Мой египетский сад. Ива
Ива – одно из первых береговых, околоводных деревьев в любом краю, и в древней нильской долине она встречалась в изобилии. В ныне крайне бедном дикими деревьями Египте иву до сих пор ещё рубят ради лозы для плетения корзин и жердей для виноградных шпалер, выделки сёдел для верблюдов и деталей водоподъемных машин. У древних египтян узкие стволы и ветки ивы тоже служили плетнями и перголами в виноградниках и кольями в шатрах, а уж в искусстве плетения подданным фараона не было, кажется, равных. Из той малой толики древесины, что даёт излишне многоствольное плакучее дерево, египтяне умудрялись делать рукояти ножей и ларцы.
В языке египтян до сих пор живо слово «сафсаф» – оно образовано от коптского названия особенно красивого вида ивы, растущего в Африке. Ива капская серебряная (остроконечная) – высокое, до восьми метров, изящное дерево, двудомное, и это немаловажно – потому что для лекарств египтяне собирали плоды ивы, а они заводятся только на женских деревьях. В природе последних больше, и мужские отличаются от них во время цветения – на них густо высыпают белые серёжки. У этого вида ивы египтяне брали листья для изготовления погребальных венков, красиво чередуя их листья в ряду то тёмной, тыльной стороной, то серебристой изнанкой.
Листья ивы включали в себя сложносоставные венки фараонов Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутанхамона и царевны Несихонсу. Значение ивы в религиозной символике того времени трудно преуменьшить – это священное дерево самого Осириса наряду с тамариском. Но тамариск был траурным деревом, в стволе которого долгое время был скрыт гроб Осириса. А вот ива знаменовала возрождение убитого бога природы. Как ни один другой народ древности египтяне осознавали опасность недостатка деревьев перед лицом пустынь, и ряд праздников служил поводом к ритуальной высадке той же ивы.
Среди прочих – день воздвижения столба «джед», финал осенних мистерий Осириса в месяц хойяк (ка-хор-ка), во время которых правили обряд «подымания ивы». Иву также сажали и в дни паводка, когда природа расцветала и люди праздновали возвращение на родину богини, управляющей росой и ливнями – Тефнут. На что же похожа масса мерцающих серебром узких листьев в ивовой кроне, как не на потоки дождя? Во времена фараона Рамсеса III саженцы ивы готовили к пятидневному Празднику пастбищ, справлявшемуся с 9-го числа второго месяца сезона Выхода (отступления паводка), когда жертвы на алтарях не просто освящали – их сжигали дотла, сливая с огненной сущностью божественного Солнца.
Ива благословляла собою плодородие почвы, устанавливала рост всех прочих растений окрест и обещала щедрый урожай. Такие ивовые насаждения, вероятно, образовывали весьма полезные живые изгороди между пустыней и пажитями, они украшали аллеи в частных садах знати. И даже в гиблых, казалось бы, местах – в некрополях, практически в пустыне, люди сажали ивы у порогов гробниц. Значит, там были когда-то и ключи, и колодцы. В древних медицинских папирусах ива упоминается очень часто, но египтяне, похоже, использовали её ещё очень интуитивно, не осознавая толком её свойств и больше полагаясь на её сакральную репутацию.
Так, например, при зубной боли человека просто окуривали сжигаемыми листьями ивы, окроплёнными жидкостью и смешанными с другими ингредиентами (папирус Берлин, 75). Утешение тут слабое, прямо скажем. Но вот другие рецепты вполне толковые. Горькими листьями ивы разжигали аппетит, их привязывали к опухолям, переломам и воспаленным участкам на теле. До сих пор в синайских регионах из листьев ивы делают тонизирующий чай, а отваром её коры лечат головную боль и ревматизм.
Из порошка коры на воде делают пасту и наносят её на голову или суставы, фиксируя повязкой. В древности делалось то же самое, только к листьям ивы щедро добавлялись и разные другие компоненты (например, зизифус, акация, лук, сикомора, соль, кумин). Был ли важен для древних египтян вид используемой в лекарствах ивы, неизвестно. Но копты в одних рецептах использовали именно остроконечную иву, а в других – иву белую. Ею обычно лечили мучительные поражения кожи. Так, в папирусе Чассинат (§ 231) при псориазе рекомендован пепел из ивовых листьев в розовом масле.
Слева на иллюстрации – виньетка из папируса (Книга мёртвых певицы Амона Хирубин (Хир-вебен-хет), Египетский национальный музей в Каире, инв. № SR 19325, TR 14/7/35/6): молитва у святого источника. Крокодил "стережёт" иву, растущую на берегу потока в потустороннем мире. Третий Переходный период в истории Египта, X-й век до н.э. (1075 - 945 гг. до н.э.), XXI-я династия
Источники:
Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.
Сиуда Тамара Л. Древнеегипетский ежедневник./Tamara L. Siuda The Ancient Egyptian Daybook (HB). Lulu.com, 28 дек. 2016 г.
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian
Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.
Эль Саххат Саад Мохамед. Лекарственные растения в Древнем Египте. Дипломный проект для защиты в Университете Барселоны./El Shahhat Saad, Mohamed. Plantas medicinales en el antiguo Egipto. Trabajo Final de Grado. Universidad de Barcelona. Facultad de Farmacia. Convocatoria julio 2015.
Уилкинсон Р. «Символ и магия в египетском искусстве»/Symbol and Magic In Egyptian Art Wilkinson, Richard H by Wilkinson, Richard H. New York, N.Y. : Thames and Hudson, 1994.
Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. Папирус Ани из Британского музея. Пер. с англ. С.В. Архиповой. Издательство: Алетейа ISBN: 5-89321-115-4 2003 г.
Бадж Э.А.У. Египетский иероглифический словарь/E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List, and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, Etc,. Courier Corporation, 1978
Свидетельство о публикации №220112801702