Базарный день

    Сегодня у нас с ребятами был важный день. Сегодня нужно было помочь деду Егору продавать черешню. Дело это не хитрое, как сказал дедушка Егор, но ответственное. Сам дед, должен был отлучиться ненадолго от рынка, сходить на почту, за пенсией, а в это время его кто-то должен был подменить. Вызвались мы с ребятами. Поэтому, проснулись рано, оделись потеплее, взяли велосипеды и пошли к деду.
    Дед Егор ждал нас у калитки. Ящики с черешней были привязаны к багажнику его велосипеда, а на руле болталась торба.
– Готовы, ребятушки? – спросил он, как обычно по-доброму прищурившись одним глазом.
– Готовы! – сонными голосами ответили мы.
– Ну, тогда поехали! – скомандовал он и перекинул ногу через раму.
    Мы колесили по мокрому от росы асфальту и из-под колес раздавалось влажное шуршание, которое можно услышать только поутру. С разных сторон доносилось птичье пение, где-то вдали мычали коровы, гудела ферма. На ферме шла утренняя дойка. По пути мы проехали колхозную свинарню, увидели нескольких неугомонных поросят, пролазивших в дырку забора то туда, то обратно. Свернули вдоль пожарного ставка. И дружно направились к трассе.
     Спустя 20 минут мы уже были на месте – в соседней деревне, на базаре. Несмотря на раннее утро на рынке было достаточно шумно. Кто-то продавал молоко, сметану и творог. Кто-то помидоры и огурцы. Кто-то колбасы. Мы же выставили ящики с черешней.
– Постойте-ка, ребятки, я посмотрю, какая цена сегодня на черешню, – скомандовал дед Егор и пошел по рядам.
     Не успели мы осмотреться, как он уже стоял рядом с нами и что-то вычерчивал черным фломастером на куске картонки.
– Вот! Чтобы вам было проще, цену я напишу на бумажке, только следите, чтобы она не улетела. А это вам весы и кулечки, – и дед Егор достал из прикрученной к рулю торбы весы-кантер и одноразовые пакеты. – Пользоваться-то умеете?
– Я умею, – сказал Мишка. – У моей тети такие, она тоже иногда на рынке торгует.
– Ну, хорошо, - сказал дед. – Я тогда пойду по делам, а вы торгуйте. – И ушел.
    Мы свалили велосипеды в кучу, стали рядом с ящиками, и начали ждать «своего покупателя». «Свой обязательно вас найдет и не пройдет мимо» – научил нас дед Егор. Да, только как бы мы не вглядывались в лица, тех кто проходил мимо, «своего» в них так и не находилось. Кто-то даже не смотрел на нашу черешню. Кто-то пробовал и шел дальше. И от этого становилось все грустнее.
 – Эй ребята! Что носы повесили! – обратился к нам веселый дяденька армянин, торговавший напротив нас колбасой. – Так вы ничего не продадите! 
 – А как? – спросил Мишка. – Никто же даже не подходит!.. 
– А вы зазывайте людей! Сами радуйтесь и другим будет радость! Кто-то что-то да купит! – подмигнул он нам, и как закричит: «Подходи народ! Кто сегодня колбасу берет?! Колбаска вкусная, свежая! А к колбаске кусочек сыра! А к сыру кусочек сала!»
   И только он это прокричал, как к нему подошла толстая женщина и купила, и кольцо колбасы, и кусок сыра, и сало.
– Вот так, – сказал армянин и снова подмигнут нам.
– Поняли, как надо! – повернулся к нам Мишка. – Давайте ребята, что кричать будем? Деда Егора подводить нельзя. Нужно все продать!
– Неудобно как-то – запротестовал Вовка. – Я так не смогу!
– А мне удобно! Я хочу, чтобы «свои покупатели» пришли, – сказал я. И предлагаю, кричать по очереди, чтобы почестному было.
– Тогда давайте посчитаемся – предложил Мишка, кто будет первым. – Раз, два, три, четыре, пять! Будешь первым ты считать. Будешь первым отвечать. Раз, два, три, четыре, пять! – Первым выпало кричать мне. И я закричал:
– Черешенка сладенькая! Вкусненькая! Свеженькая! Только с дерева! Подходи народ, кто сегодня черешню берет?!
    Но, никто не подошел. Тогда я набрался смелости и еще раз закричал:
– Черешенка сладенькая! Вкусненькая! Свеженькая! Только с дерева! Подходи народ, кто сегодня черешню берет?! – И еще раз:
–  Черешенка сладенькая! Вкусненькая! Свеженькая! Только с дерева! Подходи народ, кто сегодня черешню берет?!
    И тут, о чудо, к нам подошла старушка. Наклонилась, посмотрела на бумажку с ценой, попробовала черешню и попросила взвесить ей пол килограмма, для внука.
    Мы были счастливы! Эта первая продажа придала нам уверенности, и тут Мишка говорит:
– А теперь давайте-ка я позазываю! – И начал кричать: «Черешенка красненькая! Черешенка румяненькая! Так и просится в рот! Подходи народ!»
   За ним эстафету принял Вовка:
– Ах, черешня! Ай, да сладкая! Так и просится в рот! Подходи народ!
   И к нам подошел мужчина, наклонился, попробовал черешню и попросил взвесить ему ящик. Как это сделать мы не знали, тогда он ушел и вернулся с ведром. Мы сначала взвесили пустое ведро. Затем пересыпали в него черешню и снова взвесили. Отняли от того что получилось вес пустого ведра и получили вес черешни. От этих математических операций нам показалось, что мы не ящик черешни пересыпали в ведро, а картошку ведрами с огорода перенесли в погреб. Но как только дядечка скрылся с глаз, и как только деньги были спрятаны в кошелек, на душе стало легко и весело и мы снова стали нахваливать свою черешню.
– А давайте будем соревноваться, кто лучше похвалит черешню и к кому больше покупателей подойдет! – предложил Мишка.
– Давайте – поддержал я, и мы начали по очереди хвалить свою черешню.
– Черешню покупайте! Витамины поедайте! – закричал Мишка.
– Ах, черешня вкусная! Ах, черешня красная! Красная-прекрасная! Подходи! Не зевай! Пока есть, покупай! – закричал я.
– Купи черешню красную, станешь ты прекраснее! – закричал Вовка.
– Попробуйте черешенка какая красная, будет голова у вас ясная! – снова отозвался Мишка.
– Эх, черешня, ты, моя черешня! Есть черешню вместе интересно! – поддержал Мишку я.
–  Купите черешенку! Купите хоть жменечку – будет вам радость, а нам с дедом денежка! – закричал Вовка!
– Черешня, черешня! Покупай черешню! – выкрикнул Мишка.
– Черешня, черешунечка! Для деток, для тетечек, для бабулечек! – завопил Вовка.
    Мы так увлеклись сочинением зазывалок, что совсем не заметили, как наша торговля превратилась в настоящий цирк. Вокруг нас собралась местная ребетня, на нас обернулись, и смотрели, все кто стояли рядом со своим товаром, и даже несколько взрослых прохожих задержались чтобы поглазеть на непонятно чем занятых ребят.
    Как вдруг армянин, торгующий колбасой, громким голосом сказал:
– Все ребята! Уговорили! Давайте я куплю у вас все, что осталось, а то вы мне всю торговлю своим цирком срываете! Только чур гнилые ягоды повыбрасывайте с ящика, за гнилые платить не буду. Нате вам, чистый ящик взвешивайте и перекладывайте сюда свою черешню.
    Он подошел к нашей черешне, взял горсть, другую, перекинул с места на место, осматривая ягоды и найдя одну гнилую бросил ее в сторону.
– Нет, – сказал Мишка, – гнилые выбрасывать не нужно. Я видел, как дед Егор у них гнилой бочок ножом срезает, а целый ест. Давайте ему их соберем.
     И мы, перебрав последнюю черешню, переложили и взвесили ее для армянина, а ту, что оказалась с подгнившим бочком сложили в пакетик для дедушки Егора. Ждать деда мы не стали, а сели на велосипеды и поехали домой, попросив армянина предупредить дедушку, когда он придет, что мы уже справились с делом и поехали обедать.
     После обеда, мы снова собрались у калитки деда Егора и стали ждать, когда же он вернется. Но ждать долго не пришлось, почти сразу же в конце улицы появился знакомый силуэт и уже через минуту дед стоял рядом с нами.
– Ну и быстрые же вы ребятки! – сказал дедушка Егор. – Управились раньше меня! Как же это вам удалось?!
– А мы, дедушка, – начал объяснять Мишка, –  разные зазывалки придумывали, вот у нас все быстро и купили!
– Вот твои деньги, дедушка, – протянул я кошелек. – А вот тебе твои любимые подгнившие ягодки!
– Помощники вы мои, – сказал дед. И прослезился…

Отрывок из книги "Я, Мишка и Вовка".


Рецензии