Нюрино детство 3. Доброе сердце окончание

 
Воспоминания из детства. Бабушка  со слезами на глазах  рассказывала о трудностях жизни в  военное время. Несмотря на то, что они жили далеко от линии фронта, в небольшом Сибирском городке, дыхание войны ощущалось повсюду. Голод, болезни, разруха привычного уклада жизни, похоронки... С замиранием сердца я слушала то, что рассказывала бабушка. Еще с детских лет, у меня возникла мечта написать про эти страшные события. Так, спустя время, появился мой рассказ, состоящий из трех частей.

              ИЗ ЖИЗНИ ДЕВОЧКИ СИБИРСКОГО ГОРОДКА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Светлой памяти моей бабушки посвящается...


                3. ДОБРОЕ СЕРДЦЕ
Близился к концу ноябрь 1944 года.
Девочка Нюра с октября этого года ухаживала за ранеными в одном из городских госпиталей:  кормила из ложки, помогала мыть и переодевать. Вслух читала им книги, газеты, письма от родных. Трудилась Нюра за стакан прогорклого овса и кусочек черствого хлеба.  Все заработанное за день Нюра приносила домой и отдавала матери.
От Нюриного дома до госпиталя было далеко. Приходилось вставать рано и долго идти пешком.
На всю оставшуюся жизнь Нюра запомнила событие того холодного, ветреного дня.  Еще с утра день начинался тяжело. Привезли много раненых.  Нюра за день даже ни разу не присела. Все бегала от одного к другому.
Как тяжело и непривычно было видеть молодых парней, ставших волею войны беспомощнее ребенка. Места в госпитале давно не хватало. Многие лежали на полу.  Постоянно кто-то умирал. Были, конечно, и те, кто оставался жить, на всю жизнь храня на своем теле следы войны.
Вот уже наступил вечер. Нюра шла домой, медленно перебирая ногами. Она очень устала. Душевные силы давно иссякли.  К тому же очень хотелось есть! Ведь кушала Нюра еще днем, когда раненые обедали.
Следом за Нюрой шел старик Герасим.  Он жил в той же стороне, что и Нюра.  Старик славился своим  сумасшествием. Его многие боялись.  Все знали, как  он ненавидит детей. Ходили слухи, что он сошел с ума после того,  как в один и тот же день получил похоронку на единственного сына и похоронил жену, умершую от тифа.  Говорили, что совсем недавно Герасим сжег свой дом и теперь живет у дальнего родственника.
Дорога казалась бесконечной. Когда Нюра шла  вдоль большого оврага, ее стали перегонять люди, работающие на одном из городских заводов.  В то тяжелое время работникам заводов каждый день выдавали литерные пайки, состоявшие из кусков хлеба, которые многие несли домой, чтобы порадовать голодных детей.  А раз в месяц рабочим заводов даже выдавали продуктовый набор, в который входили: крупа, сахар, мука, овощи.  Нюра знала про литерные пайки.
Пройдя несколько шагов с заводскими, Нюра, вопреки наказам матери, с жалостью заглядывая  в глаза,  стала выпрашивать есть. Люди в ответ только равнодушно смотрели на нее, кто-то ругался, а некоторые  и вовсе с силой отталкивали девочку от себя и шли дальше. Ведь каждого дома  ждали  свои изголодавшиеся дети. Одна молодая женщина так толкнула девочку, что бедняжка упала,  сильно ударилась и заплакала.  Тут к девочке подбежал старик Герасим. Он схватил ее за руку и потащил к оврагу.  Герасим  ехидно улыбался, приговаривая: «Этот  маленький камушек сейчас летать научится!»  Сопротивляться старику  у Нюры совсем не было сил.  Люди, идущие рядом,  оглядывались на старика, тащившего плачущую девочку. Но никто из них не произнес и слова в защиту бедняжки.
Нюра от страха закрыла глаза. Начала шептать молитву, какой ее мама с малых лет учила.  Тут внезапно раздался громкий крик. Это их догнала одна из идущих позади женщин. Она резко оттолкнула старика и прижала перепуганную девочку к себе. Сердечко Нюры готово было выскочить из груди.  Старик удивленно посмотрел на эту добрую женщину.  Сначала он пробурчал что-то неясное, а потом уже громко крикнул: «Нарожали тут!  Одним ртом было бы на земле меньше!» Потом он плюнул в сторону, махнул рукой и пошел, не оглядываясь.  Женщина оглядела девочку, достала из кармана маленький кусочек черствого хлеба и дала  бедняжке.  Эту засохшую корочку, как узнала девочка позже, женщина берегла для своего трехлетнего сыночка. Только сынок ее  сильно болел, ничего не ел, а утром этого дня умер. 
Теперь они шли по дороге вместе, держа друг друга за руки – Нюра и женщина, спасшая ее жизнь. Нюра грызла корочку хлеба и постепенно приходила в себя. А добрая тетенька ласково поглаживала ее по голове и со слезами на глазах шептала: «Живи, моя деточка, назло всем живи! Живи за всех тех, кто уже никогда не подышит воздухом, никогда не пройдет по земле, никогда не увидит чистого неба над головой!»
Нюра через всю жизнь пронесла в душе благодарность к этому доброму сердцу.

                "Огни Кузбасса"№1/2011,с.121-124


Рецензии
Очень сильный рассказ. Прочла на одном дыхании. Хорошо, что в это тяжелое время не все сердца очерствели. И женщина, только что пережившая смерть сына, нашла в себе силы спасти чужого ребенка.
"Чужого горя не бывает.
Кто это подтвердить боится -
Тот или просто убивает,
Или готовится к убийству!"

С уважением Алиса Юровская - дочь Автора

Юрий Юровский   04.12.2020 23:03     Заявить о нарушении
Дорогая Алиса, сердечно благодарю за отзыв! Реальность такова: зачастую по дороге жизни приходится проходить через тернии...Много разных людей встречается на жизненном пути. Пусть добрых сердец будет больше!

Анна Алексеева 3   07.12.2020 14:23   Заявить о нарушении