Людмила Сахарова Голос России

               
                ГОЛОС РОССИИ

      Без преувеличения можно сказать, что ни один из артистов в мире не имел такого абсолютного признания у публики, как в свое время Федор Иванович Шаляпин, той же публикой неоднократно осуждаемый. Слава и хула сопровождали артиста всегда по жизни. Солист императорской оперы, чьим талантом восхищался император Николай II, Шаляпин был человеком демократических убеждений, помогавший революции деньгами. Это был русский человек до мозга костей, потрясающий голос России, которым восхищался весь мир. Шаляпин был первым народным артистом Советской Республики и эмигрантом, человеком без родины. Когда Шаляпин, где бы он ни был, неожиданно появлялся на публике, выделяясь огромным ростом и мощью своей фигуры, его сразу окружали и кричали: «Шаляпин! Шаляпин!» Как заметил современник, Шаляпин был точно «памятник самому себе».

   Закрытая проба Федора Шаляпина состоялась в Мариинском театре в феврале 1895 году. Его бас понравился. В тот же день с ним был подписан контракт. В 21 год Шаляпин сделался артистом императорских театров. Правда, надежды Федора Ивановича на заглавные роли в театре не оправдались, потому что на тот момент в театре насчитывалось порядка десяти басов. Да и моральная обстановка в театре оказалась тяжелой. «К глубокому моему отчаянию, я очень скоро убедился, что в этом мнимом раю больше змей, чем яблок», - писал в своих воспоминаниях Шаляпин. Актеры – люди подневольные, были полностью в зависимости от прихоти дирекции театра. Сезон в Мариинском театре не принес удовлетворения молодому певцу. Он был в отчаянии.
   Помог случай. Шаляпин познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым - меценатом, человеком, влюбленным в искусство, помогающим творческим людям. Мамонтов содержал оперу в Москве и пригласил Федора Ивановича в свою труппу. Шаляпин сразу согласился и скоро попал в творческую, художественную среду талантливых людей, среди которых были громкие имена: Серов, Левитан, братья Васнецовы, Коровин, Врубель. Успех Шаляпина в театре Мамонтова превзошел все ожидания. Публика «ходила» на Шаляпина. Когда Шаляпин в составе труппы Мамонтова появился на гастролях в Петербурге, о нем говорили: «Шаляпин неузнаваем. Он отшлифовал свой талант».
   Шаляпин много гастролировал по России с концертами, исполнял отрывки из арий, любил исполнять русские народные песни. В 1905 году Шаляпин впервые спел знаменитую «Дубинушку», которая потрясала слушателей мощью исполнения. Время было неспокойное. В России разразилась революция. Шаляпин, как и многие, приветствовал ее, подписывал со всеми письма, воззвания, ждал перемен и повсюду пел полюбившуюся народу «Дубинушку». Он любил, когда эту песню ему помогали подпевать зрители. «Эх, дубинушка, ухнем!» - подхватывали голоса из зала, и такая народная сила звучала в этой песне, что становилось страшно.
   Перед гастролями труппы, в которой пел Шаляпин, за границу,  в Мариинском давали «Бориса Годунова». Современники вспоминали, что в «царе Борисе» Шаляпин был «потрясающе страшен и жалок». На этот спектакль, специально послушать великого артиста, пришел Николай II со своей семьей. На спектакле публика потребовала исполнения народного гимна. Занавес был поднят и участники постановки, вместе с хором и солистом Шаляпиным-Годуновым, стоя на  коленях, обратившись взглядом к царской ложе, исполнили «Боже, царя храни». Многократно исполненный гимн слился с громким и долго не смолкавшим «ура». Это было потрясением для зрителей, многие из которых плакали. «Поступок» Шаляпина на следующий день обсуждался во всех газетах, журналисты на разные лады осуждали Шаляпина, который якобы «изменил своим демократическим убеждениям». От Шаляпина отвернулись многие недавние друзья.
   С тяжелым чувством Федор Иванович покидал Россию, уезжая на гастроли. Сначала, он надеялся, что это был всего лишь газетный скандал, который скоро забудется. Как же он был расстроен, когда в Ницце компания русских туристов стала усиленно шикать и кричать в след артисту: «Холоп, холоп». Кончилось все безобразной дракой. Шаляпин решил остаться во Франции. Жене он писал в эти дни: «Думаю, что жить в России становится для меня совершенно невозможным». А в дирекцию театров он написал просто: «Желаю жить во Франции. С удовольствием буду петь в Париже. Решение мое непреклонно».
   Газеты в России в марте 1911 г. вышли под заголовками: «Шаляпин покидает Россию». «Это дикое, детское решение. Россия обойдется без Шаляпина, но Шаляпин не обойдется без России», - комментировали поступок артиста газетчики.  Действительно, пока Шаляпин не мог без России. Он вернулся. 26 декабря 1911 года в Большом зале Благородного собрания состоялся благотворительный концерт, который прошел с огромным успехом. Удалось собрать огромную выручку  - более 10000 рублей в пользу голодающих. Москва примирилась со своим кумиром.
    Предреволюционные годы были временем блистательного выступления большого артиста.  Несмотря на традиционно высокие цены, их так и называли «шаляпинские», к кассам выстраивалась огромная очередь из желающих попасть на концерт или спектакль с его участием. Федор Иванович пел потрясающе. Публика рыдала на его спектаклях, переживая с актером его трагические роли. После окончания спектакля зрители аплодировали стоя, устраивая овации любимому певцу.
   События 1917 года застали Шаляпина в Крыму. В Севастополе он принял участие в грандиозном благотворительной концерте, который был устроен в пользу  матросов, солдат и рабочих. Окруженный матросами, артист появился на сцене в матросской рубахе с красным знаменем в руках. Он спел недавно сочиненную «Песню революции». Успех был оглушительный. Рабочая публика рукоплескала лучшему басу России.
   Летом 1922 года Шаляпин покинул Советскую Россию, имея официальное разрешение правительства на длительные заграничные гастроли. Шаляпин пел в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Неизменно везде в мире Шаляпину сопутствовал огромный успех и огромные гонорары.
   Через некоторое время в прессе появились упоминания о том, что Шаляпин – народный артист сильно «обуржуазился». Да, в 1925 году  он купил себе дом в центре Парижа. В своих воспоминаниях артист рассказал: «Благодаря моему успеху в разных странах Европы и Америке, мои материальные дела оказались в отличном состоянии. Выехав из России нищим, я теперь мог устроить себе хороший  дом, обставленный по моему вкусу». – И добавлял: «Может, они мной недовольны, что я пью шампанское? – Так на свои же деньги. – Может быть, хочется, чтобы Шаляпин с голоду под забором умер? – Не дождутся. И пока в Россию возвращаться не собираюсь».
    Имея достаточно денег, Шаляпин иногда занимался благотворительностью. Неожиданно этот факт получил общественный резонанс. Заговорили, что деньги Шаляпин давал на поддержание белого движения, что он примкнул к контрреволюционерам.  Шаляпина даже вызвали в советское полпредство и спросили, правда ли, что он дал значительные суммы для белогвардейских организаций. Не разобравшись в обстоятельствах, не слушая самого Шаляпина, началась его травля в России, которая выливалась на страницы газет, которые доходили и до Парижа. Кончилось дело тем, что Шаляпина в 1927 году лишили звания народного артиста. Это привело к окончательному решению Федора Ивановича остаться во Франции.
У Федора Ивановича была большая семья – десять человек детей, которых он обожал, которых содержал, не щадя своих сил, часто гастролировал ради заработка по всему свету. Гонорары Шаляпина были огромны.  Поговаривали, что артист сам назначал себе высокие гонорары, а когда его просили устроить благотворительный концерт, он будто бы чаще всего заявлял: «Бесплатно поют только птички».
   Артист сам рассказывал комичный случай, который с ним произошел на гастролях в Америке. Один американский миллионер давал большой прием у себя в доме. Узнав, что в его городе находится знаменитый Шаляпин, он решил доставить удовольствие своим гостям и решил пригласить мэтра выступить перед ними. Федор Иванович согласился, при этом как всегда запросил огромную сумму за выступление: десять тысяч долларов. Миллионер возмутился: такие деньги за несколько песен. В конце концов, богач согласился на условия исполнителя, но выдвинул и собственные: Шаляпин должен был петь в саду, в кустах, его не должны были видеть гости, а только слышать его голос. В назначенный вечер Шаляпин, по договоренности пел для гостей миллионера в саду, в кустах. Но когда гости услышали потрясающий голос Шаляпина, они оставили праздничный стол и побежали в сад, где, окружив певца, бурно выражали ему свой восторг. Миллионер был посрамлен.
   
   


Рецензии