораживающую картину дополняют ласкающие слух названия, от которых веет седой стариной — Словенские ключи, Словенское поле, речка Смолка… Будоражат воображение продолговатые каменные плиты и огромный каменный крест Трувора (не имеющий никакого отношения к язычнику Трувору и относящийся к XIV–XVB в.). Овеянное легендами, Труворово городище впервые упоминается в летописи под 862 г. Утверждают, что древний Изборск, называвшийся тогда Словенском, являлся племенным центром одной из ветвей кривичей и возник раньше Пскова. По преданию, он был основан древним князем Словеном. Позже город переименовали в Изборск в честь правнука Словена Избора.

Как удалось установить древний Изборск был основан на рубеже VII—VIII вв. на стрелке озерного мыса. В IX столетии укрепленное поселение имело небольшие размеры, занимая площадь около 4 500 кв м. В центре его находилась овальная площадь. С напольной стороны Изборск защищал дугообразный земляной вал. В 945-960г.г. Изборск стал вотчиной Ольги.

К началу ХII в. Изборск был в очередной раз перестроен. Вал с напольной стороны достиг высоты 6 м. Деревянную стену мысовой части городища заменила каменная стена с башней. Она имела ширину до 3 м достигала в высоту 3 м и была выложена насухо. Сооруженная из плитняка башня в плане имела шестиугольные очертания. Рядом с башней в стене соорудили скрытый вылаз, снаружи закрытый плитняком. Он давал возможность устраивать неожиданные вылазки против осаждающих.
Каменная крепость в XI — XIII вв. имела двое ворот: западные для сообщения с посадом и восточные, которые вели к Городищенскому озеру, где могли находиться пристань и торг.

Борьбой с крестоносцами Изборск заслужил славу оплота Псковской и Новгородской республик, враги называли его «железным городом». С 1510 года вместе с Псковом Изборск и Камно вошли в состав Московского княжества. С становлением Пскова Изборск утратил свое былое величие и превратился в пригород могучего соседа.
Во второй половине того же дня посетили знаменитый Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь. Интересная поездка заняла один выходной день, а основная задача - археологическая работа на городище Камно продолжалась своим чередом...
Необходимо отметить, что наш старший археолог Константин регулярно ставил перед нами «задачи» - найти то дирхем, то хотя бы фрагмент ожерелья, браслета или керамику с фрагментом шнурового узора. Подобные находки позволяют археологам и историкам более точно определить время постройки того или иного сооружения или дату основания населённого пункта. Мы старались как могли.

У Константина была одна не очень хорошая черта. Он находил многим из нас прозвища, которые далеко не всем нравились, зато нравились ему самому. Константин по поводу и без оного вставлял эти прозвища в свою речь при обращении с нами. Меня Константин почти с самого начала называл «господином декадентом», видимо за длинные волосы и за склонность диспутировать относительно некоторых, озвучиваемых им умозаключений. А к самому концу нашей экспедиции Константин «перекрестил» меня в «нигилисты».  Когда он обращался ко мне: «Нигилист Николай», то это словосочетание произносилось им в мой адрес с такой интонацией, что у окружающих создавалось полное впечатление, что для него оно означало страшное ругательство. Сейчас я Вам расскажу, почему его так возмутила моя скромная персона, отчего это вдруг он стал на столько неравнодушным к одному из работников раскопа…

Дело уже шло к концу второго месяца нашей работы в экспедиции. Мы работали на равнинном кургане X-XI века. Курган был большой, «классический длинный курган с захоронением воина» как его классифицировал Константин. Боковая поверхность кургана была обложена большими плоскими каменными плитами, сползшими вниз от времени.
 
А под курганом оказалось захоронение древнего воина-русича, о чём свидетельствовали небольшие ржавые, уже спёкшиеся от времени фрагменты кольчуги, большого разбитого византийского горшка с характерным узором, в котором находился прах сожжённого воина, большое количество кованных наконечников стрел, копий, четырёхгранных рыболовных крючков с длинным цевьём, похоже, амулет из медвежьего клыка с дырочкой, и совсем плохо сохранившийся фрагмент лезвия большого железного ножа или меча в плачевном состоянии.

А изюминкой кургана был прекрасно сохранившийся скелет коня с явно выраженным переломом шеи, лежащий рядом с захоронением воина.

Костя неоднократно вдохновенно рассказывал о традициях такого рода захоронений, сконцентрировав наше внимание на последовательности действий при сожжении и последующего захоронения праха воина. Коня как говорил Костя, заводили на место погребения воина и резким наклоном головы вниз между передних ногами, ломали шею прекрасного животного. Воин должен быть в мире мёртвых во всеоружии и со своим верным боевым другом-конём.

Курган раскапывали несколько дней. Уже была ясна вся картина погребения. Коня я в шутку назвал Васей и весь наш дружный коллектив стал тоже называть его Василием.
Дело двигалось к концу. Как всегда, «на сладкое» оставили вертикальные шурфы – два пересекающихся под прямым углом среза грунта пересекающихся в геометрическом центре кургана. На этих срезах можно было отследить всю последовательность слоёв, многослойность, строение кургана и зоны погребения. Весь процесс раскопа кургана время от времени тщательно зарисовывался и фотографировался.
И тут меня бес попутал: я решил подшутить над Константином. Намедни, в сенях большого крестьянского дома, в котором мы жили во время проведения раскопок на курганах (ближе к устью Каменки в реку Великую), я заприметил висящие на стене сарая современные конские металлические удила – блестящие, хромированные, нисколько не тронутые ржавчиной. Константин в последнее время неоднократно восхищался сохранностью конского скелета и с нескрываемым любопытством и нетерпением ждал и надеялся на то, что мы найдём фрагменты уздечки или металлические фрагменты упряжи, бляхи, украшения. Вот я и решил его «облагодетельствовать» желанной находкой…

Накануне разбора шурфов и останков «Васи» я в последний момент перед уходом с кургана сделал небольшой аккуратный подкоп у черепа коня в районе челюстей и засунул в конские зубы новые хромированные удила из хозяйского сарая. После чего аккуратно разровнял грунт и сделал «как было». Весь следующий день я не работал на раскопе. А  оставался в доме дежурным по хозяйству, закупал продукты и хлеб в сельпо.

И вот вечером, сидя на завалинке наблюдаю как наши возвращаются с раскопа. Это шествие весьма напоминало траурную процессию. Впереди шли девчонки с шанцевым инструментом, сразу за ними мужики на носилках несли разобранного «на запчасти» Васю, а последним, низко понурив голову, тяжёлой походкой уставшего человека, не глядя по сторонам, шёл Константин, на которого было больно смотреть…

Я прочувствовал момент и оперативно «растворился» в пространстве и времени…

За ужином ребята всё же не смогли удержаться от шуток и молодого здорового смеха по поводу «Васи» с новёхонькими удилами в зубах и по поводу реакции Константина на «открытие века». Девчонки живописали процесс «открытия века» и чего им стоило объяснить Константину, что это была просто неудачная шутка и «Васю» не прикопали в курган сельские алконавты, что номер с никелированными удилами - это проделки и неуместная шутка «декадента Николая»…

Константин ушёл отдыхать и просил девчонок предупредить меня, чтоб я в ближайшее время ему на глаза не попадался так как он ещё достаточно молод и садиться в колонию на пятнадцать лет за преднамеренное убийство не входит в его ближайшие планы, что меня в общем-то вполне устроило.

Ну вот Вы и в курсе, почему я из «декадента» к концу экспедиции превратился в «нигилиста» и отчего в конце экспедиции меня из работника раскопа перевели в завхозы и снабженцы, заменив на этом столь любезном его сердцу посту Сёму Лозовского к его страшному неудовольствию. Небольшая справочка: декадентство – отход от ответственности и отвращение к повседневной жизни, проявляется отрывом от реальности, модой на эстетизм и стремлением к внешним эффектам. Нигилизм – мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Я, конечно, был подавлен резкой реакцией Константина на мои «шутки», его образованностью в области молодёжных мировоззрений середины прошлого века и не смог ничего достойного ему на его «приговоры-обзывания» противопоставить…

 Археологической экспедиции оставалось раскопать ещё два лесных кургана. В большом лесном кургане рядом с захоронением воина обнаружили разбитый горшочек с прахом жены воина. О чём свидетельствовали сохранившиеся фрагменты женского браслета и ожерелья.

После похода по псковским продмагазинам я заехал на лесной раскоп курганов. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что весь участок леса и опушка с курганами была оцеплена военными, а на грунтовой лесной дороге были расставлены указатели с предостерегающими надписями «Осторожно, мины!» и «Опасно! Работают сапёры». Меня не пустили и остановили молодые солдаты-срочники. Что же произошло?
Вскрыть второй небольшой лесной курган археологи доверили моему напарнику и одногруппнику Николаю. Коля аккуратно срезал дёрн с самой вершины кургана и с удивлением обнаружил под дёрном три аккуратно лежащие друг подле друга противопехотные гранаты времён Великой Отечественной войны. Тут же были вызваны с помощью сельского участкового сапёры. Когда приехали сапёры, их командир- капитан в полевой форме попросил Николая показать смертоносную находку.

Коля подвёл сапёров к кургану, присел у находки и тремя последовательными лёгкими ударами совка подсчитал гранаты: «Раз, два, три – всего три штуки!». Капитан от неожиданности присел, а затем в прыжке сбил Колю с ног, завалив его в сторону от кургана, подальше от находки, предусмотрительно прикрыв студента своим телом. Дальнейший разговор шёл уже вдали от опасной находки.

Кроме гранат сапёры ещё нашли ещё много чего «интересного» в районе нашего раскопа, включая ржавые артиллерийские снаряды и несколько мин. Сапёры всё самым тщательным образом обследовали миноискателями, погрузили на открытую машину с песком и тихим ходом вывезли в закрытую зону. Как потом нам рассказал Костя, при взрыве на закрытом полигоне образовалась воронка весьма приличных размеров. А Коля получил от Константина прозвище «Коля-сапёр». Так до самого Ленинграда нас Костя и звал: "Коля-нигилист и Коля-сапёр".

В конце нашей экспедиции мы съездили в древний Псков для осмотра его кремля и его исторических достопримечательностей.

В итоге мы все хорошо друг с другом простились и распрощались, оставив все обиды на дне раскопа, забросав его грунтом и захоронив в нём мою старую соломенную шляпу. С высоты пережитого,  все эти небольшие экспедиционные конфликты кажутся нелепыми и смешными, а в конечном итоге в душе осталась большая благодарность Константину Моисеевичу Плоткину за возможность прикоснуться к тайнам археологии, за вовремя подогретый интерес к изучению отечественной истории.

 К сожалению, всё заканчивается, завершился и тот удивительный летний археологический сезон лета 1976 года...

Мы ещё несколько раз встречались в Ленинграде с историками и археологами из университета. Время проводили, сами понимаете, интересно и весело. Причём на первую же встречу нашей дружной компании историки притащили аспиранта американца Джона. Джон прекрасно вписался в нашу разношёрстную весёлую компанию, мы быстро научили его «плохому» - пить из горла портвейн и вермут, пить пиво с вяленой воблой, курить лучший в Союзе «Беломор» фабрики Урицкого, закусывать водку салом и солёными огурцами с квашенной капустой и многим другим полезным вещам из студенческого обихода, как-то свозили собирать белые и красные грибы, покататься на байдарке по Вуоксе, купались в ледяной воде карельских озёр…

В октябре нашему новому американскому другу очень не хотелось покидать Питер и нашу разбитную компашку физиков и историков. Он расчувствовался и даже всплакнул при прощании в Пулково, так ему не хотелось улетать. Девчонки всплакнули в ответ…

P/S:

А городище Камно продолжает каждый год дарить любителям отечественной истории и археологии всё новые находки. Особенно полевой сезон 2012 года  порадовал археологов и историков. В течение сезона 2012 года археологи и их помощники - студенты и школьники из Санкт-Петербурга и Пскова обнаружили множество ценных находок: захоронения в бересте, фундамент церкви, бытовые и жилые постройки, женские и мужские украшения, реликварий (кожаный мешочек для хранения ценностей), русские и зарубежные монеты, вислые свинцовые печати и даже металлический диск с заостренным краем — инструмент вора-карманника. Городище Камно продолжает открывать свои тайны археологам и историкам...

Большое количество фотоснимков, сделанных на городище Камно в разные годы см. https://cont.ws/@hodanov/1157482


Рецензии
Спасибо, Николай! Очень интересное повествование. И об истории,и об исторических находках, и о жизни студенческой и "аборигенской". Самому мне в тех краях не доводилось бывать, а вот один однокурсник мой оттуда... Из тех мест.

Много на Псковщине интересных мест. Вот недалеко от моей родной Опочки есть городище Коложе. Почти не исследованное и загадочное... Да и в самой Опочке - городской вал 15 века... Много интересного и хранящего тайны...А сейчас в псковском Кремле раскопки идут. Копают вглубь. Ведь при Петре первом весь город был засыпан слоем земли....до 10 метров!

Спасибо! С интересом прочитал! С уважением, Валерий.

Валерий Павлович Гаврилов   25.01.2021 16:18     Заявить о нарушении