Нюрино детство 1. Рука жизни. Продолжение следует

Воспоминания из детства. Бабушка  со слезами на глазах  рассказывала о трудностях жизни в  военное время. Несмотря на то, что они жили далеко от линии фронта, в небольшом Сибирском городке, дыхание войны ощущалось повсюду. Голод, болезни, разруха привычного уклада жизни, похоронки... С замиранием сердца я слушала то, что рассказывала бабушка. Еще с детских лет, у меня возникла мечта написать про эти страшные события. Так, спустя время, появился мой рассказ, состоящий из трех частей.

              ИЗ ЖИЗНИ ДЕВОЧКИ СИБИРСКОГО ГОРОДКА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Светлой памяти моей бабушки посвящается...

                1.РУКА ЖИЗНИ

По земле шел тяжелый, военный 1943 год… Уже наступила весна. 
Большую помощь фронту оказывали в это сложное время жители тыловых городов.  Они шили одежду для бойцов, занимались изготовлением оружия и боеприпасов.
В основном, в тылу трудились женщины и дети. Встречались и мужчины. Это были либо старики, либо инвалиды – недавние герои боевой славы, волею судьбы вернувшиеся домой.
Девочка Нюра, которой было двенадцать лет, вот уже третий месяц, как и другие дети ее возраста, шила рукавицы и пилотки для фронта.  Шили они с утра до позднего вечера. Трудились на городской швейной фабрике, которая была за рекой. Нюра и ее подружки выходили на рассвете и, чтобы скоротать дорогу, пели задушевные песни. Добравшись до берега реки, долго стояли, ожидая переправы.
Моста через реку тогда еще не было. Да и сама она была быстрой и полноводной.  Зимой, когда река замерзала, было проще: люди ходили через нее пешком.  Зато весной, когда она разливалась,  затопляя до краев берега, приходилось переправляться на самодельных деревянных, протекающих и качающихся лодках.
Обычно лодками командовали старики или мужчины, ставшие инвалидами в ходе войны. Часто в помощниках можно было увидеть смелых мальчишек лет двенадцати-тринадцати.
Лодки всегда были сильно перегружены людьми. На берегу уже с раннего утра стояли большие толпы. Несмотря на то, что лодка была рассчитана на десять человек, в нее могло забраться и тридцать.
Нюра знала, что как только лодка подплывет к берегу, и все, раннее находившиеся в ней, начнут выходить, нужно с разбегу запрыгнуть в лодку. Это удавалось не всегда.  Ну а там, если повезет, лучше всего забиться в конец лодки и не смотреть на воду. 
Бывало, на глазах у всех лодка переворачивалась, и люди тонули.  И только некоторые доплывали до берега.
Когда девочка видела все это, на душе становилось жутко. Нюра очень боялась воды! Ведь она и плавать-то не умела…
В этот день, как обычно, в лодку набилось много народу. Были, в основном, женщины и дети. Нюра одной из последних запрыгнула в лодку, которую, как всегда, быстро оттолкнули от берега.
Гребли кто чем. В основном, использовались старые доски и связанные веревкой толстые ветки деревьев, которые люди приносили собой и оставляли на берегу. А кто-то греб просто руками.
Сидя в лодке, Нюра тихонько шептала: «Мамочка, родненькая, помоги». Лодка сильно качалась. И от этого девочке было очень страшно.
Когда выплыли на середину реки, люди, сидящие в лодке, стали  волноваться. Вскоре Нюра поняла, что лодка сильно протекает. Поднялась паника. Люди кричали и толкались.  Еще пара секунд, и все оказались в ледяной воде.  Многие не умели плавать и поэтому утонули почти сразу.  Кто-то еще из последних сил звал на помощь, пытаясь схватиться за перевернутую лодку.
Нюра, падая, случайно схватилась за край доски, которой гребли.  Эта старая доска и спасла ее от скорой смерти. Бедная девочка видела как тонут женщины, дети. Они плакали, звали на помощь...
Люди, плывущие на других лодках, когда происходили подобные события, отплывали как можно дальше от утопающих. А бывало, что даже били руками и досками  тех, кто к ним подплывал. Ведь они могли опрокинуть лодку. Редко кто отваживался спасать утопающих.
Нюру, держащуюся за доску, сильным течением относило все дальше от перевернутой лодки. Она все меньше слышала крики, от которых так сильно замирало сердце.  Одна из ее подружек утонула сразу. Другая  хрипло кричала, захлебываясь грязной весенней водой.
Нюра уже не надеялась на чудо. Тело от холода сводило судорогой. В глазах темнело. В голове все громче раздавался звон колокольчиков…
Но судьбе было угодно сохранить ее жизнь. Нюра увидела, что недалеко плыла такая же перегруженная людьми лодка. С краю в ней сидел сильно обросший мужчина. Он-то и заметил бедняжку. Не обращая внимания на недовольные крики людей, мужчина протянул руку, схватил Нюру за шиворот  и словно мокрого котенка  затащил в лодку, посадил рядом.  Потом он быстро скинул с себя старое, сильно истрепанное пальто и завернул в него девочку. Продолжая одной рукой грести, он посмотрел на ее заплаканное личико, улыбнулся и другой рукой прижал девочку к себе, как самый дорогой сердцу комочек жизни. 
А Нюра уже помаленьку согревалась, недавний страх, ощущение близкой смерти сменились безмерной благодарностью. Страшная картина утопающих уходила все дальше и дальше. И тут только девочка заметила, что спас ее одноногий инвалид, видно волею судьбы вернувшийся с фронта.

                "Огни Кузбасса"№1/2011,с.121-124


Рецензии
Написано с душой.Но очень часто встречаются повторения. Самый лучший момент - это концовка.Просто авторская удача. В целом понравилось, значит жму зеленое.

С уважением Алиса Юровская - дочь Автора

Юрий Юровский   29.11.2020 17:29     Заявить о нарушении
Дорогая Алиса, благодарю за рецензию! Да,в тексте есть повторения. Которые я раннее не замечала. Попробую на досуге поработать над этим.

С уважением, Анна А.


Анна Алексеева 3   30.11.2020 18:51   Заявить о нарушении