Маленькие Трагедии А. С. Пушкина и Моральные А 22
Моральные Абракадабры 1991, часть 4Д,
«Пир Во Время Чумы»
Преступление и Наказание.
Суд и Оправдание.
(из А. Кристи: «Истинное величие Судьи — в способности покарать Себя»).
Никто не сомневается: А. С. Пушкин выражает свои мысли только через монологические высказывания разных типов ПРЕСТУПНОГО СОЗНАНИЯ; читатель получает обширные объяснения поступков Сальери — но не слышим внутреннего голоса Моцарта; мы точно знаем и понимаем Барона Филиппа, но в чём сомневается Альбер — и неточно, и неинтересно автору; Гуан, не стесняясь, объясняет истинные мотивы своего поведения (+ Лаура); остальные — в беглых сюжетных репликах, в силу своей простоты даже не развёрнуты. Ещё раз: ЗАЧЕМ? SO: “МТ» откровенно напоминает ИСПОВЕДЬ, и мы узнаём во всех подробностях, как Зло успешно мимикрируется, ищет себе оправдания и находит бесспорные аргументы для своих преступных действий. («МТ» считается замечательным материалом для анализ понятия АНТИ-ЦЕННОСТЬ, что «гораздо опасней любого порока»). А. С. Пушкин предостерегает.
«МТ» — уникальный прецедент беспощадной авторской интроспекции, результат которой призван «жечь сердца людей», успеть предупредить зарождение и развитие этих нравственных девиаций в душах для будущего. Своеобразное принесения себя в жертву.
Ф. М. Достоевский: Роман «Преступление и Наказание»: Преступление: 1часть; Наказание: 2, 3, 4, 5, 6 части, (эпилог).
А. С. Пушкин: «МТ»: Преступление: 1, 2, 3 трагедии; Наказание: 4 трагедия.
СУД— в Рус. Литературе представлен в огромном количестве и в самых различных изощрённых формах. Пугающий суд М. Ю. Лермонтова — его самое страшное и сильное «На смерть поэта» (1837). (Поясняющий эпизод — в «Портрете» Н. В. Гоголя (вариант—1834): СУД — пытаясь спасти проклятую душу, продажный художник пытается изобразить нечто подобное «Страшному Суду» (вариант «отпадшего ангела»); выставляет комиссии работу — и все разбегаются в ужасе: «святые» персонажи картины имеют сатанинские лица (эффект «Сарказма Пиковой Дамы»). Сатанический восторг в стихотворении М. Ю. Лермонтова не скрываем: соперника больше нет. «На смерть поэта» — торжество Сил Ада, очередная АНТИ-ЦЕННОСТЬ.
А. С. Пушкин: СУД— «Жил на свете рыцарь бедный» (1835); «Нечистый» проигрывает борьбу за Душу: «Но пречистая сердечно/ Заступилась за него/ И впустила в царство вечно/ Паладина своего». А. С. Пушкин несоизмерим в своей универсальности (сравнения с М. Ю. Лермонтовым недопустимы ни при каких условиях): «Милость к павшим призывал» — такое по определению недоступно всем остальным. (Опять Ф. М. Достоевский, роман «Идиот» - декламация и размышления о стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный», опять, как тень преследующий проклятый мотив самоубийства — Ипполит Терентьев).
«Пир» заканчивается приходом Священника для вынесения приговора, (+ обвинительного слова прокурора, + оправдательной речи адвоката — только одна реплика, завершающая все в сумме диалоги героев «МТ»). Аминь.+.
Свидетельство о публикации №220112801606