15 янв. Воскр. Продолжение 14

Отстоял на старый Новый год в наряде. Ночью поднялась суматоха: через меня забегали летчики, техники, командиры. Оказывается в районе города Суруби, духи напали на нашу точку и крепко зажали находившийся там спецназ. Срочно потребовалась поддержка с воздуха. Полетела пара командира эскадрильи. Насколько мне известно, это первый ночной полет на задание. Ночные полеты связаны с большим риском. Кругом горы, можно и врезаться и потерять ориентировку. Через некоторое время я увидел, как далеко на западе в ночном небе загорелись огни. От большого расстояния они слились в один огромный костер. Это вертолеты сбросили осветительные бомбы над тем местом, где разворачивались трагические события. Вертолет Годуна отработал и вернулся, а его ведомого нет. Обычно вертолеты взлетают, улетают и прилетают парами, а здесь возвратился один ведущий. По спокойному, уверенному шагу экипажа направляющемуся к оперативному дежурному, я понял, что ничего страшного не случилось. Вскоре послышался в ночной тревожной тишине рокот вертолета Шокеля. Отлегло от сердца.
В моё дежурство прилетела очередная высокая комиссия. Комиссии очень часто заруливают к нам. На этот раз прилетели маршал, генерал-полковник, генерал-лейтенант и сопровождающая их свита. Непосредственный их прилет и встречу я не видел, потому что сменился и пошел спать. Говорят, что очень скромно встретили. Все генералы в штатской одежде и замаскированы под работников ГВФ. Один генерал остался проверять нас, а остальные поехали в бригаду. О результатах проверки, наверное, завтра объявят на построении. Отлет же маршала был грандиозным. Из бригады нагнали на наш аэродром много техники: БТР, БМП, танки. Солдат видимо – невидимо. Оцепили перрон – большую площадь перед штабом, раньше являвшимся зданием аэропорта. Шел на обед, наткнулся на оцепление. Пришлось обходить. Очевидно, дал маршал взбучку командованию бригады.
Наш шади прилетел, к несчастью, из Гардеза очень скоро. Я с ним, пока есть работа в ТЭЧи, не контачу. Иначе очень плохо.

21 янв. Суб.

Снова грустные вести. Погиб в Гардезе летчик во время проведения операции. Летел на самолете Су-25. облетал район, по которому только что работали. С земли наши ребята видели, как по нему выпустили ракету «Редай» из американского переносного зенитно-ракетного комплекса. Летчик сам не видел, что его атакуют и поэтому не включил АСО. Последние слова его были в эфире: «Самолет потерял управление». Катапультировался, но, очевидно, тогда, когда самолет перевернулся на 90 или 180о. парашют раскрылся не полностью. Наша пара «восьмерок» спасала его. Штыкель в воздухе, Жерихин примостился на вершине горы, касаясь одним колесом земли. Его «правак» - правый летчик – и борттехник выскочили искать летчика сбитого Су-25. Нашли ниже на 100 метров по обрывкам парашюта. Под воздействием высоких перегрузок и удара о каменистую землю тело летчика превратилось в сплошную мягкую массу, и они несли его в гору за лямки парашюта, через шаг останавливаясь и отдыхая. Высота свыше 3000 м и еще 100 м в гору по острым камням. В это время Жерихин проявлял чудеса в управлении вертолетом, удерживая его на месте. А кругом духи, как только они его не заметили. Наконец, донесли летчика до вертолета. Он ещё дышал. Взяли курс на Кабул. За 20 минут до Кабула летчик умер. Майор, командир эскадрильи. Перед операцией его кандидатуру послали на представление к награде «Герой Советского Союза». В этот же день возил туда Жерихин комиссию, но посадить вертолет, как в первый раз не смог. Вертолет дал просадку и рубанул лопастями винта верхушки елей. Когда прилетели обратно, не поверили своим глазам: концы лопастей все разбиты, их обшивка задрана.
Говорили, что зимы здесь спокойные. В этом году активизировались духи даже зимой. Послали в этот район «горбатых» и МиГ-21. Они обработали всю местность «сюрпризами», но только через 2 часа. Духи успели уйти. В результате проведенной операции были обнаружены склады с оружием итальянского и китайского производства, а также тормознули караван верблюдов с оружием. Основные силы духов 1500 человек, 8 танков и другой боевой техники ушли за 10 дней проводимой операции в Пакистан.
Война идет жестокая. Если из какого-либо аула работают по нам, аул сносят с лица земли. Вокруг всё черное. Революционные афганцы, черт бы их побрал, воевать с духами не хотят. И революция им не нужна. Как только наши отходят из очищенного района на место базирования, эти афганцы тоже бегут от туда, кто куда. Кто больше заплатит, за тех и воюют. Революционеры.
Много наши работают по нашим из-за неразберихи. Наш советник рассказывал: заняли наши бойцы высоту, сидят, отдыхают. Появляются две «24-ки» и делают боевой заход на них. Работают НУРсами. Хорошо, что мимо. Улетели. Смотрим, опять возвращаются и снова делают боевой заход на них. Видят наши бойцы, как у ведущего вертолета отрываются с крыльев две «капельки» и летят на них, стремительно увеличиваясь в размерах. Скатились они с вершины вниз. Хорошо, что бомбы разорвались с другой стороны скалы. Летчики этих вертолетов потом рассказывали, что наводили их с земли и с воздуха на квадрат. Зашли, отработали. Пошли на второй заход. Видят красные дыми – значит свои. А люди могли погибнуть зря.
Захватила пехота высоту, которую и захватывать не надо было, потому что над ней две высоты в руках духов, а афганской армии вздумалось провести артобстрел по ней. В итоге трое убитых, 6 раненых.
Вывозили ребят из ДШБ (десантно-штурмовая бригада). Отборные, рослые под 1.80 -1.90 метра ребята. Из 15-ти двое полуживых, остальные мертвые. Нарвались на духов. Наши летчики рассказывали: смотреть невозможно на них. Мутит, теряешь сознание, а ребята из похоронной команды берут из за руки и за ноги и забрасывают в дверь вертолета, как мешки с мукой. Время дорого.
При посадке разбился ретранслятор вертолет Ми-9. Закрутило. Летчик катапультировался, но погиб. Остальные два пилота сгорели.
Дожили до того, что пропал самолет Ан-12, и никто не знает где он. потери большие. Мы живем спокойно, тьфу, чтоб не сглазить.
Теряем людей зря. Прилетел подполковник подполковника заменять. Выпрыгнул из вертолета и попал под хвостовой винт другого вертолета. Только: чирк-чирк и полчерепа нет.
Еще анекдот из Гардеза. Решили построить новый туалет. Надо яму копать, а грунт мёрзлый (там морозы до 25оС ночью) и каменистый. Что делать? Три толовый шашки придавили камнем на этом месте, вставили запал от гранаты, отошли в укрытие, дернули за веревку, привязанную к кольцу запала. Как рвануло! Метрах в 300-х ехал УАЗик с комиссией. Осколок этого громадного камня (его разнесло при взрыве на куски) пробил крышу УАЗика и прошил машину насквозь. Водитель резко нажал на тормоз. Высокие чины попрыгали из машины на землю и поползли по грязи от машины с придавленными криками: «Обстрел, духи»! и т.д. Это был концерт. Наблюдать всё это совершенно спокойно со стороны, как они ползут на толстых животах в разные стороны от машины по непролазной грязи, без смеха невозможно. Хорошо, что все живы!
Кстати, писал или нет, не помню. Выхожу однажды по нужде и глазам своим не верю: вечером туалет наш самодельный стоял на месте, а сейчас его нет. Как-то не по себе стало. Строительный материал здесь очень ценится – не брезгуют и туалетами. Воруют.

22 янв. Воскр.

Вчера был капитальный обстрел аэродрома. После ужина я сидел и смотрел фильм в нашем летнем «кинотеатре» - «Служебный роман», а мины рвались на первой стоянке, как раз напротив нас в метрах 250 – 300. на периметре шла, как всегда, пальба из автоматов и пулеметов, ухали гаубицы, над нашими головами работал вертолет, с земли духи работали по нему.
Я сидел и правым глазом смотрел на свинцовый дождь в районе первой стоянки, а левым на родной, осенний, московский дождь на экране. Три бойца, сидевшие впереди меня, встали и побежали в сторону стоянки отстреливаться, видимо они были из батальона охраны. А все остальные лишь слегка подпрыгивали на скамейках от раскатов гаубиц и продолжали смотреть хороший веселый фильм. Довольно долго, почти весь этот двухсерийный фильм стоял грохот и трескотня выстрелов. В конце фильма, когда более или менее стихло, трое бойцов вернулись досматривать фильм. Их спросили в чем было дело на периметре. Они рассказали, что стоянку духи потрепали основательно. Легко ранило одного бойца. По этому поводу один боец сказал: «Ничего, заживет, как на собаке».
Великое, нечеловеческое вырабатывается здесь презрение к смерти. Когда начинается очередная заваруха, даже мысли не приходит, что тебя могут убить или ранить. Может это от того, что точно не знали, что начался и продолжается обстрел. Никто официально не объявлял. Может от того, что уже привыкли и каждый человек надеется, что пронесёт. Дух закаляется железно.
Утром поехали на первую стоянку осматривать вертолёты. Один вертолет в решето и свежая ямка в земле от мины неподалёку от него. И ещё три вертолета слегка по потрошило. Есть места на вертолете, где пробило обшивку насквозь. Хвостовая балка и стекло кабины оператора вертолета повреждены. Стало не по себе, потому что если бы этой мине вздумалось пролететь лишних 200 – 300 метров вперед, то она угодила бы прямо в наш «зрительный зал». Полегло бы много народу. Взял трофейные осколки мины, застрявшие в обшивке вертолёта на память.


Рецензии