Вы забыли сдачу взять

                Что посеешь в юности, то и пожнёшь в старости.
                Генрик Ибсен

            Райганат, заходя на рынок, задумалась о предстоящем экзамене: «Послезавтра экзамен по истории. Осталось много невыученных тем, вопросов, на которые я не нашла ответ. Когда же я успею их выучить, если до экзамена осталось только два дня?»
            Выпускница школы, не замечая встречных пешеходов, дошла до продуктовых рядов: «Если верить медикам, фундук, миндаль и грецкие орехи – это самые лучшие продукты, оказывающие эффективное действие на головной мозг. Мой мозг должен работать, как часы: никаких сбоев, никаких пробелов в знаниях. Раз с первого до одиннадцатого класса училась на круглые пятёрки, я не имею права сейчас проваливать экзамен. А грецкие орехи помогут мне в этом».
            Райганат купила очищенные грецкие орехи, фундук и  миндаль, расплатилась и спешно направилась на выход.  Ей показалось, что вслед кричат: «Девушка, подождите!» Но она не придала значения этим звукам, решив, что они обращены не к ней. Отойдя от рынка на порядочное расстояние, она услышала позади себя топот тяжёлых шагов.
            – Девушка, подождите, пожалуйста! Вы забыли сдачу взять.
            Райганат оглянулась: перед ней стояла пожилая женщина плотного телосложения в унцукульском наряде.
            – Девушка, возьмите, пожалуйста, сдачу. Вы забыли её взять
            – Спасибо, – растерялась девушка, – я совсем рассеянной стала. – Райганат протянула своей благодетельнице часть купюр:
            – Это Вам, за то, что Вы вернули мне сдачу.
            – Ты что, доченька, не возьму я эти деньги. Был бы грех, если бы у такой красавицы, я оставила деньги себе. Да и любой порядочный гражданин вернул бы их. Так что не переживай. Молодым деньги больше нужны, чем пожилым. К тому же я заработала приличные деньги за свои продукты.
            Девушка всплеснула руками и поторопилась домой: «Мои ровесники постоянно спорят со мной: «Нет на свете честных людей. Каждый старается выжить, как может, используя для этого все возможные способы». Оказывается, есть на свете честные люди. Сегодня незнакомая мне женщина, отыскавшая меня в огромном людском потоке, доказала мою правоту. Горянка могла оставить себе сдачу, которую я забыла взять у неё. Реализовав свой товар, она могла спокойно уехать в своё село. Никто бы не упрекнул в том, что на её руках остались чужие деньги. Нет же. Она решила, во что бы то ни стало, вернуть их мне, оставив своё рабочее место и ища меня в людском потоке.
             Пусть же на свете больше будет таких беспорочных людей».


Рецензии
Повеселили! Вспомнил свой случай. Пришли с женой в кинотеатр, я взял билеты, взял сдачу отошел, чувствую что-то много сдачи дали. Посчитал, а мне вместо того как с пяти рублей дали сдачу как с десяти. Ну я в позу, обманула кричу тетка, очередь расступилась, кассирша бледная, я деньги подаю и говорю: Что же ты себя обманываешь, вместо того что бы с пяти рублей дать сдачу, дала с десяти. Кассирша облегченно вздохнула, забрала лишние деньги , я довольный улыбаясь пошел с женой в зал. После фильма еще не поздно, посчитал деньги, думаю зря больше не взял, в кафе бы зашли. Только об этом подумал смотрю под ноги, а на тротуаре двадцать пять рублей лежит. Поднял, смотрю на лева, направо, назад, ну нет ни единого человека. Улыбнулся и пошел с женой в кафе. Вот такая история. Ещё несколько раз кто-то проверял меня , при покупках передавали сдачу, я лишнее возвращал и обязательно тут же получал во много раз больше, чем возвращал. Так всю свою жизнь считаю, что кто-то проверяет нас на совесть. Хороший рассказ. Продавщице уверен также преподнесено было больше, чем она возвратила. Удачи вам и по больше благодарных читателей.

Николай Яковлев 4   02.03.2021 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за отзыв. Поколение советского периода, действительно, поступало на совесть. Если и сегодня "кто-то проверяет нас на совесть" - это прекрасно. Если мы и сегодня поступаем по совести - ещё лучше. Пусть судьба преподнесет тем, кто поступает благородно, было больше, чем она возвращают.

Айша Курбанова 3   03.03.2021 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.