Склеить расползающийся мир

    Недавно был у меня разговор с близким по духу человеком на неиссякаемую русскую тему «Что делать?». Время ныне  уже  предантихристово, но делать ведь что-то нужно, сопротивляться его наступлению… Есть, конечно, замечательный совет Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Смысл его в том, что надо поселить в своем сердце Христа.
    Прекрасный и верный путь, причем у него есть два несомненных преимущества. Это - полная независимость от внешних условий существования  и возможность  самому задавать скорость движения. Но ощутима все же некая неполнота такого ответа на поставленный вопрос. Особенно, если слова преп. Серафима выкладывают, как козырь в беседе на общие темы. Такие как о всесилии непотопляемых олигархов, разрушенном станкостроении, образовании, культурном одичании...При этом говоря: «начни с себя, все равно от нас  и нашего мнения ничего не зависит. Цветные революции ведут в тупик, а другие возможности практически отрезаны». И вроде все правильно...
     Оглянемся вокруг, что мы имеем? Страну, где последние сто лет уничтожали целые сословия и культурные слои. Можно сказать оставили голую почву без гумуса. Общество, где последние тридцать лет жили без какой-либо вдохновляющей общественной идеи за счет «трубы» и советского материального наследия. Здесь  я не открою  ничего нового, потому вернемся к заданному вопросу.
     В конце 80-х годов, живя в Киеве, я около года ходил к Золотым воротам на Вахту мира. Это была международная инициатива. В разных городах, в определенное время в одном и том же месте собирались единомышленники. Собирались затем, чтобы посылать миру «волну Любви». Смешно, наивно? Пожалуй, и выглядит сие очень легковесно по сравнению с «трапезой Любви» — божественной Литургией, совершаемой во всех православных храмах. Но сейчас, спустя тридцать лет, мне кажется, что было в том начинании нечто весьма и весьма ценное.
     Во время богослужения люди в молитве должны соединяться с Богом и  между собой. К сожалению, в реальности так происходит далеко не всегда. Почему —  длинный разговор, но чаще всего из-за фарисейства, проникающего в стены Церкви и многие души. А вот в неформальной обстановке возле Золотых ворот единение, общий настрой на высокую волну — Добра и Света, возникал практически всегда. Хотя там бывали разные люди: приходили и католики, и адепты учения Рерихов, и так называемые «ивановцы». Предвижу негодующее восклицание: «Да это было похлеще, чем экуменическое сборище!». Ничуть. Скорее - это было собрание людей, решающих одну тактическую задачу, как в 2014 году на Донбассе, когда  в борьбе за Новороссию объединялись люди с разными политическими взглядами: условно белые и красные.
     Некоторые люди на «стояния» у Золотых ворот приходили с плакатами. Один из них сохранила память: «От мира в душе, к миру в семье и миру в стране». Мне представляется, что это наиболее верный ответ на вопрос: «Что делать?».  При фрактальности разрушения, охватившего все стороны и все уровни общественного бытия, склеить его можно только снизу вверх, начиная с себя и создавая малые кластеры сопротивления антихристу. И самая важная линия фронта - спасение института семьи. Без  этого ничего «вытянуть» не удастся.


Рецензии