Владимир Кубасов - Зпслуженный артист России

Голос этого певца хорошо знаком большинству нижегородцев. Он звучит со сцены Академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, со сцен всех концертных залов города и области.

Редко, чтобы городские и районные праздники обходились без участия в них Владимира Кубасова.

Он органично чувствует себя в сценическом пространстве оперного спектакля, никогда не чурается оперетты, ему удобно на любой открытой концертной площадке.
Но так было не всегда. В начале своей жизни, да и в ранней юности тоже, он даже не помышлял о певческой карьере и никогда в те далекие нежные годы не связывал свое будущее с занятием музыкой.

Родился Володя в 1956 году в Удмуртском городе Глазов в большой и дружной семье: его отец работал слесарем по металлу на Чепецком металлургическом заводе и один содержал свою большую семью. Имея шестерых детей, мать не могла работать, ей хватало забот, чтобы управляться со своим хлопотливым хозяйством. А хозяйство и впрямь было огромным. Хотя Великая Отечественная война давно закончилась, но без серьезной материальной поддержки, невозможно было содержать семью одному работающему человеку. Поэтому на их подворье всегда была корова, а на столе в доме свежее молоко. За лето выращивали свинью и молодого бычка, а это значит, что дети имели возможность качественно питаться…свои яички, свои фрукты и овощи. Дети в силу своих возможностей помогали матери: принести воды, почистить хлев, вскопать огород, наколоть дров, прополоть грядки. К тому же они должны были хорошо учиться в школе, чтобы обеспечить себе надежное будущее. Мать строго следила не только за тем, чтобы дети были накормлены, но и хорошо, чисто одеты. Каждый вечер она проверяла их белые воротнички, гладила пионерские галстуки… Так что любовь к труду у всех детей была заложена очень рано. И сегодня у Владимира Кубасова «золотые руки», он все может делать сам.

Сейчас об этих днях Владимир вспоминает с ностальгической грустью. Как и все мы вспоминаем о своем детстве…каким бы трудным оно не было.
Когда пришло время задуматься о своем жизненном пути, то ни у Владимира, ни у его родителей не было сомнения в том, что ему нужно поступать в энергетический техникум, где можно приобрести профессию техника-электрика. Профессию важную и всегда востребованную. Он поступил, успешно проучился и после его окончания сразу же был призван на службу в ряды Советской армии. С гордостью вспоминает Владимир о том, что служить ему довелось на Байконуре, где профессия техника-электрика пригодилась.  С такой же гордостью же вспоминает и о том, что в период его службы, с этого космодрома был запущен знаменитый космический корабль «Союз – Аполлон», Владимир чувствует себя причастным к этому событию.

Армейская служба пролетела быстро и оставила в душе теплые воспоминания. До сих пор Владимир с благодарностью вспоминает о том, что именно здесь, в рядах Советской армии начал заниматься в кружке художественной самодеятельности, которым руководил его сослуживец Валерий Семенов. Валерий, до службы в армии, закончил Пермское музыкальное училище по классу игры на баяне. Он-то и заметил музыкальные способности Владимира Кубасова. После близкого знакомства, убежденно сказал Владимиру: «А чего это ты с таким голосом не идешь учиться в музыкальное училище?»  Валерий Семенов был первым, кто заронил «зерно» размышлений о музыке в душу молодого солдата.

Когда служба в армии завершилась, то каждый из друзей отправился к себе на родину: Валерий в Пермь, а Владимир в Глазов. Не много времени прошло с тех пор, еще не успел Владимир на гражданке «оглядеться», как прозвучал срочный звонок из Перми: «Немедленно приезжай сюда, ты еще успеешь на прослушивание», - эти слова прозвучали как приказ, всколыхнули в душе Владимира все смутные желания и, не смотря на протесты родителей, он поехал в Пермь. Его прослушали и сразу же приняли в музыкальное училище на вокальное отделение. Родителям долго было непонятно, чем конкретно собирается заниматься их сын. Профессия техника-электрика такая нужная и всегда востребованная, что будет делать их сын после музыкального училища им было неясно. И хотя родители внутренне сопротивлялись решению сына, но мешать ему строить свою судьбу самостоятельно, не решились.
Владимир приехал в Пермь, успешно прошел прослушивание и был принят на вокальное отделение Пермского музыкального училища.

Музыкальный вкус Владимира формировался в тот период, когда всюду можно было слышать прекрасные песни в исполнении замечательных артистов М. Магомаева, Ю. Гуляева, Л. Лещенко, И. Кобзона. Будущий артист не только с удовольствием слушал концерты с участием этих прекрасных певцов, но и пытался подражать им, часто на концертах художественной самодеятельности исполнял песни из их репертуара. Ему хотелось петь также, как пели любимые всей страной, великие артисты.
Собственно, это было главным музыкальным багажом, с которым  Владимир Кубасов поступил в музыкальное училище. Здесь все нужно было начинать с нуля. В том числе постигать музыкальную грамоту.

Но не зря же существует великая мудрость: когда учение готов, учитель найдется.
В музыкальном училище он «попал» в руки замечательного педагога. Им оказалась Заслуженная артистка России Елена Александровна Логвинова. В прошлом она была ведущей певицей Пермского театра оперы и балета, она прекрасно знала, чему и как нужно учить начинающего певца. Владимир до сих пор с благодарностью и теплом вспоминает о своем первом педагоге. Как не забыл он и о Валерии Семенове, первым человеком, который пробудил в нем интерес к серьезному пению.
 
Интерес же к опере развила в нем Елена Александровна, посвятившая этому великому искусству всю свою творческую жизнь. Видимо, прежде всего под влиянием своего первого педагога, через два года обучения в Пермском музыкальном училище, Владимир Кубасов приехал в Нижний Новгород, с мечтой поступить на учебу в Нижегородскую государственную консерваторию им. М. Глинки. Прослушивание и вступительные экзамены он прошел успешно и был принят на первый курс в класс Профессора А.С. Правилова. Александр Сергеевич Правилов был Народным артистом России, Лауреатом Международного конкурса им. П.И, Чайковского, ведущим артистом Нижегородского академического театра оперы и балета. На вступительных экзаменах ему быть не довелось по причине летних гастролей театра. Класс Профессора был сформирован без его участия. Кубасов был зачислен именно в этот класс.
Перед отъездом в Нижний Новгород Елена Александровна напутствовала своего способного ученика: «Если попадешь в класс к А.С. Правилову, знай, -  он сумеет сделать из тебя настоящего певца!» - так глубоко было ее уважение к своему нижегородскому коллеге.  Она загодя передала свое уважительное отношение к Правилову Владимиру Кубасову.

Память Владимира Кубасова до сих пор хранит впечатление от первой встречи с мастером. Заканчивался сентябрь. В их класс вошел внешне очень интересный мужчина. Он был одет в безупречно отутюженный темный костюм, в белоснежной рубашке и галстуке-бабочке. Он никогда не расставался с этим галстуком, что вызывало у студентов особое восхищение. Обувь Александра Сергеевича всегда была начищена до блеска, как ему удавалось не запылиться по дороге от театра до консерватории, осталось нераскрытой загадкой. От своих студентов он требовал такой же заботы о своем внешнем виде, считая это важной чертой для артиста.
Студенты с благоговением относились к своему педагогу. Авторитет А.С. Правилова среди них был абсолютным. Каждое, сказанное им слово, становилось для его учеников законом. Они свято верили в то, что учиться у такого мастера и есть великое счастье.

Владимир вспоминает: «Когда шел Правилов по консерватории, со всех сторон раздавался восторженный шепот: «Правилов, Правилов идет!..». Хотелось быть на него похожим…

Вместе с тем, Александр Сергеевич был очень прост в общении и доступен. Часто проявлял заботу о своих учениках в организации их несложного быта.
Приглашал студентов на свои спектакли, прививал им любовь к будущей профессии. Сам он обладал безупречным музыкальным вкусом, не терпел даже тени фальши на сцене, тому же учил и своих питомцев. Это был яркий обучающий творческий пример для подражания.

Естественно, что в самом начале обучения, Владимир был несколько «зажат» перед мастером. Но Правилов сумел погасить смущение юноши, который безгранично верил своему учителю, верил каждому его слову. В душе Владимира жила убежденность в том, что только Правилов сможет научить его петь. Они шли от простого к сложному, учитель не только объяснял, как надо петь, но часто и показывал сам трудные места. Заставлял осмысливать то, о чем поешь, следить за каждым произносимым звуком и словом.

Александр Сергеевич не только учил свои питомцев петь, но часто заботился и об организации их быта.

После успешного окончания консерватории, по настоянию Правилова, Владимир Кубасов пришел на работу в наш театр и ни разу не пожалел об этом.
Сегодня он признанный мастер. Его репертуар так богат, что вызывает удивление - когда он смог его освоить. Этот безграничный репертуар можно увидеть на персональной странице Владимира на официальном сайте театра. Он ведет огромную концертную деятельность, но это будет сюжетом для другого рассказа.
   
      


Рецензии