Промышленники города и театр

Я давно думаю над тем, как найти нужные слова, которые бы отражали мою благодарность руководителям и работникам промышленных предприятий области, которые в трудные годы жизни нашего коллектива, взяли на себя заботу по его сохранению.

Помощь была многогранной и ощутимой, трудно собраться с мыслями, чтобы подробно, никого и ничего не забывая, рассказать о ней.

С чего же начать долгий рассказ? Может быть с памятного заседания Дирекции Ассоциации промышленников и предпринимателей, куда я попросилась прийти, чтобы рассказать о сложном финансово-экономическом положении театра?  Мою просьбу поддержал Виктор Селиверстович Копылов – генеральный директор Телевизионного завода им. Ленина (НИТЕЛ). Виктор Селиверстович был выдающейся личностью: Заслуженный промышленник СССР, Лауреат Государственной премии СССР. С этим заводом театр связывали многолетие дружеские отношения. Ассоциация была создана в июле 1989 года, а памятное, и такое важное для театра заседание Дирекции, состоялось в октябре. Я волновалась чрезвычайно, ведь впервые приходилось рассказывать не о творческих достижениях театра, а о его трудностях.  А трудности эти нарастали, финансирование становилось скудным настолько, что грозило остановить постановочную работу. А что такое театр, в котором не ставятся новые спектакли? Он легко может превратиться в прокатную площадку старых, давно поставленных опер и балетов. Сообщение было выслушано с глубоким вниманием, многочисленные вопросы, которые мне задавались, говорили о заинтересованности присутствующих руководителей, их стремлении составить представление об истинном состоянии дел в театре. Они касались, в основном, организационной и экономической деятельности коллектива, предлагались возможные пути повышения результативности работы. Это заседание было своего рода экзаменом и на мою директорскую состоятельность. Видимо, не смотря на волнение, ответы были убедительными. Дирекция Ассоциации приняла решение оказывать театру помощь в осуществлении постановок новых спектаклей. Мне было предложено к следующему заседанию Дирекции подготовить предложения о развитии театра, назвать и аргументировать причины, по которым театр собирается ставить в ближайшие годы тот или иной спектакль, просчитать количество необходимых средств для их осуществления.

Директор Ассоциации Валерий Николаевич Цыбанев внимательно изучил эти предложения и к следующему заседанию Дирекции подготовил проект решения, в котором закреплялось, какому предприятию будет поручено осуществлять финансирование будущих премьер. Так, начиная с 1989 года театр стал получать серьезную финансовую помощь на осуществление новых постановок. Уже в декабре 1989 года состоялась яркая премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Этот спектакль был полностью профинансирован Телевизионным заводом Им. Ленина (НИТЕЛ), он же в 1990 году этот же завод взял на себя финансирование второго балета С. Прокофьева «Золушка». На постановку спектаклей был приглашен Заслуженный артист России Юрий Викторович Папко (Москва), который всю свою творческую жизнь был ведущим солистом Большого театра страны, с ним работала известный, московский художник Заслуженный художник России Ксения Шимановская.
Спектакли получились по столичному яркими и элегантными.   Они имели непривычное для нашего театра, образное художественное решение. Артисты работали в них с удовольствием. На первый премьерный показ были приглашены рабочие и служащие Телевизионного завода, было видно, что присутствующие в зале зрители ощущают торжественность момента и свою сопричастность творческому событию. Финансирование первых двух спектаклей неслучайно взял на себя наш старинный друг -  завод им. Ленина (НИТЕЛ), показывая тем самым пример действенной помощи. Завод не только покрывал все расходы театра по выпуску спектакля, но и непосредственно в собственных цехах, из собственных же материалов изготавливал наиболее сложные детали декораций. Контроль за выпуском спектакля Виктор Селиверстович Копылов поручил Председателю профсоюзного комитета предприятия Галине Александровне Котляровой, с которой с тех пор и по сегодняшний день меня связывает крепкая дружба. Ее любовно называли Доброй Феей театра, знали в лицо все работники театра – от артистов до билетеров. И она знала практически каждого работника театра.

В 1991 году увидел свет новый балет. Это был «Дон Кихот» Л. Минкуса. Этот спектакль финансировали совместно два предприятия: производственно-мебельное объединение «Горькмебель» и «Нижегородский масложиркомбинат», который в те годы возглавляла Галина Ивановна Сидорок.

В 1992 году на средства туристической компании «Мегаполис-тур» (директор Л. Гайдученко) была осуществлена премьера балета Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен» с балетным Дивертисментом. На постановку этого спектакля был приглашен известный испанский хореограф Луис Руффо . После успешного показа спектакля в родном городе, балет был приглашен на гастроли в Испанию, где показал несколько спектаклей, проходивших с неизменным успехом.

С глубокой благодарностью вспоминаю генерального директора концерна ОАО «Сатурн» Николая Григорьевича Савиных, который в 1993 году профинансировал постановку оперетты И. Штрауса «Цыганский барон». В период работы над спектаклем у нас с Николаем Григорьевичем сложились теплые дружеские отношения, он вникал в сложности жизни театра, и на одной из встреч предложил безвозмездно обеспечить театр качественным пиломатериалом. Мои коллеги знают, как много мы тратим фанеры, теса, бруса разных размеров и как это дорого стоит. Николай Григорьевич щедро обеспечил театр. Мы потом в течении почти трех лет пользовались его подарком.

Несмотря на помощь, жизнь театра становилась все труднее. Вскоре периодически стала задерживаться выплата зарплат работникам театра. Я видела, что особенно тяжело приходится артистам балета. Особенно трудно было молодым ребятам, которые только что окончили хореографическое училище, жили далеко от родных и не обзавелись еще семьями.

Чтобы быть убедительной в разговоре с руководителями Министерства культуры и чиновниками более высокого ранга, попросила ученых медицинского института изучить соответствие физических нагрузок, которые ложатся на молодые и еще не вполне окрепшие организмы артистов балета и соответствие их питания этим нагрузкам. Мы получили серьезное, научное обоснование, выполненное доктором медицинских наук Л.А. Пальмовой и кандидатом медицинских наук А.П. Квасовой. Ими был сделан однозначный вывод о том, что необходимо улучшить питание артистов балета, а значит и увеличить им зарплату. К сожалению, в коридорах власти от моей просьбы, аргументированной научным исследованием, отмахнулись. Я поделилась своими горькими заботами с Галиной Александровной Котляровой, даже копию медицинского заключения оставила. Завод не производил продукты питания, он выпускал телевизоры и прочие технические приборы. Я не рассчитывала на помощь, поэтому сообщение Галины Александровны о том, что завод берет на себя обеспечение продуктами питания членов нашего творческого коллектива, было для меня неожиданным и чрезвычайно радостным. С тех пор в течении нескольких лет в театр каждую пятницу привозились разнообразные продукты питания: мясо, свежемороженая рыба, куры, мука. Яйца, крупы, макароны… Директор Масложиркомбината Галина Ивановна Сидорок ежемесячно выделяла нашему коллективу по одному литру растительного масла на каждого человека, майонез, туалетное мыло. Бесплатно.

Это была ощутимая помощь. Позже мы узнали, что на расширенном заседании руководства Телевизионного завода рассматривался вопрос о том, как нам помочь артистам. Решили считать наш театр частью своего трудового коллектива, своего рода культурным цехом и обеспечивать нас наравне со своими работниками. Особенно дороги слова Виктора Селиверстовича, которые он произнес после сообщения Галины Александровны Котляровой: «Разве мы можем допустить, чтобы дружеский нам коллектив театра, так остро нуждающейся в помощи, не получил ее от нас». Я на том историческом заседании не присутствовала. Уже потом, когда решение было принято, мне о нем подробно рассказала Галина Александровна. Помогали нам так, словно в стране шла война… но это было «мирное» время, о котором вспоминается с болью в сердце.

Эта помощь продолжалась в течении нескольких самых трудных лет. С 1994 года жизнь стала налаживаться, зарплаты стали выплачиваться своевременно. Потихоньку они стали повышаться.

Все эти годы организационную деятельность по привлечению предприятий к совместной деятельности с театром, осуществлял Валерий Николаевич Цыбанев. Он возглавлял своего рода штаб, созданный Дирекцией Ассоциации.
В 2002 году Ассоциация промышленников и предпринимателей приняла решение о создании Попечительского Совета Академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Обязанности Председателя Попечительского Совета театра принял на себя Владимир Ильич Лузянин. В то время он был Председателем Ассоциации промышленников и предпринимателей и Председателем Совета директоров НОАО «Гидромаш».

Началась новая страница взаимоотношений театра с промышленными предприятиями. Владимир Ильич – личность в нашем городе, да и в стране, легендарная. Он обладает таким непререкаемым авторитетом, что порой одного его звонка достаточно было для того, чтобы был решен самый трудный, казалось бы, неразрешимый, вопрос. В состав Попечительского Совета вошли руководители крупнейших предприятий города и области. Осуществление связи театра с предприятиями в этот период осуществляла Лариса Евгеньевна Козлова. Она внимательно следила за четкостью своевременного выделения средств на производственные нужды театра.

Первый спектакль «Летучая мышь» И. Штрауса в 2002 году полностью профинансировал НОАО «Гидромаш». На первый спектакль был приглашен производственный коллектив этого предприятия. выступая перед началом спектакля Владимир Ильич сказал: «Мы выделили средства на постановку «Летучей мыши» не потому, что у нас нет других забот. Мы хотим, чтобы жители нашего города имели возможность видеть красивые спектакли. Фактически, это наши инвестиции в культуру города и его жителей».
Это была позиция достойного мужа и великого гражданина.

В 2006 году Владимир Ильич Лузянин поддержал идею театра возобновить оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин» и взял на себя половину затрат по ее постановке. Вторую часть выделило областное правительство. Эта премьера была посвящена новому в стране празднику Дню народного единства.

Памятно, как в 2004 году ОКБМ им. Африкантова в своих закрытых цехах изготавливал для нас декорации к спектаклю «Кармен». Они были изготовлены из высококачественного легкого материала. Это был алюминий. Выполнены они были с помощью аргонной сварки.

Выглядели легкими и изящными. Когда их смонтировали, мы всем театром бегали на них любоваться. Но когда певцы вышли на сцену, оказалось, что они гремят и мешают певцам петь. И ОКБМ им. Африкантова выполнил эти декорации еще раз, но уже из фанеры и деревянного бруса, более привычного для театра материала. «Кармен» в этом варианте идет у нас и сегодня. 
   
Попечительский Совет осуществлял помощь театру до 2018 года.
Время ставит не только новые задачи, но и меняет методы их решения.
Хотелось бы, чтобы все лучшие традиции не только сохранялись, но и получали дальнейшее развитие.

PS. И еще, когда Вы приходите в наш театр и любуетесь его интерьерами, обратите внимание на великолепную одежду многочисленных окон. Средства на их приобретение и изготовление выделили также наши друзья НОАО «Гидромаш» и родной завод «НИТЕЛ»… спасибо им.

 

Я давно думаю над тем, как найти нужные слова, которые бы отражали мою благодарность руководителям и работникам промышленных предприятий области, которые в трудные годы жизни нашего коллектива, взяли на себя заботу по его сохранению.

Помощь была многогранной и ощутимой, трудно собраться с мыслями, чтобы подробно, никого и ничего не забывая, рассказать о ней.
 
С чего же начать долгий рассказ? Может быть с памятного заседания Дирекции Ассоциации промышленников и предпринимателей, куда я попросилась прийти, чтобы рассказать о сложном финансово-экономическом положении театра?  Мою просьбу поддержал Виктор Селиверстович Копылов – генеральный директор Телевизионного завода им. Ленина (НИТЕЛ). Виктор Селиверстович был выдающейся личностью: Заслуженный промышленник СССР, Лауреат Государственной премии СССР. С этим заводом театр связывали многолетие дружеские отношения. Ассоциация была создана в июле 1989 года, а памятное, и такое важное для театра заседание Дирекции, состоялось в октябре. Я волновалась чрезвычайно, ведь впервые приходилось рассказывать не о творческих достижениях театра, а о его трудностях.  А трудности эти нарастали, финансирование становилось скудным настолько, что грозило остановить постановочную работу. А что такое театр, в котором не ставятся новые спектакли? Он легко может превратиться в прокатную площадку старых, давно поставленных опер и балетов. Сообщение было выслушано с глубоким вниманием, многочисленные вопросы, которые мне задавались, говорили о заинтересованности присутствующих руководителей, их стремлении составить представление об истинном состоянии дел в театре. Они касались, в основном, организационной и экономической деятельности коллектива, предлагались возможные пути повышения результативности работы. Это заседание было своего рода экзаменом и на мою директорскую состоятельность. Видимо, не смотря на волнение, ответы были убедительными. Дирекция Ассоциации приняла решение оказывать театру помощь в осуществлении постановок новых спектаклей. Мне было предложено к следующему заседанию Дирекции подготовить предложения о развитии театра, назвать и аргументировать причины, по которым театр собирается ставить в ближайшие годы тот или иной спектакль, просчитать количество необходимых средств для их осуществления.

Директор Ассоциации Валерий Николаевич Цыбанев внимательно изучил эти предложения и к следующему заседанию Дирекции подготовил проект решения, в котором закреплялось, какому предприятию будет поручено осуществлять финансирование будущих премьер. Так, начиная с 1989 года театр стал получать серьезную финансовую помощь на осуществление новых постановок. Уже в декабре 1989 года состоялась яркая премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Этот спектакль был полностью профинансирован Телевизионным заводом Им. Ленина (НИТЕЛ), он же в 1990 году этот же завод взял на себя финансирование второго балета С. Прокофьева «Золушка». На постановку спектаклей был приглашен Заслуженный артист России Юрий Викторович Папко (Москва), который всю свою творческую жизнь был ведущим солистом Большого театра страны, с ним работала известный, московский художник Заслуженный художник России Ксения Шимановская.
Спектакли получились по столичному яркими и элегантными.   Они имели непривычное для нашего театра, образное художественное решение. Артисты работали в них с удовольствием. На первый премьерный показ были приглашены рабочие и служащие Телевизионного завода, было видно, что присутствующие в зале зрители ощущают торжественность момента и свою сопричастность творческому событию.

Финансирование первых двух спектаклей неслучайно взял на себя наш старинный друг -  завод им. Ленина (НИТЕЛ), показывая тем самым пример действенной помощи. Завод не только покрывал все расходы театра по выпуску спектакля, но и непосредственно в собственных цехах, из собственных же материалов изготавливал наиболее сложные детали декораций. Контроль за выпуском спектакля Виктор Селиверстович Копылов поручил Председателю профсоюзного комитета предприятия Галине Александровне Котляровой, с которой с тех пор и по сегодняшний день меня связывает крепкая дружба. Ее любовно называли Доброй Феей театра, знали в лицо все работники театра – от артистов до билетеров. И она знала практически каждого работника театра.

В 1991 году увидел свет новый балет. Это был «Дон Кихот» Л. Минкуса. Этот спектакль финансировали совместно два предприятия: производственно-мебельное объединение «Горькмебель» и «Нижегородский масложиркомбинат», который в те годы возглавляла Галина Ивановна Сидорок.
 
В 1992 году на средства туристической компании «Мегаполис-тур» (директор Л. Гайдученко) была осуществлена премьера балета Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен» с балетным Дивертисментом. На постановку этого спектакля был приглашен известный испанский хореограф Луис Руффо . После успешного показа спектакля в родном городе, балет был приглашен на гастроли в Испанию, где показал несколько спектаклей, проходивших с неизменным успехом.

С глубокой благодарностью вспоминаю генерального директора концерна ОАО «Сатурн» Николая Григорьевича Савиных, который в 1993 году профинансировал постановку оперетты И. Штрауса «Цыганский барон». В период работы над спектаклем у нас с Николаем Григорьевичем сложились теплые дружеские отношения, он вникал в сложности жизни театра, и на одной из встреч предложил безвозмездно обеспечить театр качественным пиломатериалом. Мои коллеги знают, как много мы тратим фанеры, теса, бруса разных размеров и как это дорого стоит. Николай Григорьевич щедро обеспечил театр. Мы потом в течении почти трех лет пользовались его подарком.

Несмотря на помощь, жизнь театра становилась все труднее. Вскоре периодически стала задерживаться выплата зарплат работникам театра. Я видела, что особенно тяжело приходится артистам балета. Особенно трудно было молодым ребятам, которые только что окончили хореографическое училище, жили далеко от родных и не обзавелись еще семьями.
 
Чтобы быть убедительной в разговоре с руководителями Министерства культуры и чиновниками более высокого ранга, попросила ученых медицинского института изучить соответствие физических нагрузок, которые ложатся на молодые и еще не вполне окрепшие организмы артистов балета и соответствие их питания этим нагрузкам. Мы получили серьезное, научное обоснование, выполненное доктором медицинских наук Л.А. Пальмовой и кандидатом медицинских наук А.П. Квасовой. Ими был сделан однозначный вывод о том, что необходимо улучшить питание артистов балета, а значит и увеличить им зарплату. К сожалению, в коридорах власти от моей просьбы, аргументированной научным исследованием, отмахнулись. Я поделилась своими горькими заботами с Галиной Александровной Котляровой, даже копию медицинского заключения оставила. Завод не производил продукты питания, он выпускал телевизоры и прочие технические приборы. Я не рассчитывала на помощь, поэтому сообщение Галины Александровны о том, что завод берет на себя обеспечение продуктами питания членов нашего творческого коллектива, было для меня неожиданным и чрезвычайно радостным. С тех пор в течении нескольких лет в театр каждую пятницу привозились разнообразные продукты питания: мясо, свежемороженая рыба, куры, мука. Яйца, крупы, макароны… Директор Масложиркомбината Галина Ивановна Сидорок ежемесячно выделяла нашему коллективу по одному литру растительного масла на каждого человека, майонез, туалетное мыло. Бесплатно.

Это была ощутимая помощь. Позже мы узнали, что на расширенном заседании руководства Телевизионного завода рассматривался вопрос о том, как нам помочь артистам. Решили считать наш театр частью своего трудового коллектива, своего рода культурным цехом и обеспечивать нас наравне со своими работниками. Особенно дороги слова Виктора Селиверстовича, которые он произнес после сообщения Галины Александровны Котляровой: «Разве мы можем допустить, чтобы дружеский нам коллектив театра, так остро нуждающейся в помощи, не получил ее от нас». Я на том историческом заседании не присутствовала. Уже потом, когда решение было принято, мне о нем подробно рассказала Галина Александровна. Помогали нам так, словно в стране шла война… но это было «мирное» время, о котором вспоминается с болью в сердце.

Эта помощь продолжалась в течении нескольких самых трудных лет. С 1994 года жизнь стала налаживаться, зарплаты стали выплачиваться своевременно. Потихоньку они стали повышаться.

Все эти годы организационную деятельность по привлечению предприятий к совместной деятельности с театром, осуществлял Валерий Николаевич Цыбанев. Он возглавлял своего рода штаб, созданный Дирекцией Ассоциации.

В 2002 году Ассоциация промышленников и предпринимателей приняла решение о создании Попечительского Совета Академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Обязанности Председателя Попечительского Совета театра принял на себя Владимир Ильич Лузянин. В то время он был Председателем Ассоциации промышленников и предпринимателей и Председателем Совета директоров НОАО «Гидромаш».

Началась новая страница взаимоотношений театра с промышленными предприятиями. Владимир Ильич – личность в нашем городе, да и в стране, легендарная. Он обладает таким непререкаемым авторитетом, что порой одного его звонка достаточно было для того, чтобы был решен самый трудный, казалось бы, неразрешимый, вопрос. В состав Попечительского Совета вошли руководители крупнейших предприятий города и области. Осуществление связи театра с предприятиями в этот период осуществляла Лариса Евгеньевна Козлова. Она внимательно следила за четкостью своевременного выделения средств на производственные нужды театра.
 
Первый спектакль «Летучая мышь» И. Штрауса в 2002 году полностью профинансировал НОАО «Гидромаш». На первый спектакль был приглашен производственный коллектив этого предприятия. выступая перед началом спектакля Владимир Ильич сказал: «Мы выделили средства на постановку «Летучей мыши» не потому, что у нас нет других забот. Мы хотим, чтобы жители нашего города имели возможность видеть красивые спектакли. Фактически, это наши инвестиции в культуру города и его жителей».
Это была позиция достойного мужа и великого гражданина.

В 2006 году Владимир Ильич Лузянин поддержал идею театра возобновить оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин» и взял на себя половину затрат по ее постановке. Вторую часть выделило областное правительство. Эта премьера была посвящена новому в стране празднику Дню народного единства.
 
Памятно, как в 2004 году ОКБМ им. Африкантова в своих закрытых цехах изготавливал для нас декорации к спектаклю «Кармен». Они были изготовлены из высококачественного легкого материала. Это был алюминий. Выполнены они были с помощью аргонной сварки.

Выглядели легкими и изящными. Когда их смонтировали, мы всем театром бегали на них любоваться. Но когда певцы вышли на сцену, оказалось, что они гремят и мешают певцам петь. И ОКБМ им. Африкантова выполнил эти декорации еще раз, но уже из фанеры и деревянного бруса, более привычного для театра материала. «Кармен» в этом варианте идет у нас и сегодня.
      
Попечительский Совет осуществлял помощь театру до 2018 года.
Время ставит не только новые задачи, но и меняет методы их решения.
Хотелось бы, чтобы все лучшие традиции не только сохранялись, но и получали дальнейшее развитие.

PS. И еще, когда Вы приходите в наш театр и любуетесь его интерьерами, обратите внимание на великолепную одежду многочисленных окон. Средства на их приобретение и изготовление выделили также наши друзья НОАО «Гидромаш» и родной завод «НИТЕЛ»… спасибо им.

 

 



 





 


 


 





 


Рецензии