Марья Моревна окончание сказки

А на третий день явился перед ней знатный молодец, лицо румяное, да доброе, широта в плечах чинно-русская, руки крепкие да умелые, и характер простой, не задиристый, говорит он ей:
- Красна девица, вижу, что живёшь одна, и поди сама не справляешься.
- Как же мне одной со всем справится?! Если даже солнцу луна в помощницы напросилась, чтоб небесный свод поочерёдно досматривать могли, - ответила ему Марья.
- Вижу ты умна, да красива, но насколько ты в доме хозяюшка? Я и рад бы к тебе в помощники, да и мне нужна жёнка умелая, испеки порогов, да хлебушка, пока я во дворе похозяйничаю, - так сказал ей тот добрый молодец, да за дела принялся мужицкие.
Поколол он дрова, что были на дворе, да сложил под навес в поленницу, воды натаскал, дымоход прочистил. К тому времени Марья и хлебушек достаёт из печи, с ржаным запахом и хрустящей корочкой.
Сели они за стол обедать. На столе уж и хлеб на почётном месте, да сытные щи с молодой капустой, ну и пирожки румяные то с картошкою, а то с яблоком .
- Как зовут тебя, добрый молодец, - Марья Моревна спрашивает.
- Мать Алёшей назвала, дед старый – Лексеем кличет, ну а сестрицы – Лёшенькой, - отвечает он.
- А большая семья у тебя, Алёша?
- Мать, да дед, да сестрицы две, да младший братец, со мной шестеро, с тобой семеро человек будет, - отвечает он.
- Знатно ли я готовлю? – спрашивает его Марья.
- Хлеб хорош! Только чудится, что чего-то в нём не хватает, – говорит Алёша.
- Чего? – испуганно спрашивает Марья, - Может соли или сахара?
- Нет, вроде солоно, только всё же как будто, не так вкусно, как матушка мне готовила, - отвечает он.
- Хм, - призадумалась Марья искусница, - Ты, Алёша, ступай отдохни часок, после нужно в крыше дыру заделать, а не то набежит тучка тёмная, хлынет дождь из неё, да зальёт тут всё.
- Это дело ты Марья говоришь, - отвечает молодец, - Ты ж пока мне рубашку зашей, видишь тут порвалась под мышкою!
Снял он с себя льняную рубаху, взглянула на него Марья и ахнула, зарделись щеки пунцовые, опустились ресницы в смущении.
- Что не так? – спрашивает Алёша.
- Статный ты молодец! – отвечает ему Марья, а сама за иголку взялась уже.
Забрался Алёша на печечку, вздремнуть на часок. Только сон к нему подступил, чувствует, как толкает его кто-то легонько в плечо. Нехотя открыл глаза и видит: стоит перед ним Марья, да рубашку ему протягивает.
- Неужто и готова уже? – удивился он, - Я вроде на часок отдохнуть прилёг, а показалось, как пять минут пролетело.
- Да, время быстро летит, если делом занят, - отвечала ему Марья, - Да и дел ещё в доме много, подожди спать, до вечера далеко ещё. Если сейчас выспишься, то что ночью то делать будешь?
- Эх, не волнуйся, Марья- девица, ночью я ещё крепче усну, да только к утру растолкаешь.
- Солнце половину пути по небу проехало в своей колеснице, нужно и нам за ним поспеть, - ответила ему Марья, - Слазь на крышу, а то погода нынче не предсказуемая, как настроение у капризной женщины, не намочил бы дождик наши сени.
- Знамо дело, - ответил он, натягивая рубаху.
За работой незаметно время пролетело.
Наступил вечер, сели они ужинать.
- Что за знатный супец у тебя, Марья, - стал он с первой ложки похлёбку её нахваливать.
- Изменилось ли что? – удивилась она.
- Ой, не знаю, - улыбнулся Алёша, - Только ем и чувствую, что с любовью еда приготовлена, потому и вкусно мне так.
Улыбнулась Марья, зарделась вся, словно солнышко на закате красное.
За окном уже сумерки крались. Зажгла Марья свечку, да на стол поставила.
- Спать тебе пора, - говорит ему.
- Ну а как же я один и без сказки то лягу? – удивился он, а сам на топчан прилёг, голову рукой подпёр, видимо, слушать её собирается.
- Ты головой на восток ложись, да одежу сними, да на стул повесь,  - говорит ему Марья, - А за сказкой дело не станет. Ты только слушай, да на ус мотай, сказка складываться не устанет, - и начала она ему сказания разные дивные рассказывать про то как город их возник, да про разные другие края заморские, которых он не видал ещё.
Алексей же лежит уютненько так под одеялком, слушает её, а засыпать то и не собирается.
Удивилась Марья и говорит:
- Неужели я плохо сказываю?
- Нет, ну что ты, так интересно мне, что сна ни в одном глазу. Вот дослушать хочу, чем там дело кончилось, - отвечает ей Алексей, - Только холодно мне что-то, ноги совсем замёрзли. Ты иди ко мне, так и голос твой рядом со мной будет нежнее звучать и теплее мне, да и я засну скоро.
- Если усну рядом с тобой, то на утро проснусь женой твоей, - говорит ему Марья.
- Так это же счастье, - улыбнулся он.
- Нет! Счастье - это совсем другое, - возразила ему она.
- Ну так ты мне утром про то расскажешь, - обрадовался он.
Только яркие звёздочки мерцали в ночном небе, перешёптываясь между собой:
- Как там?
- Мне отсюда так плохо видно!
- Ну что? Какие там дела?
- Есть новости?
На утро отправила Марья послание с голубем во дворец своего отца:
«Милый папочка, выбрала я себе мужа по сердцу, по уму да по умениям разным мастеровитого. Жди встречай нас, будем у тебя к обеду. Тогда же и обвенчаемся с твоего согласия и благословения.
Твоя любящая дочь,
Марья Моревна».
Как узнал отец-король ту весть, то от радости велел пир готовить. Поварам да поварятам заказал настряпать блюд разных вкусных, портным повелел шить одежды праздные, платье подвенечное для Марьи да для жениха кафтан с шальварами модными. Женщины озаботились убранством комнат, садовник не пожалел своих лучших цветов для украшения дома. Все старались как могли, готовились к празднику.
Король выехал навстречу Марье и Алексею в карете. И как встретились, все обнялись дружно и порешили между собой жить весело и мирно, к старшим уважение, к младшим – наставления да благой пример для подражания.
И устроили они в королевстве пир, каких свет ещё не видывал. Были на том празднике и маги и фокусники, и шуты-проказники, и разные иностранцы, а после сытного и вкусного обеда устроили танцы.
И как вышли Марья и Алексей посередине залы, напротив друг друга встали да за ручки взялись, и в танце свадебном закружились.
И всякому в тот день радостно и весело было. Мужикам выдали медовухи, женкам их – кому ткани на новый сарафан, кому цветной платок, кому бусы янтарные из казны спустили, детям – конфет и пряников, девкам дарили новые яркие ленты в косы. Чтоб запомнили день этот надолго и поминали словом добрым молодых супругов и старого короля, и желали им скорейшего прибавления в семействе.
Вот и сказки конец! Делу семейному венец!
Выбирайте супружников с умом да по сердцу.
Смотрите в глаза, слушайте, а по делам судите.
(12 сентября 2020)


Рецензии