Размышления о командирской педагогике Макаренко
Пояснения. 1. - название параграфа в "Педагогической поэме"
2. Цитаты из "Педагогической поэмы"
3. Размышления автора
1. §25 Командирская педагогика
2. Система отрядов. Сначала у нас не было никакой конституции. Командиры назначались мною, но к весне все чаще и чаще я стал собирать совещание командиров, которому ребята присвоили красивое название: «совет командиров». Постепенно и назначение командиров перешло к совету, который таким образом стал пополняться путем кооптации . Настоящая выборность командиров, их отчетность была достигнута не скоро, но я эту выборность никогда не считал и теперь не считаю достижением. В совете командиров выбор нового командира всегда сопровождался очень пристальным обсуждением.
Благодаря способу кооптации мы имели всегда прямо великолепных командиров, и в то же время мы имели совет, который никогда как целое не прекращал своей деятельности и не выходил в отставку.
…единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии – командной касты.
Важное изобретение – сводный отряд – решающий корректив в системе.
Противники, нападающие на командирскую педагогику, никогда не видели нашего живого командира в работе.
Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда. Это создавало очень сложную цепь зависимостей в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист (с. 140).
3. Вся организационная система описана. Бери и пользуйся.
В чем выражалось единоначалие?
1. Для командиров не было привилегий. Он никогда ничего не получал дополнительно.
2. Концентрированная ответственность – за дисциплину, за инструмент, за результат и качество.
А как же ответственность каждого? Она на чем основывалась?
• На его лично/индивидуальном интересе?
• Устраивала именно эта работа?
• Устраивал командир?
• Отношения с другими?
• Или интересы коллектива, соединенные с лично/индивидуальными?
Анализ этой системы показывает, что: 1) организация эта зарождалась от дела, от практических нужд, а не от теории.
2) Появилась она стихийно и естественным образом, в процессе работы
3) Благодаря способу кооптации найдено подвижное управляющее ядро, которое одновременно является целым и постоянным. В нем реализована устойчивая неравновесность (первый принцип Бауэра)
4) Был найден некий корректив в системе. Корректив, который обеспечивал системе единение, слаженность и стабильность.
Что все-таки вызывает вопрос и некоторую неудовлетворенность?
Последняя фраза в этом абзаце: «в этой цепи не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист. Это предполагает, что не сможет выделиться в плохом смысле, а в хорошем?
Вечный вопрос, как воспитывать через коллектив, не подавляя личность и развивая индивидуальность? Это возможно при условии, что у коллектива абсолютно здоровое ядро.
Любая хорошая идея со временем может превращаться в свою противоположность. Может происходить не воспитание и развитие человека, а, наоборот, муштра, и некоторая роботизация. Как сделать, чтобы этого не происходило?
Примечание. Из векипедии.
Кооптация представляет собой вид «избрания сверху», чем потенциально создаёт почву для злоупотреблений: руководящие работники, таким образом, получают возможность оградить себя от влияния нижестоящей массы, избирая только «удобных» для себя членов-единомышленников. Поэтому она часто подвергается критике, как недемократический метод выборов.
Для некоторых организаций, тем не менее, кооптация является единственно практикуемой формой избрания членов — таковы, в частности, различные академии наук. Другие организации могут практиковать кооптацию при определённых условиях: например, в период 1908—1917 гг. партия большевиков, изначально придерживавшаяся принципа выбора руководителей «снизу», вынуждена была в условиях репрессий со стороны царского правительства официально применить метод кооптации[источник не указан 3192 дня] для избрания руководящих органов, что было надлежащим образом закреплено в Уставе партии. Именно путём кооптации в Центральный комитет коммунистической партии был избран И. В. Сталин.
После Октябрьской революции принцип кооптации в компартии был формально упразднён, однако, с течением времени, фактически возродился в партийной и государственной жизни СССР в форме безальтернативных выборов: предложения руководящими кругами единственной кандидатуры для выборов с последующим «единогласным одобрением» массой избирателей. Такая практика действительно привела к большим злоупотреблениям и доказала порочность подмены демократической процедуры выборов широкомасштабной кооптацией.
Во всём нужна мера!
Свидетельство о публикации №220112801293