Всем кому я должен, я прощаю

Мой отец любил говорить: «Всем кому я должен, я прощаю!» Я не слишком задумывался о значении этой фразы, пока однажды не объяснял кому-то, что долги нужно отдавать и привёл в качестве аргумента, эту фразу. Мой собеседник указал мне на то, что эта фраза означает нечто совершенно обратное, однако я почему-то с детства воспринимал эту фразу, так, что свои долги всегда нужно отдавать…

Может ключевые слова, которые меня смутили в этой фразе, были: «Я прощаю!» Ведь прощение – это хорошо? Сразу вспомнился фильм «Список Шиндлера», я смотрел его 20 лет назад, но многие моменты из фильма откликаются в моей душе до сих пор. Один из главных героев – это садист Амон Гёт, который являясь комендантом концентрационного лагеря, наслаждается своей властью, убивая людей по своему желанию. Однажды Оскар Шиндлер, пытается объяснить ему, что настоящая власть заключается не в том, чтобы убивать людей по своему усмотрению, а в том, чтобы имея над ними полную власть, прощать их. После этого Амон Гёт, стоит перед зеркалом и любуется собой, произнося фразу: «Я прощаю». Его прощение не имеет ничего общего с добродетелью, он хочет лишь больше власти и, в конце концов, продолжает убивать невинных людей.

Мой духовный отец (духовник), говорил другие фразы о долгах: «Если ты сделал, что-то хорошее забудь об этом, но если что-то хорошее сделали тебе, ты не вправе забывать об этом» и «Никогда не будь у кого-либо в долгу, пусть лучше другие будут твоими должниками». Прямо почувствовал, что можно писать книгу, наподобие: «Бедный папа, богатый папа», но не про деньги, а про отношение к жизни, например: «Папа атеист, верующий папа» или «Земной папа, духовный папа».
Сложно прожить совсем без долгов, но можно их потихоньку отдавать. Родители дали нам тело, любовь, образование и воспитание, сложно отдать такой долг, но можно постараться это сделать через уважение, заботу и почитание:

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Исх.20:12

Душу живую, прекрасное творение и план для жизни нам дал Бог и мы все в неоплатном долгу перед Ним, однако своей любовью и добротой по отношению к другим, мы можем возвращать свой долг:
«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
1Иоан.4:20

Природа кормит и обогревает нас. Мы пользуемся всеми её дарами, и можем отдать свой долг ей - сохраняя её и оберегая её для будущих поколений. Природа «ждёт», когда человек образумится и будет управлять ею с заботой и любовью:

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее».
Рим.8:19

Множество людей приняло какое-либо участие в нашей судьбе – это и родственники, и учителя, и друзья, и люди, которых мы не знаем, но которые делают так, чтобы в магазинах была еда, а в домах были свет, вода и тепло, а на улицах было безопасно, а в больнице, нам могли удалить воспалившийся зуб. Сразу всплыла картина из фильма «Изгой», когда оказавшись на необитаемом острове, главный герой, мучаясь зубной болью, страдал от того, что никого не было рядом, чтобы помочь ему. Мы можем начать отдавать свои долги, пытаясь поддержать хотя бы тех, кто находится рядом с нами.

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
Иак.2:15-17

Иногда люди говорят: «Я никому, ничего не должен», но это просто самообман, ни один человек не смог бы появиться на свет и жить совершенно независимо от других людей, природы и Бога. Чем раньше, мы это поймём, тем быстрее вступим в отношения всеобщей взаимозависимости, где нет неважных и ненужных.

«Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон».
Рим.13:7,8

Как вывод: мы итак в неоплатном долгу перед Богом, природой и сообществом людей, сформировавшим нас, поэтому самое разумное поведение - стараться создавать меньше дополнительных долгов; если уж задолжали, то обязательно отдавать и лучше с лихвой; а если должны вам, то по возможности прощать.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»
Матф.6:12


Рецензии