Людмила Сахарова Лебединая песня

               
                ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

   
   Анна Павлова - гениальная русская балерина, равной которой не было в начале ХХ века. Всю свою жизнь она служила Искусству Танца и только ему. Со своей балетной труппой она объехала весь мир. В газетах того времени писали о ней: «Павлова – это во всех странах Нового и Старого света уже не только фамилия, а название эпохи искусства».

   Девочка родилась семимесячной. Мать – прачка, у которой не сложилась жизнь с мужем, души не чаяла в своей крошечной дочурке, которую кутала в вату, стараясь сберечь ее хрупкую жизнь. Аннушка росла хилым, задумчивым  ребенком. Она много времени проводила дома, рассматривая книжки с чудесными картинками, изображающими неведомых принцесс. Однажды мать взяла дочь на спектакль «Спящая красавица»,  в котором сказочные образы ожили на сцене. Это стало потрясением для впечатлительной Анны, которая после спектакля серьезно заявила матери: «Я вырасту, и буду танцевать, как принцесса Аврора».
   Анна Павлова осуществила свою мечту: стала воспитанницей Петербургского театрального училища. Выдержала поистине монастырскую жизнь, строгую дисциплину, упорную работу у балетного станка. Про нее говорили учителя: «Слабенькая, но есть воля и упрямство». В 1899 году она успешно закончила училище, и стала ведущей артисткой императорских театров.
   Знаменитый «Лебедь» Анны Павловой появился впервые  на сцене в декабре 1907 года. Михаил Фокин поставил для Павловой танец-монолог. Костюм для бессмертного номера был выполнен по рисунку художника Льва Бакста. Публика была потрясена исполнением танца. Руки танцовщицы подражали взмахам крыльев птицы. Чуть заметный перебор ног дополнял эффект скольжения лебедя по глади озера. В этом танце балерина становилась прозрачной, неосязаемой, бестелесной. «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь», - говорили художественные критики в рецензиях на ошеломивший их танец Анны Павловой. Композитор Сен-Санс, увидев Павлову в «Умирающем лебеде», поставленном на его музыку, воскликнул: «Шедевр музыки находится в исключительной гармонии с шедевром танца».
   В 1909 году в театре появился  новый чиновник по особым поручениям – Сергей Павлович Дягилев, который скоро развил бешеную деятельность, устраивая одну за одной художественные выставки русского искусства, не только в Москве и Петербурге, но и в Париже, сразу завоевав  признание тамошних ценителей искусства.
   Почувствовав большой интерес Запада к русскому искусству, Дягилев приступил к организации знаменитых Русских сезонов, которые включали в репертуар оперу и балет. Он сам отбирал артистов, костюмы, музыку, разрабатывал постановки спектаклей. Из петербургских танцовщиков и танцовщиц была намечена «молодая» группа, в которую вошла Анна Павлова, гениальность которой одним из первых оценил именно Сергей Павлович.
   В мае 1909 года состоялся первый спектакль русского балета в Париже, который был принят парижанами как своего рода потрясение. Современник заметил: «Русские балеты перевернули Францию и увлекли толпу в экстаз». Весь Париж восторгался и рукоплескал русскому балету и первой приме его Анне Павловой.
   Для Дягилева участие Анны Павловой в его знаменитых русских сезонах означало гарантию успеха. Сергей Павлович рассчитывал на длительное пребывание Павловой в заграничном турне, но она неожиданно проявила характер: покинула дягилевский балет в разгар его успеха, в 1910 году. Главной причиной ее ухода был танцовщик Вацлав Нижинский, которого Дягилев прочил в звезды балета. Павлова желала блистать одна. Она не любила ни с кем делить успех. Уход Анны из труппы театра был для Дягилева большим разочарованием.
    После парижского успеха весь мир был открыт перед русскими артистами. Многие отправились на гастроли в разные части света. Анна Павлова после Англии уехала в Америку, где ей неизменно сопутствовал успех и признание. Успех ее гастролей был велик даже по американским меркам. Мировые газеты пестрели отчетами о ее триумфах: «Это удивительнейшая артистка, и танцы ее – поэма».
   В Петербурге Анна Павлова теперь появлялась редко и на правах гастролерши. Русские газеты сообщали: «После долгого отсутствия к нам приехала на короткое время  первая в настоящее время звезда русского балета Анна Павлова. Неутомимая балерина выступала в последнее время в Нью-Йорке, в Сан-Франциско, в Канаде, Германии и Австрии, завоевывая все новые страны для русского искусства». Балерина собиралась вернуться в Россию после ряда гастролей, но время резко изменилось. Объявление войны застало ее в Берлине. Путь на родину был закрыт. А скоро она узнала, что в России произошла  революция.   
После 1917 года начался «великий исход» артистов из России, особенно артистов балета, среди которых оказалась и Павлова. В России оставались единицы. По устойчивой балетной легенде, вождь мирового пролетариата Ленин, встретившись однажды с балериной бывшего императорского театра, пожимая ее хрупкую руку, якобы произнес: «Я рад, что вы с нами»,  на что балерина, ничуть не смущаясь, ответила: «Я вовсе не с вами, я просто не успела уехать со всеми».  Павлова успела.
   Анна Павлова купила знаменитый «Айви-хаус», коттедж на окраине Лондона, с великолепным садом и прудом, где плавал ее любимый ручной лебедь Джек. Здесь, далеко от России, Анна Павлова пыталась создать уголок, напоминающий о ее родине. Высаживала березки, заботилась о птицах. Учеников своей английской труппы потчевала русскими кашами и борщом.
   При всей своей утонченности и преданности балету Павлова была человеком своего времени. Она, как всякая красивая женщина, любила мир моды, охотно фотографировалась и позировала для известных домов моды Парижа. Ее с удовольствием снимали известные фотографы. Она обладала великолепной фигурой, никогда не носила корсета. Появился даже стиль одежды «а ля Павлова».
   Ее придирчивость при покупке нарядов вошла в легенду. Часто с трудом купив, понравившуюся вещь, вскоре отдавала ее за ненадобностью девушке из кордебалета. Всегда возила с собой любимый сундучок с обувью на 36 пар – на все случаи жизни. Половину из них раздавала счастливым обладательницам похожего размера.
  Павлова была разной, человеком настроения: то капризной, даже самодуркой, заставлявшей плакать балерин своего балета, то становилась им «матерью», смазывая йодом ушибленные коленки, снабжая их деньгами. В труппе ее обожали, преклонялись перед ее красотой и талантом, прощали ей несправедливые обиды. И она платила им любовью, но все же себя всегда считала первой во всем.
   Современники вспоминали, что в труппе Анны Павловой была балерина Валентина Кашуба – исполнительница характерных танцев. Павлова любила ее и часто говорила: «Ты настоящая артистка! Моя Кашуба!» Однажды, во время гастрольной поездки в Испанию король Альфонс XIII, известный ловелас, спросил у Анны Павловой, приехала ли с ней  - «Жемчужина – прекрасная Кашуба». Такого комплимента в адрес другой балерины прима вынести не могла и заявила, что в ее труппе только одна жемчужина – она сама и другой быть не может. Этот эпизод привел к разрыву контракта с Кашубой.
   С собственной труппой Павлова продолжала многочисленные изнурительные гастроли по миру: Япония, Китай, Индия, Южная Америка. Рассказывали, что, будучи в Мексике, президент высказал восхищение Анне Павловой перед ее искусством, и спросил у нее, понравилась ли ей Мексика. Балерина ответила утвердительно. «А что больше всего вам понравилось?» - уточнил президент. – «То, что вы отменили бой быков», - был ответ.

   В январе 1931 года поезд, в котором ехала Анна Павлова в Париж, потерпел аварию возле Дижона. Прима не пострадала, но ей пришлось холодным зимним утром идти в легком пальто до ближайшей станции. Простуда перешла в плеврит. Пришлось лечь в постель. «Около полуночи она открыла глаза и подняла руку, как будто бы, чтобы перекреститься», - записал биограф. Ночью 23 января 1931 года  Анна Павлова умерла в Гааге. Ее последними словами были: «Приготовьте мой костюм Лебедя».


   


Рецензии