Не смейте называть чукчей чукчами!

Чукчи – единственный народ на Севере, который язык не повернётся назвать чукчами. Поясним столь дерзкое заявление.

Кто такой чукча в обыденном, бытовом понимании? Это представитель этноса примитивного в техническом и культурном отношении, неспособного ответить на вызовы времени. Но такова ли действительность?


Средний россиянин вовсе не склонен осваивать тонкости этнологии. Ему глубоко индифферентно, чем дагестанцы лакцы отличаются от дагестанцев лезгин, мордва мокша от мордвы  эрзя, а ханты от манси. Но почему при таком огромном выборе фольклор остановился на чукчах?!


Возьмём аналогию. Гондурас –   название государства. В русском языке это слово   даёт устойчивую коннотацию  на крайне важное средство личной гигиены, впервые произведённое в    городе Кондом. И пошло, и поехало!   


Только ленивый не вспомнит, что лучше калымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме. А ведь как расходный материал для каламбуров в  фонд народного творчества сами просятся и другие экзотические страны. Бутан:  метан, этан, пропан, бутан.  Габон:  разве не гиббон?   Кот Дивуар:  почему кот, а не пёс?  Но Гондурас далеко обогнал потенциальных конкурентов.



Ни нганасаны, ни селькупы, ни другие народы Севера не вмещаются в формат анекдота. Только чукчи. Это слово идеально вписывается в семантический ряд: чурка, чучмек, чумичка, чувырло и т. д. Созвучность сыграла   злую шутку. Кстати, этноним «чуваш», хотя и с меньшей интенсивностью, также обыгрывается в фольклоре.



Но вернёмся к чукчам.  Аборигены континентальной Чукотки живут в этих местах уже тысячи лет, с тех пор, как отступил ледник. Они издавна держали   данниками коряков и ительменов, и отстояли свои земли от натиска вооружённых железным оружием  многочисленных якутов, пришедших с берегов Байкала незадолго до русских.


С русскими чукчи столкнулись в 1644 году. И произошло невообразимое! Территориальная экспансия России разливалась как поток лавы, докатившись до границ древнейших цивилизаций: Персии, Китая, Японии.


Якуты и буряты с лёгкостью приняли подданство России, не говоря уже о малых народах.  Но не чукчи! Они вступили с русскими в кровавую, истребительную войну с применением пушек и регулярных армейских частей.



Огнестрельному оружию аборигены могли противопоставить стрелы с костяными наконечниками и копья с наконечниками каменными!


Была создана античукотская коалиция, в которую, наряду с русскими,  вошли коряки и ительмены, заклятые враги чукчей. Ничего подобного   не  происходило  на огромных просторах Зауралья со времён Ермака до самой русско-японской войны! В генеральном сражении чукчи выставили три тысячи бойцов.  А ведь  общая численность народа никогда не превышала пятнадцати тысяч.


В эти годы русские войска победоносно вошли в Берлин и громили турок на южных границах. Стоило перебросить Суворова на Восточный фронт, и Александр Васильевич  разобрался бы с чукчами с таким же задором, как сделал это с поляками или Пугачёвым.


 И мы изучали бы их сейчас в одной графе со Стеллеровой коровой, турами и тарпанами. Но любая победа имеет свою цену.  Чукотскую войну никто не стал объявлять Отечественной.


Ни ведомые отважным Текумсе алгонкины, ни отчаянные семинолы во главе с Оцеолой, ни даже беспрекословно подчиняющиеся Чаке зулусы не смогли отстоять свою независимость. Это удалось  лишь маори Новой Зеландии и арауканам Патагонии, живущим на противоположных от Чукотки краях Земли.


  В   1770 году Анадырский острог,  являвшийся главной базой   империи  в борьбе с туземцами, был демонтирован и его гарнизон   переведен  в Нижнеколымск,   за пределы земель чукчей.  После этого аборигены  стали менее враждебно относиться к пришельцам  и постепенно начали вступать с ними в деловые отношения.
 

Ежегодно  проходила ярмарка для меновой торговли.  Чукчи никогда не платили государству ясак, то есть дань или, иными словами налог. В  бизнесе же проявили незаурядную смекалку.


 Они могли предложить купцам только оленьи, тюленьи, медвежьи шкуры и китовый ус. Но такая продукция стоила недорого. Скупая у русских табак, чукчи предлагали его эскимосам и тлинклитам северо-западного побережья Америки, взамен получая драгоценные меха каланов, куниц, чёрных лисиц, голубых песцов. А это уже совсем  другой уровень коммерции!



По неподтверждённым, ведь у чукчей не было письменности, но и не опровергнутым данным, насельники этого самого, в действительности, края света на байдарках добирались вдоль западного побережья Америки до Калифорнии! Достаточно посмотреть на глобус, чтобы понять: здесь отдыхают не только викинги,  но и Колумб.


Чукчи  грабили испанские, а затем мексиканские территории до самого прихода американцев. Важнейшей добычей лишённые расовых предрассудков туземцы считали молодых чернокожих рабынь. Предварительно стерилизуя,  женщин использовали для оказания интим - услуг в общественных ярангах терпимости, являющихся собственностью всего рода.



Мало что изменилось в жизни чукчей и в первые годы Советской власти. Они жили по своим законам, действуя по принципу «моя твоя не понимать!». Во время ВОВ чукчей на фронт не брали, как малочисленный народ.


Это недоразумение было быстро исправлено. В 1946 году Чукотка и Аляска оказались напичканы войсками. Холодная война разгоралась. Под носом советских и американских пограничников чукчи на юрких байдарках пересекли Берингов пролив и нанесли сокрушающий удар по извечным врагам эскимосам.


Яркой чертой ментальности чукчей стало такое явление, как добровольная смерть.  Каждый, кто не способен заботиться о себе, несмотря на хорошее отношение   со стороны родственников,  предпочитает самостоятельно уйти из жизни.  Так поступают не только дряхлые старики, но   страдающие  от неизлечимых болезней.


 И дело чести сына или брата прервать   никому уже не нужное существование. Поступая так, он знает: и ему помогут достойно окончить бренный жизненный путь.


Губит же этот необычайный этнос не  только водка, но и чай.  Отказавшись пить настои из местных трав, аборигены разорвали связь с родной землёй. А это  больно ударило по самим основам  их бытия.


Но народ, живущий на этой планете не меньше чем евреи и армяне, ещё найдёт в себе силы доказать миру что чукчи вовсе не чукчи!
 


Рецензии