Тора! Тора! Тора!

Тора! Тора! Тора!» -  художественный фильм совместного производства США и Японии, вышедший на экраны 23 сентября 1970 года. Известен как наиболее достоверное киноизображение атаки японского флота на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 и предшествовавших этому событий. Премия «Оскар» за спецэффекты (1971).

Название фильма представляет собой условный сигнал, который был передан в момент начала атаки и сообщал, что полная неожиданность нападения, на которую рассчитывали японцы, была достигнута. В переводе с японского фраза означает «Тигр! Тигр! Тигр!», однако, может быть интерпретирована и как кодовая фраза, образованная от «тоцугэки  («атака-торпедная атака»).

Это уже пятый художественный  фильм, который повествует о нападении японцев на военно-морскую базу американцев на Гавайях, в бухте Перл-Харбор, увиденный мной.  Предыдущие фильмы были два – производства Японии, и два – американские. Мне могут задать вопрос: «Зачем столько раз смотреть фильмы, где рассказывается об одном и том же событии?» Отвечу: «В каждом из фильмов дается своя трактовка нападения, много нюансов в каждом из фильмов,  не встречающихся в других».

В фильме «Тора!, Тора!,  Тора !»» показана  атака на Пёрл-Харбор. Включены документальные вставки. В фильме рассказывается о том, что этому предшествует. 

Отношения между США и Японией испортились далеко не сразу. Вначале японцы начали войну в Китае и образовали там марионеточное государство Манчжоу-Го. Американцы выступили  против явного акта агрессии. Но японцы пошли дальше, и стали захватывать острова нескольких стран с месторождениями полезных ископаемых, в которых нуждалась Япония.  Американцы в ответ замораживают счета Японии в США, а затем США прекращают поставку нефти в Японию, и её правительство решает начать войну. К разработке плана атаки привлекается только что вступивший на должность командующего императорским флотом адмирал Ямамото. Его подчинённый,  полковник Гэнда разрабатывает детали плана атаки. Ямамото и Гэнда решают нанести превентивный точечный удар по базе ВМС США на Гавайях — Пёрл-Харбору, чтобы причинить как можно больший стратегический ущерб в максимально короткие сроки и лишить флот США ударных сил — авианосцев.

Для военной разведки США становятся очевидными планы японцев о начале атаки, неизвестны только цели и сроки. Разведчики в Вашингтоне изучают японские шифровки. Составляется довольно запутанная бюрократическая процедура оповещения лишь узкого круга лиц полученной информацией, которая, по мнению Пентагона, должна обеспечить секретность работы декодировщиков.  К тому же американцы потеряли местонахождения шести японским авианосцев, которые в это время находились в одной из бухт островов Курильской гряды и отрабатывали атаку на Перл-Харбор. Замеченные японские танкеры, следующие на юг, сбили американцев с толку, и они решили, что нападение будет на базу американцев на Филиппинах.

На Пёрл-Харборе командиры частей вводятся в курс дела разведкой и пытаются срочно организовать оборону. Но они сталкиваются с непредвиденными трудностями, так, например, служба национальной охраны природы препятствует размещению радаров на территории заповедника острова Оаху. К тому же работа радара  в сутки всего с 4 до 7 часов утра, т.е.  3 часа. 

Ряд неудачных приказов отдает командующий  армейскими частями на Гавайских островах генерал-лейтенант Ретардс.   Он опасается не нападения извне, а диверсий японских диверсантов,  которых якобы очень много проживает на Гавайях среди японской диаспоры. Поэтому все самолеты сосредотачиваются в середине летного поля, чтобы можно было организовать их охрану, и всего несколько самолетов переводятся на другие аэродромы в окрестностях Перл-Харбора.

Проявил беспечность и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Киммел. Стоящие на якорях в бухте линкоры не были защищены противоторпедными сетями.  Правда, американцы не думали, что торпеды будут сбрасывать с самолетов-торпедоносцев.  Мол, глубина погружения торпеды после сбрасывания 23 метра, а  глубина бухты всего 12 метров. Но они не знали, что японцы установили приспособления, позволяющие торпедам не уходить на глубину после сбрасывания небольшой высоты.

Японская разведка была в курсе стоящих в бухте кораблей американского флота. Она знала, сколько там линкоров, авианосцев, крейсеров и других кораблей и где они точно стоят.  Исходя из этого и разрабатывался план, хотя у него в самой Японии хватало противников. Одним из  них был самый авторитетный  вице-адмирал Нагумо, командующий первым авианоснным соединением.  Он опасался того, что такое длительное плавание на несколько тысяч миль по Тихому океану невозможно скрыть,  нападение на Перл-Харбор не будет внезапным и приведет к большим потерям среди самолетов и пилотов.  Но Ямамото настоял на проведении операции.

Дипломатические отношения между Японией и США накаляются. Японский посол без особых успехов пытается оттянуть начало войны переговорами. В конце концов, 6 декабря японцы отправляют серию из 14 телеграмм, в конце которой они объявляют о провале мирных переговоров, и последняя телеграмма, являющаяся фактически объявлением войны,  пришло утром  7 декабря по вашингтонскому времени.  В ней говорится о том, что ноту об объявлении войны надо доставить главе государственного департамента (у нас это министерство иностранных дел) в 1 час дня по вашингтонскому времени.

Но это был выходной день, и все машинистки в посольстве отсутствуют. Перепечатать расшифрованный текст на нескольких страницах поручается какому-то клерку, который двумя пальцами стал набирать текст,  явно не успевая это сделать до 13 часов. Не понесешь же рукописный тест официальной ноты, поэтому японский посол очень нервничал.

Тревожные сообщения из военной разведки командирам американских частей передать в срок не удаётся, поскольку на 7 декабря приходится выходной день. После того, как удалось проинформировать руководителя военно-морскими операциями Старка о предстоящем нападении, он не решается сообщать что-либо на Гавайи без предварительной консультации с президентом.

Накануне нападения из бухты уходят два имеющихся на Тихоокеанском флоте авианосца,  которые должны были доставить из прежней базы в Сан-Диего на западном побережье США самолеты на Гавайи для усиления авиационного прикрытия базы в Перл-Харборе.  Об это узнают японцы, но не отменяют нападение.

Утром 7 декабря смешанные и путаные доклады о вражеском присутствии мешают американцам своевременно приготовиться к отражению атаки японцев. В то время, как секретарь японского посольства с трудом справляется с печатанием ноты на английском, с авианосцев взлетают японские самолёты в соответствии с планом внезапного удара Ямамото. Лётчики не встречают никакого сопротивления и отправляют сигнал об успешном начале операции — «Тора, тора, тора».

Когда радар засек приближение большого количества самолетов к острову, но на сообщение в информационный центр был получен ответ, что это американские самолеты с континента перебазируются на аэродром. Звено B-17, летевшее с материка на аэродромы острова Оаху без вооружения, то самое, о котором сказали в информационном центре на сообщение с радара, было обстреляно японскими истребителями. Самолёты американцев, скученные на стоянках из-за приказа повысить охрану от гражданских диверсантов, и, став лёгкой мишенью для бомбардировщиков, уничтожены. Лишь двум Р-40 удалось подняться в небо для отражения атаки 330 японских самолётов.

Линкорный ряд Пёрл-Харбора атакован торпедоносцами. Линкор «Аризона» мгновенно уничтожается прямым попаданием авиабомб. «Оклахома» переворачивается и тонет. «Невада» стремится уйти из базы, японские лётчики пытаются уничтожить корабль на выходе из бухты, чтобы заблокировать базу. Горящая «Невада» отходит к берегу и эвакуирует команду. Моряки прыгают в воду бухты, смешанную с горящей нефтью. В самый разгар нападения американские командиры наконец-то получают предупреждающие телеграммы из Вашингтона о грядущей неизбежной атаке японцев.

И только через 1 час 15 минут после нападения японских самолетов на Перл-Харбор японский посол прибывает в Госдеп для вручения ноты об объявлении войны. Руководитель госдепа возмущен таким вероломством и выгоняет посла из своего кабинета. Но это было бы хоть каким-то оправданием. Ведь немецкий посол в Москве Шуленбург тоже формально принес ноту германского правительства об объявлении войны 22 июня 1941 года, но уже тогда, когда советские города подверглись бомбардировкам, а немецкие воска перешли границу.

Даже если бы японский посол сообщил об объявлении войны вовремя, но всего за полчаса до атаки на Перл-Харбор, американцы не сумели бы подготовиться к отражению нападения.  Бюрократическая машина прохождения сообщений через несколько инстанций с шифровкой и расшифровкой сообщений занимает несколько часов, к тому же на Гавайи из-за плохой связи передать телеграмму удалось через обычную почту, и сообщение пришло тогда, когда атака японцев завершилась.

После просмотра этого фильма стало понятно, почему же американцы, читающие шифровки японской дипломатической почты, не подготовились к отражению атаки на свою военно-морскую базу на Гавайях. Оказывается, что даже президент Рузвельт долгое время не был включен в число лиц, имеющих доступ к секретам дешифровальщиков.  Между тем до сих пор бытует мнение, что Рузвельт, зная о нападении, специально не послал сигнал о нападении на Гавайи, чтобы  без проблем убедить американский народ и конгресс, что политика изоляционизма, которую предпочитали  американцы, в данном случае невозможна. На  вероломную атаку должен был быть адекватный ответ.  К тому же через день войну США  объявили союзники Японии по антикоминтерновскому пакту Германия и Италия.

Эту конспирологическую версию с Рузвельтом разбивает отечественный историк  Алексей Исаев, большой знаток Второй мировой войны. Он считает, что Рузвельт не собирался пожертвовать своими старыми линкорами, спасая авианосцы,  и провоцируя японцев.  Во-первых,  в 1941 году существовало мнение, что авианосцы будут выполнять второстепенную роль, а исход битвы на море будут решать линкоры и крейсера. Во-вторых, бытовало мнение, что японцы совершать нападение на Филиппины. Они и совершат это нападение, но позже, и командующий сухопутными войсками на Филиппинах будет удирать оттуда на торпедном катере.

А пока удирать стали японские корабли. Нагумо не решился послать на остров третью волну самолетов, для того, чтобы добить корабли и нанести разрушения на берегу, в частности, разбомбить доки и склады ГСМ.  Он опасался, что самолеты с  американских авианосцев, нахождение которых он не знал, могут напасть на его корабли, и поэтому решил ретироваться, получив четкое указание от морского министра Японии сохранить все авианосцы.

Адмирал Ямамото узнаёт, что японское посольство не смогло вовремя передать объявление войны в Вашингтон, в результате чего нападение получилось вероломным и произносит «Я боюсь, мы лишь разбудили спящего гиганта и вселили в него грозную решимость».

Алексей Исаев ставит под сомнение мнение, что атака японцев на Перл-Харбор была проведена идеально, и у американцев не было шансов отразить её.  По его мнению, это не так. Японцы могли нанести больший урон американскому флоту.  Японцы зачем-то направили в бухту мини-субмарины, которые предназначались для  действий во время генерального сражения в открытом океане.  Все они погибли, одна выбросилась на берег, и член её экипажа попал в плен. Правда, это случилось уже после нападения.

Зная, в каком порядке стоят линкоры, попарно борт к борту, японцы должны были знать, что торпедой можно потопить лишь стоящий дальше от берега корабль. Для потопления второго нужны авиабомбы с бомбардировщика, но Гэнда не спланировал четко действия экипажей самолетов.  И поэтому часть кораблей получили попадание и торпед, и авиабомб, а часть - вообще ничего. Совершенно не пострадали крейсера, ремонтные доки и хранилища с ГСМ.

Намудрил и командир авиационным соединением Фусида. Увидев, что нападение внезапно и самолеты без опаски могут снижаться,  атаковать корабли, он послал одну красную ракету.  Но не все её заметили, и  он послал вторую, что предписывало летчикам действовать по другому плану.  Команда не была продублирована по радио, и нападение было не таким сокрушающим, как могло быть.

Допускали ляпы и американцы.  Командующие флотом и армейскими частями на острове собирались сыграть в гольф в это утро, и были застигнуты врасплох, поэтому не сумели организовать сопротивление.

 Американский эсминец заметил перископ подводной лодки и потопил её, передал о том, что вблизи базы была подводная лодка, но никто не придал этому значения. А ведь это могло насторожить американцев.  Но у тех еще было отнюдь не военное настроение, и в других условиях это бы насторожило американское командование.  А тут какой-то невысокий чин в морском ведомстве, решил, что это никому неинтересно.

Такой же невысокий чин не придал значение и тому факту, что радар заметил большое количество приближающихся самолетов, решив, что это американские самолеты с материка. А еще один чин отличился и на военном пункте связи в Вашингтоне, решив послать телеграмму с предупреждением о нападении на Гавайи не срочно, а через какое-то время. И предупреждение катастрофически опоздало.

Фильм снимался на двух площадках — раздельно в США (режиссёр Ричард Флейшер) и в Японии. Вначале японскую часть картины снимал Акира Куросава, но после двух лет бесплодной работы его сменил Киндзи Фукасаку (в фильм вошла всего одна минута из съёмок Куросавы). Съёмки консультировали ветераны войны с обеих сторон, в том числе непосредственный автор плана японской атаки Минору Гэнда, имя которого не появляется в титрах.

В роли японского авианосца снимался противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). В роли японских боевых самолётов — американские учебные самолёты T-6 Texan, «одетые» в фальшивые обтекатели. Авария Boeing B-17 Flying Fortress при посадке — подлинная съёмка настоящего самолёта и настоящей, не постановочной аварии. Истребители Curtiss P-40, поднимавшиеся в небо в фильме — настоящие, а десятки таких же, уничтоженных на земле — стеклопластиковые макеты.

Название фильма, непривычное для американского зрителя, стало одной из причин кассового провала в США (в Японии такой проблемы, конечно же, не было). Фильм, на производство которого было затрачено 25 миллионов долларов, принёс прибыль лишь десятилетия спустя, после выхода на видеокассетах. Достоверность и качество съёмок батальных сцен было и остаётся столь высоким, что кадры из «Тора! Тора! Тора!» неоднократно использовались в последующих фильмах в качестве «документальных». Интересно, что по выходу фильма на экраны американские кинокритики упрекали создателей фильма в том, что макеты боевой техники выглядят «картонными» — но время всё расставило на свои места.

Фильм 1970 года "Тора! Тора! Тора!" об атаке японцев на базу Перл-Харбор является совместным производством США и Японии. Его часто сравнивают с ремейком "Перл-Харбор" и это сравнение сильно не в пользу последнего. Если "Тора! Тора! Тора!" является почти что реконструкцией исторических событий, то "Перл-Харбор" оценивают как мелодраму на фоне вымышленной истории.

Но давайте посмотрим отзывы о фильме иностранных зрителей, а их достаточно, чтобы можно было сделать выводы. Смотрим.
"Тора! Тора! Тора!" уже давно является фаворитом среди фильмов о WW2. Учитывая, что у меня было 34 года, чтобы изучить и узнать о войне с тех пор, как фильм был впервые показан, я все еще утверждаю, что он почти непобедим с точки зрения реализма и исторической точности.

Дополнительной привлекательностью для меня всегда было полное отсутствие любовной линии в фильме. В отличие от недавнего "Перл-Харбора", T!Т!Т! не осложняется никакими глупыми любовными историями. В то время как по последним стандартам фильм может показаться медленным, детали событий, ведущих к атаке, приятно видеть, и на самом деле историчны.

Демонстрация в фильме атаки захватывает, хорошо сложено. При использовании моделей, а также реальных самолетов и другого оборудования, чрезвычайно реалистично с несколькими отвлекающими анахронизмами. Имейте в виду, что это определенно не тот фильм, чтобы смотреть, если вы торопитесь. jlthornb51

Если вы хотите потратить время на то, чтобы увидеть самодовольно длинный "Перл-Харбор" с его совершенно посторонним вымышленным романом - это зависит от вас. Но реальная история человеческой глупости по обе стороны Тихого океана, которая привела к нападению, четко изображена в Тора! Тора! Тора!

В новом DVD-издании есть проницательный комментарий режиссера плюс документальный фильм о нападении. Этот фильм напряженно развивается и отображает отличный актерский состав. Оценка Джерри Голдсмита сведена к минимуму, но очень эффективна.

Специальные FX (видимо, имеется в виду сокращение истребителей - прим. автора) для атаки тем более впечатляют, учитывая, что они были сделаны до появления компьютерных генерируемых FX, таких как те, что в "Перл-Харборе", и они равны тем, что в "Перл-Харборе".
Если вы хотите узнать реальную историю, смотрите этот фильм, а затем также проверьте сопутствующие истории в "Отсюда до вечности", "Место назначения Токио" и "Тридцать секунд над Токио". Mermatt

Это один из самых реалистичных военных фильмов, когда-либо сделанных. Занять нейтральную позицию и показать обе стороны конфликта - это мастерский ход, плавное переплетение обеих точек зрения также является еще одним отличным аспектом этого фильма.
Так действовать на обеих сторонах, японцев и американце - высший разряд! Мартин Бэлзам и Джейсон Робардс - оба демонстрируют актерское мастерство.
Эффекты без CGI удивительны! Как только действие начинается - некоторые из каскадеров смотрятся в реальной опасности, когда они избегают пламени и взрывов.

Забудьте о Перл-Харборе 2001 года, который был Турцией* с любой натяжкой воображения - это окончательный фильм о 7 декабря 1941 года. ptl0168
* термин "Турция" в оценке фильмов американцами используется по аналогии с "Болливудом".

В 90 процентов случая отзывы содержат восторженные регалии в отношении "Тора! Тора! Тора!" и плюются в сторону "Перл-Харбор" 2001 года. Обратите внимание на отзыв, где положительным моментом отмечается отсутствие любовной линии в фильме. И как в нашем современном кинематографе сформировался тренд, когда в фильмах о войне сплошная любовь. Я полностью согласен, что либо война, либо мелодрама.

Авторам фильма удалась почти нереальная задача: за два часа рассказать, как случилось то, что случилось (сильнейший мгновенный позор США и одно из ключевых событий Второй мировой войны). Делая фильм совместно с Японией, авторы (за что им низкий поклон) избежали топорности в оценках. В «Перл Харбор»: злые джапы ни с того, ни с сего, подкрались незаметно, но бравые ребята из USAF уделали их, а еще раньше - и гансов. В «Тора!» противники (американцы и японцы) достойны друг друга: это ЛЮДИ, а не герои комиксов. Видел только еще один похожий фильм - австралийский «Последняя пуля». «Скучная» предыстория, которую в  «Перл-Харбор» решили украсить тошнотворной лав-стори, здесь идет к развязке неторопливо и неотвратимо, как ледник. Мелкий недочет здесь, разгильдяйство там (на фоне кропотливой работы в Японии) – а в результате США в одночасье остались без флота. Специально перелопатив литературу по этому поводу (после первого просмотра), еще раз убедился: «Тора» выверена буквально до последней детали, до миллиметра.


Некоторые эпизоды боев не планировались заранее. Скажем, один из истребителей взорвался раньше, так что каскадеры убегали от него по-настоящему, а то бы... И авария настоящего B-17 была случайной. Так что «на войне как на войне». Хотя кое-что изменили: японские самолеты и корабли «играют» американские, иногда не совпадают типы американской техники и пр.
Показаны даже неудобные моменты: кто сделал первый выстрел на Тихом океане, стрельба по своим B-17 и т. д.

Однако из фильма вырезали несколько эпизодов – расстрел собственных пилотов, убитую девочку. Несколько дней ее считали жертвой японцев, даже выставили тело на площади и возили по городу (интересные были тогда нравы в США). Оказалось, погибла от осколка американского же зенитного снаряда (увы, не она одна, шестьдесят восемь).

Отдельная история – это сам налет. Как описать матроса на мачте «Аризоны», когда мимо него пролетает бомба (эпизод безжалостно украли для «Перл-Харбор», но на компьютере так не снимешь. Или полет самолетов ниже палубы корабля (чрезвычайно качественный ручной монтаж)? Или вид гавани после бомбардировки (как будто ядерную бомбу сбросили)? Как сейчас должен выглядеть воздушный бой? Примчался к врагу, пальнул, того разнесло на атомы. В «Тора»: заходишь в хвост, стреляешь (очередью), самолет летит, как летел, через несколько секунд появляется тонкая струйка дыма, он медленно заваливается и падает вниз. Японские пилоты сеют смерть (они не злодеи, просто другого шанса выиграть войну у них не будет), внизу в этом кошмаре мечутся люди и пытаются хоть что-то сделать (у некоторых получается).

Достойны уважения и те, и другие.

Персонажи фильма – реальные люди, как пилот Тэлбот (консультировал свой же бой) или негр с пулеметом (кок Дорис Миллер, спасавший тонущих).
Первоначально делать японскую часть фильма зазвали Акира Куросаву (заранее наврав, что со стороны США будет снимать Дэвид Лин), когда обман открылся, Куросава, естественно, ушел. И в окончательной версии фильма почти ничего от его трудов не осталось. Тогда пригласили Киндзи Фукасаку (знакомое имя?), получилось тоже неплохо.

Еще интересный момент: Джейсон Робардс ака Шайенн в «Однажды на Диком Западе», сыгравший в фильме генерала Шорта, командующего армией на Гавайях, оказывается, был в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года

P. S. Только в «Кинг-Конге» и «Ямато» компьютерные спецэффекты, наконец-то, достигли должного уровня. Да и то реальные события лучше все же делать «на натуре» :).

P. S. За десять лет до атаки Перл-Харбора японскими авианосцами, 7 февраля 1932 года, американский флот провел успешные учения по внезапной атаке авианосцами... Перл-Харбора. Решили, что это случайно так вышло, враги не смогут. И кто тут говорит о коварстве японцев? :

P. P. S. Посмотрел "Мидуэй". Мда. Актерский состав - умереть, не встать: Чарльтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Кобурн, Гленн Форд, Роберт Митчум, Тосиро Мифуне (!) в роли Ямамото. И при этом половина съемок грубо украдена из "Тора!", к месту и не к месту, вторая половина - из хроники, третья - из других фильмов... Ай-яй-яй. На таком фоне душераздирающая линия любви американского пилота и японской студентки еще ничего - ага, только после Перл-Харбора он понял, что жить без нее не может... При этом, что в официальной речи, что в быту японцев называли исключительно "japs" -"япошки", молчу о популярных сувенирах с фронта любимым девушкам... Один такой можно было видеть на обложке "Life" в 1943 году.
Хотя хроника действительно очень сильная, особенно атаки камикадзе


Рецензии