Как возвращали Волгу к Саратову

КАК ВОЗВРАЩАЛИ ВОЛГУ К САРАТОВУ

Продолжаю знакомить вас с проблемой истории русла Волги в районе Саратова, которая начала активно развиваться со второй половины 19-го века.

Я уже убедился, что самый лучший способ это сделать, найти и представить на ваш суд или  воспоминания тех людей, кто этим занимался, или тех, кто интересовался этой проблемой и пытался собрать о ней необходимый исторический материал.

До этого я уже представлял вам самый разный исторический материал, который вы можете найти в моих публикациях или на моей странице Фейсбука или на страничках отдельных саратовских групп, а таковых уже набралось более одного десятка.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю выдержки из двух новых  источников.

Первый - это публикации "Волга у Покровска", которую я нашёл в интернете - http://volgafoto.ru/photo/3941-volga-u-pokrovska

Автор текста Г. Мишин.

<< Волга между Покровской слободой и Саратовом до середины де­вятнадцатого века была глубокой и полноводной. Десятки крупных речных судов, на которых прибыл в Саратов в 1695 году Петр I, за­ходили на стоянку в Глебычев овраг, заполненный волжской водой. О том же — свидетельство первого путеводителя по Волге, состав­ленного и изданного в 1862 году внуками А. Н. Радищева братьями Алексеем и Николаем Боголюбовыми: «Ширина Волги у Саратова доходит до четырех верст... Городская пристань, начинаясь у Глебычева оврага, тянется вдоль всего города...»

Однако в конце 1860-х годов Волга отошла от Саратова почти на два километра, оставив на прежнем пути лишь узкий мелкий проливчик, и пароходы могли подходить к городскому берегу только в весенний разлив, в остальное время года пристань устраивали в трех километрах от города.

Обмеление Волги у Саратова и Покровска служило темою нескончаемых сетований, жалоб, ходатайств. Лучшие инженеры России составляли проекты возвращения Волги от покровского бе­рега в старое русло. В 1873 году русло чистили землечерпалками. Подобные работы велись в 1883—1885 годах. Но успеха они не имели.

В 1884 году отогнать Волгу от слободы Покровской решили путем устройства фашинной (судовой) плотины. Сто сорок лодок — тихвинок и коломенок, нагруженных крупными камнями и песком, затопили в главном рукаве реки у слободы. И этот замысел известного инженера Быкова не достиг цели. Уже через год затопленные лодки стали разваливаться, пропуская потоки воды, и Волга вновь ринулась к покровскому берегу.

Несколько лет спустя была предпринята новая попытка камен­ными плотинами перекрыть протоки у Покровской слободы — Ильинскую и Покровскую, чтобы направить воды к Саратову. Но и эти меры, и некоторые другие не только не повлияли на строптивую реку, а лишь усложнили судоходство по ней.

В 1903 году «Спутник по реке Волге и ее притокам» вновь печально сообщил путешественникам: «Летом саратовская Волга представляет безотрадную картину: громадная площадь желтых песчаных наносов встает перед глазами зрителя (пески начинаются против верхнего конца города и кончаются против нижнего конца его). Самая же река как-то теряется среди этой песчаной пустыни. Главная масса воды — коренная Волга — течет вдоль левого лугово­го берега, посылая от себя к саратовскому берегу лишь узкий проток».

Летом того же 1903 года решили уничтожить искусственные каменные преграды: их начали взрывать.

В числе гидротехнических сооружений у Саратова, признанных инженерным советом вредными для судоходства, главное место занимала Покровская дамба. Она имела в разрезе форму опрокину­той чаши высотой пять метров и шириной верхней площадки четыре метра. Военное министерство по согласию с министерством путей сообщения командировало в Саратов специалиста-минера полковника Бобровского. Он рассчитывал взорвать каменную пре­граду несколькими минами и расширить небольшой проход в дамбе, размытый мощными потоками воды: образовавшийся в этом месте водоворот особенно мешал прохождению судов.

Мины пришлось сбрасывать наугад, стараясь учитывать полумет­ровый над каменной грядой поток воды. Разрушались лишь края дамбы, сердцевина ее оставалась нетронутой. За полтора месяца было взорвано сорок восемь двухсоткилограммовых мин, однако высота дамбы уменьшилась всего на полметра, да и то на ста пяти­десяти метрах в длину из девятисот запланированных. Видя без­успешность дорогостоящих работ, Бобровский предложил перенести взрывы на зиму. В декабре работы продолжились. В пробитые во льду лунки заряды по трубам опускались в заранее выдолблен­ные среди камней углубления.

Зимними взрывами Бобровский разбил на Покровской дамбе около трехсот метров каменной преграды и перенес работы на Ильинскую дамбу, тянувшуюся поперек течения от Покровского берега, там был образован прорыв в каменной гряде длиной около двухсот пятидесяти метров.

На страницах путеводителя по Волге уже за 1926 год читаем неутешительные строки: «Пароходы пристают в тринадцати километрах ниже Саратова у с. Набережный Увек, так как рукав Волги, на котором стоит город, мелководный и почти пересыхает...» Спустя два года советские инженеры предприняли еще одну попытку вернуть Волгу от Покровского к саратовскому берегу. Нача­ли сброс камня выше города Энгельса у Каюковского яра. Это было невиданное в ту пору единоборство человека с водной стихи­ей. Оно было долгим и трудным. Лишь десятилетие спустя на пути реки встала мощная каменная стена. Весной 1938 года ударила в нее Волга и, не осилив преграды, повернула к Саратову, расчистив бурными вешними водами новое, а точнее сказать, прежнее русло.

А ныне у саратовской и энгельсской набережных плещутся воды Волгоградского водохранилища, которое разлилось после того, как Волгу выше Волгограда перегородила плотина мощной ГЭС.

 И все трудности для судов, связанные с мелководьем, ушли в историю, об отдельных эпизодах которой мы здесь и напомнили читателю. >>

Отдельно по взрывным  работам на Волге в нашем районе в литературе (это второй мой источник) есть следующее упоминание :

<< Взрывными работами занимался  командированный от военного ведомства  подполковник инженер Бобровский. К работам приступили 14 августа 1903 г.  Сначала мины пришлось сбрасывать наугад, стараясь учитывать  полуметровый над каменной грядой поток воды. Из-за чего разрушались  лишь края дамбы, сердцевина ее оставалась нетронутой. 

Из письма нового  Саратовского губернатора П. А. Столыпина жене  от 29.09.1903 г. « Был  сегодня на Волге на взрывах — взрывают каменную гряду, мешающую Волге  течь около Саратова, но что-то взрывы эти не удаются.» Работы велись до  25 сентября и выразились в разрушении 92 саженей продольной дамбы. Так  как производство работ представляло большие затруднения, то решено было  их производить зимой со льда. Возобновлены работы были 29 января 1904 г.  В пробитые во льду лунки заряды по трубам опускались в заранее  выдолбленные среди камней углубления. Закончены взрывные  работы были  24 февраля 1904 г., в результате чего получилась ходовая полоса шириной  не менее 200 сажень. >>
 
Источник: "Спутник по реке Волге" 1913 г.

Найдено мною на страницах сайта "Старый Саратов" - https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/31677

С этого же сайта я публикую и фотографию "Взрывы дамбы зимой на Волге".

Однако, это не вся найденная мною информация по этой проблеме и следующий раз я постараюсь познакомить вас ещё с некоторыми довольно любопытными источниками.

Надеюсь, что многих саратовцев и жителей Энгельса заинтересует всё это и они более детально будут представлять себе данный период жизни и развития русла реки Волги в нашем районе.

Игорь Пролеткин


Рецензии