Б. Турчинский Хочу рассказать

Б.Турчинский   
                Хочу рассказать…

(Мостовой Иван Максимович - кларнетист, педагог, музыкальный мастер)
 
Универсальный мастер
«Ремонт музыкальных инструментов» - такая дисциплина была у нас в музыкальном училище.
На третьем курсе я несколько месяцев изучал строение (и вместе с тем узнавал возможности) гобоя, затем - флейты и фагота. Все это мне очень пригодилось, когда пришлось встать за дирижерский пульт, а позже – в преподавании.
Вёл этот предмет опытный - и я бы сказал, уникальный - преподаватель, Иван Максимович Мостовой.
Иван Максимович окончил Львовскую консерваторию по классу кларнета, но прекрасно знал и все остальные деревянные духовые инструменты.
В те годы в периферийных музыкальных училищах не хватало преподавателей-духовиков. Мостовой же прекрасно справлялся с преподаванием не только кларнета, но и флейты, гобоя, фагота, а позже – саксофона. Хорошо ими владел, и главное - знал репертуар. У него дома было завидное собрание произведений для деревянных духовых.
Сегодня я хочу подробнее рассказать об этом уникальном педагоге.
Справка
И.М. Мостовой родился 6-го июля 1926 г. в Винницкой области в многодетной крестьянской семье. В 1944 году, после освобождения от немецко-румынских захватчиков г. Могилев-Подольский Винницкой области, был призван военкоматом на строительство железнодорожного моста стратегического значения через реку Днестр. За активное участие в строительстве моста получил благодарность за личной подписью И.В. Сталина.
Боевой путь
18.07.1944 г. был призван в ряды Советской Армии, в 36-й учебно-стрелковый полк. В сентябре-октябре 1944 г. проходил службу в составе 21-го учебного полка.
С октября 1944 г. до 1 января 1945 г. - курсант 18-го учебно-стрелкового полка.
С 01.01.1945 г. по апрель 1945 г. проходил службу в 345-м воздушно-десантном гвардейском стрелковом полку.
Имеет 12 боевых прыжков с парашютом, включая ночные.
04.04.1945 г. ранен и направлен в эвакогоспиталь, в г. Будапешт, где проходил курс лечения до марта 1946.
12.03.1946 г. уволен в запас по ранению.
 
Прошел боевой путь, освобождая от немецко-фашистских захватчиков такие страны, как Румыния, Словакия, Венгрия, Австрия. Освобождая столицу Венгрии, был ранен в бою. За проявленный героизм и героический штурм при взятии г. Будапешта был награжден боевыми наградами - а именно: орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Вены».
Также имеет такие правительственные награды:
1. Орден Великой Отечественной войны I степени.
2. Орден «За мужество» от президента Украины Л. Кучмы.
3. 12 медалей.
               
                Путь в музыке

Рассказывает сын и ученик Ивана Максимовича,
Александр Мостовой - преподаватель,
дирижёр эстрадно–симфонического оркестра, руководитель детского джаз–ансамбля «Юниор–бенд», директор Винницкой; детской; музыкальной; школы №2.
С детства мой отец был увлечен музыкой, играл на мандолине и гитаре. Очень любил мастерить и все делать своими руками.
В 1946 г. поступил в Черновицкое музыкальное училище, в класс кларнета.
Учась в музучилище, одновременно работал артистом оркестра музыкально–драматического театра г. Черновцы, а также был художественным руководителем женского самодеятельного духового оркестра в трудовой колонии (работал там педагогом-воспитателем).
После окончания музучилища в 1950 г. был направлен художественным руководителем в Новояричевский дом культуры Львовской области.
В 1952 году поступил на первый курс Львовской консерватории в класс кларнета преподавателя Алексея Васильевича Васильева. Параллельно работал солистом оркестра Львовского оперного театра и артистом джаз-оркестра «Рок-с» при Львовском Дворце культуры железнодорожников.
После окончания консерватории по распределению был направлен преподавателем отдела деревянных духовых инструментов в Житомирское музыкальное училище им. B.C. Косенко, где проработал 48 лет.
С детства очень любил природу и, видимо, поэтому каждую свободную минуту проводил на рыбалке. Был заядлым охотником и грибником.
Умер в возрасте 90 лет в г. Житомире (12 апреля 2016).
Похоронен с воинскими почестями, вдали от городской суеты, на кладбище
с. Сингуры Житомирской обл., где при жизни любил охотиться.

На фото - преподаватели отдела духовых инструментов Житомирского музыкального училища им. В.С. Косенко.
Первый ряд: Г.О. Белинский, Б.М. Фишерман, В.Ф. Гуцал.               
Второй ряд: И.М. Мостовой, П.Х. Доценко, В.П. Кашперко, А.М. Стецюк, П.С. Гаркуша. 

Ученики

За годы педагогической работы в Житомирском музыкальном училище выпустил более 120 специалистов по классу флейты, гобоя, кларнета, фагота, саксофона.
Особого уважения Иван Максимович заслуживает за воспитание плеяды таких заявивших о себе музыкантов, как:
 Л. Джурмий. Окончил Одесскую консерваторию, заслуженный артист Украины. Главный дирижёр Харьковского театра оперы и балета.
 В. Надточий. Окончил Минскую консерваторию по классу флейты. Солист оркестра Минского оперного театра.
 Д. Шиманский.Окончил по классу кларнета окончил Ленинградский институт культуры. Заслуженный работник культуры России.
 В. Янковский. Окончил Ленинградскую консерваторию и аспирантуру по классу кларнета. Заслуженный артист Российской Федерации.
Концертмейстер группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра, дирижер юношеского симфонического оркестра «Юные дарования Сибири».
 А. Исаев. Окончил Свердловскую консерваторию. Военный дирижер Киевского высшего танкового училища.
 М.Паршин. Окончил по классу флейты Казанскую консерваторию. Преподаватель Житомирского музыкального училища.
 Л. Гоцуляк. Окончил Новосибирскую консерваторию (кларнет). Солист Барнаульского симфонического оркестра.
 М. Глузман.  Окончил Новосибирскую консерваторию по классу кларнета и Рижскую консерваторию по классу симфонического дирижирования. Солист Новосибирского академического симфонического оркестра.
 Г. Глузман. Окончил Новосибирскую консерваторию по классу кларнета.
Солист Новосибирского академического симфонического оркестра. Преподаватель консерватории г. Петах-Тиква (Израиль).
 Е. Вайнбрандт. Окончил военно-дирижерский факультет при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Военный дирижер.
 М. Гаркуша. Окончил военно-дирижерский факультет при Московской
консерватории им. П.И. Чайковского. Военный дирижер.
 М. Севрук. Окончил Киевскую консерваторию по классу гобоя. Солист оркестра Гостелерадио УССР. Преподаватель музыкального колледжа в г. Прага (Чехия).
 Г. Захарчук. Окончил Киевскую консерваторию по классу гобоя. Солист Новосибирского симфонического оркестра.
 А. Матвиенко. Окончил музыкально-педагогический институт в г. Ростов-на-Дону по классу флейты. Солист симфонического оркестра г. Ростова-на-Дону.
 Ю. Гайструк. Окончил Харьковский институт культуры по классу кларнета.
 С. Белозор. Окончил Киевский институт культуры по классу саксофона.
 В. Заяц. По классу кларнета окончил Донецкий музыкально-педагогический институт. Преподаватель Житомирского музыкального училища, дирижёр оркестра Ровенского музыкально-драматического театра.
 А. Кравчук. Окончил Киевскую консерваторию по классу кларнета, солист Национального Президентского оркестра Украины.
 В. Титаренко. Народный артист Украины, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «ДЖАЗ», преподаватель-методист школы джазового и эстрадного искусства в г. Киев.


Белинский Григорий Онуфриевич - преподаватель трубы, зав. духовым отделом Житомирского музыкального училища, заслуженный работник культуры Украины:

С Мостовым Иваном Максимовичем я познакомился, когда начал обучаться в училище. Я посещал у него уроки по ознакомлению с музыкальными инструментами (кларнет, саксофон).
До приезда Ивана Максимовича в Житомир деревянные духовые инструменты вели многие преподаватели-неспециалисты, и, конечно, это было нехорошо: упускались многие профессиональные моменты – ученики не были обучены дополнительной аппликатуре, недостаточное внимание уделялось специфическому исполнительскому дыханию и т.д... И никто в этом не был виноват: после войны не хватало преподавателей - главным образом, на периферии.
С приходом Мостового началась другая эра. В стенах училища профессионально зазвучали кларнет, флейта, гобой, а позднее - саксофон.  К тому же Иван Максимович мог сам ремонтировать инструменты и учил этому своих учеников. Отличительной чертой Мостового было терпение. И ученики у него были талантливые и, главное, работоспособные. Около пятидесяти лет педагогической деятельности и много учеников, поступивших в высшие учебные музыкальные заведения. Вот итог его плодотворной работы.
 
Тему продолжает музыкальный мастер Леонид Сталинский:
 
С Иваном Максимовичем мы были коллегами в области ремонта музыкальных инструментов. Правда, я больше специализировался по ремонту медных духовых, а Максимыч (как все его называли) - по деревянным. Отмечу его мастерство, опыт, но главное - терпение. Я не раз бывал в его мастерской при музыкальном училище, и меня там всегда поражали чистота и порядок. Все у него было по полочкам. Не все мастера могут этим похвастать.
Иван Максимович брался за такие ремонты, от которых в других местах наотрез отказывались, и он выполнял, практически, ювелирную работу. Знаю, что к нему приезжали музыканты из других городов Украины и из Беларуси. В послевоенное двадцатилетие подручных материалов для ремонта было мало - не то что сейчас… К примеру, подушки для деревянных инструментов делали из рыбьего пузыря. Иван Максимович сам изготавливал трости и мундштуки, и если ему попадался хороший камыш - трости играли не хуже, чем у киевских и московских мастеров. Насчет терпения - мало сказано. Взять в реставрацию инструмент и, по сути, вернуть его с того света — это искусство!
Мои воспоминания
В 1979-1983 гг. я работал дирижером Житомирского городского духового оркестра и по совместительству вел педпрактику и был иллюстратором в музыкальном училище. Последнее было делом непростым. Я должен был находиться в хорошей исполнительской форме и играть с выпускниками-пианистами.
И вот… Через несколько дней у пианистов экзамены, и я должен играть. Но вдруг что-то случилось с моим кларнетом. Он стал ощутимо барахлить, некоторые скачки срывались…
Я не поленился специально съездить в Одессу, где бывал часто и хорошо знал всех музыкальных мастеров. Трёх обошёл безрезультатно и… вспомнил о Максимыче!
Вернулся в Житомир, прибежал к нашему Левше, и через полчаса кларнет заиграл как надо!
(Кстати, Максимыч и правда был левшой. А для тех, кто его знал – Левшой с большой буквы!)

«Борис, - обратился тогда ко мне Иван Максимович, - я два раза был на выступлениях вашего оркестра, и мне понравилось. Хочу тебе подарить пару произведений, которые должны прийтись по душе публике.
Два диксиленда - я их оркестровал, еще будучи студентом консерватории». Иван Максимович рассказал мне, что в молодые годы играл на саксофоне в солидном биг-бенде при львовском Дворце культуры железнодорожников. Когда я проходил службу в оркестре штаба ПриКВО (Львов), я был много наслышан о профессионализме этого коллектива, но, к сожалению, в 70-х годах он уже перестал существовать.
«Это разнообразит выступления вашего оркестра, - продолжил Мостовой, -поверь».
Через короткое время его аранжировки уже звучали в нашем исполнении, и мы надолго включили их в наш репертуар. Играли мы эту музыку малым составом, и сейчас я с удовольствием вспоминаю имена исполнителей:
Израиль Лахман - тромбон, Николай Кухарчук - саксофон-тенор, Владимир Падун - труба, Владимир Лясковский - фортепиано, Олег Лоскутников - ударные, и я на кларнете. На одном из концертов присутствовал автор, и ему это очень понравилось.


Фото: музыканты оркестра Житомирского музыкально-драматического театра (1957 год). Среди узнаваемых лиц: первый ряд: Г. Ройтфарб, мой брат Леонид, М. Гринах.
Второй ряд: Френкель, О. Шейман, Д. Орлова, Биндер, И. Золотарёв
Третий ряд: В. Гладышев, И. Мостовой, Р. Турчинский.



Фрагмент интервью с учеником Ивана Максимовича Владиславом Янковским - известным российским кларнетистом, засл. арт. РФ, концертмейстером группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра, главным дирижёром юношеского симфонического оркестра «Юные дарования Сибири» (2012 год)
 
— Влад, оглядываясь назад, анализируя прожитое, скажи, кому ты в жизни благодарен — кроме родителей, конечно.
— Благодарен педагогам: Ивану Максимовичу Мостовому из нашего Житомирского музыкального училища, профессору Павлу Николаевичу Суханову, концертмейстеру Нине Петровне Жуковой, кларнетистам А. Степанову и Г. Волобуеву (Ленинградская консерватория). Главному моему музыкальному наставнику на протяжении многих лет - народному артисту СССР, главному дирижеру Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольду Кацу. Также выдающимся профессорам Новосибирской академии музыки Матвею Либерману (класс скрипки), Мери Либензон (класс фортепиано). Самая большая благодарность моей супруге Елене, которая на протяжении всей нашей совместной жизни создавала комфорт, уют и тепло для моей профессиональной концертной деятельности.
Александр Фесюк – ученик Ивана Максимовича (из рассказа о годах учебы):
 
… Потом были годы учёбы в музыкальном училище в классе Ивана Максимовича Мостового, преподавателя, который выпустил не один десяток хороших кларнетистов. Прекрасный человек - с ним всегда было интересно общаться. Бывая в Житомире, я всегда старался найти часок для того, чтобы зайти к нему.
Было это уже очень давно, в 1965 году, когда мой отец, солист-кларнетист оркестра военного училища, Владимир Васильевич Фесюк, пришёл домой и развернул газетный свёрток, в котором был кларнет. Кларнет был строя С, на нём почти не было клапанов, правый мизинец закрывал просто сучок (может, поэтому так иногда и называли кларнет). Хоть с тех пор прошёл не один десяток лет - я отчётливо помню тот вечер. Когда отец спросил меня: "Будешь заниматься?"- я почему-то без тени сомнения сказал "да". Так я оказался под опекой Иван Максимовича Мостового.
Детская студия при музыкальном училище в классе И.М. Мостового. Занятия строились так, что один раз в неделю со мной занимался Иван Максимович, а второй раз студент-практикант. Многие имена забылись, но в памяти остались фаготисты Сементковский и В. Ткаченко, кларнетисты Л. Гуцуляк, Савицкий, гобоист Саша Шоромко, с которым мы долгие годы впоследствии служили в оркестре военного училища.
Параллельно с занятиями в детской студии со мной много занимался отец, и Иван Максимович это поддерживал. Он высоко ценил моего отца и считал его прекрасным кларнетистом.
Затем были четыре года интересной учебы в классе Учителя. У Ивана Максимовича были правильные педагогические принципы, я бы их выразил так: ученик – это прежде всего неповторимая личность. Увлечь его, какой бы уровень способностей он ни имел, заинтересовать, поддержать в трудностях – дело сложное и очень важное. Это дело трудное, но необходимое, и у Ивана Максимовича это получалось.
Низкий поклон вам, Учитель!

                Вспоминая Леонида Джурмия
 
Леонид Джурмий - один из талантливых учеников Иван Максимовича, который стал не только замечательным кларнетистом, но и сделал карьеру как дирижер, став главным дирижёром Харьковского театра оперы и балета.
Леонид после окончания музыкального училища без труда поступил в Одесскую консерваторию, в класс профессора К.Э. Мюльберга. Впоследствии и я занимался в классе этого известного педагога. Калио Эвальдович часто вспоминал Леонида добрым словом и подчеркивал, что тот получил хорошую школу в классе И.М. Мостового.
Фрагменты из книги К.Э. Мюльберга «Записки кларнетиста»
«Леонид Джурмий играл вдумчиво и культивировал мягкий, густой звук. Его техника отличалась благородством и содержательностью, увлекала слушателей звуковыми и тембральными достоинствами кларнета. Он несколько сдерживал свободу пассажей». И далее: «Весьма успешны были и его занятия по дирижированию. По дирижёрским предметам он занимался у доцента Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность и потенциальный профессионализм дирижера не имели «проколов».
От автора
Как рассказывал Иван Максимович, 2-й курс Леонид закончил «Северной звездой» Глинки. Однако за два оставшихся года они сумели подготовить программу, и со 2-м концертом Вебера он поступил в Одесскую консерваторию, в класс тогда ещё молодого преподавателя К.Э. Мюльберга, который, как рассказывал Лёня, был полон энтузиазма, утром приходил в общежитие будить своих студентов, чтобы те перед лекциями успевали позаниматься на кларнете.


Григорий Глузман, солист симфонического оркестра Новосибирской Филармонии, сегодня - преподаватель консерватории Петах-Тиква:
Максимыч был человеком неординарным.
Первая наша встреча произошла накануне моего поступления в училище. Я сыграл ему мою программу экзамена на плохоньком, эбонитовом кларнете (в те времена деревянный кларнет был предметом роскоши). После прослушивания Максимыч достал свой кларнет - ДЕРЕВЯННЫЙ!!! - и сказал: “Экзамен будешь играть на этом инструменте".
Широта души, ответственность за своих учеников были присущи ему всегда.
Иван Максимович был замечательным кларнетистом с уникальным чувством звука. Он брал любой инструмент, чтоб показать как надо, и… лился звук -  объёмный, тёплый, полный красок…
Когда я учился на третьем курсе училища, в Житомире организовали симфонический оркестр (который, к сожалению, прожил не долго). Иван Максимович позвал меня играть вместе с ним. Никогда не забуду, как мы репетировали сюиту из балета "Лебединое озеро" Чайковского. Все замечания Максимыча - немногословные, абсолютно точные – неизменно и сразу улучшали качество исполнения.
Уже спустя много лет, работая в Новосибирском академическом симфоническом оркестре, я вспоминал наставления Ивана Максимовича и убеждался, как он был прав в решении многих исполнительских проблем.

===
Низкий поклон Ивану Максимовичу – и от его учеников, и от всех, кто пересекался с ним в жизни.
«Самое главное, – говорил он своим студентам, - чтобы работа приносила удовольствие: тогда она перестает быть просто профессией и становится любимым делом, делом жизни!»


Рецензии