Еще об открытиях
Весной следующего года Находкинские туристы и краеведы попросили меня сводить их к водопаду, который находится в ключе Первом. Конечно, согласился. Осмотрев водопад «Берендей», скатились в ключ Первый. Как не разбились, просто непонятно. Даже устоять на ногах было почти невозможно. Весь северный склон был в снегу. Люди падали, катились, цепляясь за кусты, камни. Но все беды и раны были забыты, когда очутились перед этим водопадом. Он был во льду, но замерз красиво. Обрамляли лед оригинальные скалы. Туристы решили дать название этому водопаду. Так как летом водопад исчезает, то краевед Зоя Николаевна Ковалева мгновенно назвала водопад Снегурочкой. Так и пошло. Но Партизанкие туристы клуба «Любителей летящей воды» назвали водопад «Водолеем». В этом году посмотреть водопад «Снегурочка» захотели супруги Еркулевы- Владимир и Светлана. Преодолев все трудности, они увидели этот водопад. Рассказал им, каким образом можно обойти эти завалы. Это подняться на южный склон хребта и идти по нему до речки Каменной. Сам же пошел вверх по ключу, где еще не был. Не найдя больше водопадов, поднялся на вершину хребта, где стояла высокая скала. Снизу она показалась мне интересной. Обошел ее со всех сторон. Сфотографировал. Вдруг на плоской стене скалы в тени увидел несколько петроглифов. Глазам своим не поверил. Известно, что в Приморье петроглифов нет. Вот что надо искать здесь, а не оригинальные скалы. Спустился к поляне, где Володя и Светлана пили чай. Рассказал им о находке. Володя, не смотря на усталость, решил сам убедиться в редкой находке. Поднялись с ним к этой скале.
-Да, это петроглифы! –сказал Володя.- Надо сообщить ученым.
И еще ни один турист не знает, что в Парамоновском ключе, который берет начало со склонов горы Белой, есть огромнейший скальный район. Нигде в крае не найти такого огромного скального массива. Узнали о нем от лесничего, проживающего в лесхозе у села Беневского. Возвращались мы с Юрием Калининым от водопада «Звезда Приморья». Когда проходили мимо дома лесничего, он вышел на крыльцо и пригласил нас в дом на чай. Разговорились. Узнав, что мы фотографы, ищем водопады и оригинальные скалы, он раскрыл там тайну.
-Вижу, что вы не браконьеры, поэтому советую сходить по Парамоновскому ключу. Таких скал больше нигде в Приморье нет. Там есть и оригинальные скалы, которые называются «Суражи». Еще там водятся горалы. Можете их увидеть, если пойдете тихо. А если еще тише пойдете, то можно встретить и хозяина тайги. Конечно, попив чая, мы пошли к Парамоновским скалам. Дорога вскоре стала отходить от реки мы пошли тропой. Но вот и тропа стала уходить влево от реки. Пошли по бездорожью. Но вот появились скалы. Это были не отдельные скалы, а непрерывный монолит. Прошли вдоль него с километр. По мере движения монолит этот рос и рос. Поняли, что осматривать этот монолит надо только сверху, но подняться было невозможно. Остановились на ночлег. Вечером у костра наметили план похода. Юра идет дальше по ключу. Исследует водопады и «Суражи». Что за «Суражи» мы так и не поняли. Видимо, какие-то особенные оригинальные скалы. Я же возвращаюсь к началу этого каменного массива. Там лезу на вершину хребта и по ней двигаюсь в сторону горы Белой. Но легко рассуждать у костра. Само восхождение на вершину хребта отняло много сил. По хребту идти было легко. Сразу же обратил внимание на то, что все макушки небольших кедров поломаны. Это работа медведя. Затем увидел и его свежие «лепехи». Увидел и свежий тигриный помет. Кто за кем тут охотился? Поднявшись на высоту 600-700 метров передо мной предстала панорама всего Еламовского распадка. Вон и водопад «Звезда Приморья». Выше- другие водопады. Сухой ключ, по которому поднимаются на вершину горы Лысой как на ладони. Это с одной стороны. С другой- каменная страна, которая начиналась где-то далеко внизу, поднималась до вершины хребта и тянулась в сторону вершины горы Белой. Конечно, ничего подобного в Приморском крае не видел. Заход на площадки, с которых открывался вид на горный массив, был легкий. На одной из таких площадок увидел огромную кучу помета горалов. Вот где они проводят время! Для зверя горал здесь недоступен. Но сколько не разглядывал скалы, горалов не увидел. Осторожный шорох шагов в ущельях слышал. Но кто ходил- горал или тигр было не ясно. Возвратился к палаткам этим же путем. Юра сидел у костра и пил чай. Водопадов на этом ключе нет. Суражей не увидел. При возвращении к трассе, вновь зашли к леснику. Рассказали ему о своем походе. Он посоветовал нам приехать сюда на неделю. До Суражей вы действительно не дошли. Горалов же надо выслеживать на этих площадках часами. Ученые сидят на этих площадках неделями. Я ходил с ними. Видел горалов. Приезжайте. Я схожу с вами. Покажу Суражи и где можно буде увидеть горала. Но, увы. Вскоре Юра Калинин погиб в Камчатской тайге. Туристов, увидеть этот скальный район и горалов не нашлось до настоящего дня. Один идти не решился.
Тысячи людей идут к Беневским водопадам. Но мало кто знает, что в соседнем Чашевитом ключе есть водопад повыше «Звезды Приморья» метров на десять. Мало кто доходил до этого водопада. Путь к нему- только по воде. Берегами идти совершенно невозможно. И уж тем более, не слышал, чтобы кто-либо из туристов ходил этим путем на гору Лысую. Люди идут легкими маршрутами. Проверенными много раз. Идут, где доступно, безопасно, интересно. Так о водопаде на реке Стеклянухе узнали только от Юры Калинина в 2016 году. Это самый красивый и самый широкий водопад в крае. Он его нашел еще в далеком 1976 году. На Камчатке исследовал десятки водопадов, о которых не знали ни ученые, ни туристы. В результате создал прекрасную книгу- путеводитель «Камчатка- край водопадов». И не смотря на это, продолжил искать водопады.
Если бы я не заинтересовался легендой о царе Тин-я-тай-цзы и его красавице жене Хун-лэ-нюй, записанной В.К.Арсеньевым со слов двух старых китайцев, то, наверное, это так бы и осталось легендой. «В сказании говорится, что Хун-лэ-нюй была ранена и умерла во время похода. Чин-я-тай-цзы похоронил ее под водопадом. Самый большой водопад в Уссурийском крае в настоящее время находится на реке Пан-да-гоу, на правом притоке реки Дун-да-гоу, впадающем в свою очередь в реку Даубихе. Вода спадает с высоты 16-ти метров. Присутствие водопада в бассейне реки Даубихе очень важно для настоящего исследования»,- пишет Арсеньев. Съездил в музей ОИАК, нашел карты края 19-века. Установил, что принцесса была похоронена под водопадом на реке Правая Ильмаковка. Сообщил об этом В.Трофименко и геологу Славе Петрову. Пригласили супругов Ракул- Ларису и Александра. Подъехали на джипе сколько было возможно. Сходили. Обнаружили этот водопад. Подробности этого похода читатель может прочитать в моем очерке на сайте «Проза ру Владимир Маратканов». Есть еще у Арсеньева в книге запись о горном озере, к которому приходят тигры умирать. Там много костей тигров. Каждый год с водителем джипа Александром по прозвищу Колдун собирались посетить это озеро, но так и не съездили. Саша умер. Надежда увидеть это легендарное озеро угасла. Мало таких исследователей, каким был Александр. Людям нужно от тайги -мясо, рыба, дикоросы. Но искать какое-то озеро никто не желает.
Если бы мы с Владимиром Хоревым и его зятем Александром не поднялись на вершину горы Черной, которая находится между реками Кемой и Максимовкой, то никто бы до настоящего времени не знал, что на вершине этой горы растет самый крупный в мире кедровый сланник. Толщина его у основания более 50 см., а длина более 10 метров. На этой вершине людей не было с 50-х годов прошлого века. Там явно магнитная аномалия. Стрелка компаса крутилась как бешенная. Был густой туман. Пошли наугад. Если бы ушли в бассейн реки Максимовки, то пропали бы навсегда в этой безбрежном море тайги. Чудом остались живы. Бог спас нас в том походе. И этот очерк читатель может прочитать на сайте «проза ру…» Исследования приводят к разным открытиям. Потому они необходимы. Так что друзья, дерзайте. Боящийся погибает много скорее, чем устремленный в будущее.
Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов
Свидетельство о публикации №220112800622