Минск 1, Выставка картин П. А. Белова

В Минске я был несколько раз, как в командировках, (там было размещено отделение нашего института), так и в гостях у  родственников жены. Но больше всего мне запомнилась последняя командировка. Примерно в апреле-мае 1989 года нашего главного специалиста и меня пригласили в наше отделени. Нас просили выполнить экспертизу по одному, выполненному ими проекту. Эту работу мы успешно выполнили, но от этой поездки сохранилось кое-что еще. В качестве культурной программы мы посетили три объекта, о которых я хочу рассказать.

Гуляя по Минску, мы случайно набрели на один из художественных салонов, где в это время была выставка картин художника Белова.
                Белов Петр Алексеевич (1929-1988гг)-театральный художник Центрального Театра Советской Армии в Москве. Только в конце жизни после инфаркта у него появилось время, свободное от декораций, от театральных постановок, чтобы посвятить его любимому делу - живописи. Но в последние годы он стал писать не пейзажи, а…                Все его картины, выставленные  на этой выставке, были специфическими и посвященные одной теме  «Сталинским репрессиям». Это были сгущенные до символов обвинения тоталитарному монстру эпохи - сталинизму.  Конечно, без иллюстраций не получишь того впечатления, какое мы получили от этой выставки. Но попробую рассказать.
                Вот «Песочные часы», они изображены на фоне вождя, а в колбе вместо песчинок человеческие черепа многие тысячи загубленных человеческих жизней.
                Вот иллюзорно -точно написанная, совсем как настоящая, «Пачка папирос «Беломорканал»».  Пачка разорвана. Из нее просыпались какие–то ... крошки... табак, что ли... Но, если подойти поближе, вглядеться, это не табак... Люди, сотни людей, заталкиваемые внутрь этой пачки рукой, держащей знаменитую трубку. этого незабываемого Беломоро -Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней.
                Вот «Сапоги вождя», (сразу узнаваемые) на поле одуванчиков, где в каждом одуванчике - их бесчисленное множество - мутно просвечивают лики… лица… души растоптанных.
                Вот Пастернак, вмурованный в стену, из которой пробились только лицо и кисть руки, а это Мейерхольд, которого можно узнать только по фотографии в удостоверении. 
                Вот прорубь во льду. Если вглядеться можно увидеть лицо М. Булгакова.и т.д. и т.п   
Я рассказал только о некоторых картинах, а их было много.

Далее был второй объект, который оставил еще более угнетающее впечатление. Но это в следующем рассказе.
               


Рецензии