Театр - образование

Перелистывая страницы 85-летней истории Нижегородского Академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина невольно понимаешь, каким важным был образовательно-просветительский проект «Театр-образование».
Начало этому проекту было положено в 2002 году, когда нижегородская культурная общественность готовилась торжественно отметить 100-летие строительства и открытия здания Народного дома, которое строилось как культурно-просветительский центр Нижнего Новгорода и с самого начало и носило название «Народный дом». В период подготовки юбилейной даты возникло Всероссийское общественное учреждение «Народный Дом», руководителем которого в Нижнем Новгороде был Александр Владимирович Сысоев, человек яркой индивидуальности и глубокой заинтересованности в успехе любого начинаемого им дела. Поскольку мы давно были знакомы с Александром Владимировичем, то совместные размышления о том, как лучше отметить замечательную дату, были вполне естественными: театр оперы и балета занимает это здание с момента своего открытия в 1935 году.
Мне было чрезвычайно важно, чтобы основные праздничные события проходили в нашем театре, привлекли к нему внимание нижегородцев и подняли на новую высоту имидж нашего творческого коллектива. Все единодушно решили, что в день юбилея на сцене должен быть воспроизведен концерт, который состоялся 5 сентября 1903 года. Не только программа концерта, но и его оформление должны были быть точной копией того исторического события 1903 года. Концерт прошел с большим успехом, привлек к себе внимание нижегородской общественности, но нам этой разовой акции казалось недостаточно. Хотелось отметить юбилей чем-то более значимым и соответствующим запросам времени. Возникла мысль о том, что нужно осуществить такой проект, который бы отвечал первоначальному замыслу, сформулированному до начала  строительства Народного дома. Просветительство! Вот что нам было нужно! За советом мы обратились к давнему другу, подвижнику нижегородской и российской культуры Вере Алексеевне Фортунатовой. Состоялся «мозговой штурм», в ходе которого было принято решение в октябре 2003 года открыть совместную программу для студентов Педагогического института им. Минина и дать ему название «Театр-образование». Уже в названии подчеркивалась важность деятельности театра в формировании личности будущих педагогов, которые постигнув театр, поняв и полюбив его, передадут затем это знание и любовь своим ученикам. Программу проекта, включающую посещение спектаклей и творческие встречи в самом институте, составила Вера Алексеевна. Репертуар театра позволял «привязать» проект к программе только что возникшего нового учебного предмета Культурология.
Финансирование полностью взял на себя

«Народный Дом», возглавляемый А.В. Сысоевым.
Предполагалось, что программа должна будет рассчитана на 5 лет и студенты, поступившие на первый курс в течении всех этих 5 лет, ежемесячно должны будут посещать спектакли и, затем готовить  сообщения о впечатлениях, полученных на них для предоставления их к публикации в свою институтскую газету «За учительские кадры».

Я навсегда запомнила торжественное открытие нашего проекта, когда Александр Владимирович вручил, красочно изготовленные пригласительные билеты, ректору института Виктору Андреевичу Глуздову. Мы все были взволнованы, но это было такое, волнение, которое давало надежду на то, что труд наш упадет на благодатную землю и даст хорошие всходы.

В педагогическом институте традиционно училось большое количество студентов из глубинки нашей области, куда они должны были возвращаться по его окончании.  Для многих из них это было первое посещение театра. Студенты пришли на спектакль в торжественно-приподнятом настроении из-за осознания важности предстоящего события. Проект открывался спектаклем «Князь Игорь» А. Бородина.
(Я отлично понимала чувства молодых людей. Будучи выпускницей этого ВУЗа, так же в 1962 году впервые, после «обязательной картошки», пришла на спектакль театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Это был «Севастопольский вальс» К. Листова, оперетта яркая, историко-героическая. Помню, как восторженно смотрела на сцену и с горечью думала: «Мне уже 18 лет, а я только сейчас оказалась в удивительном мире - мире театра. Как много я пропустила в своей жизни…»
У меня был билет на 4-е место в 9-ом ряду).

  В 2004 году проект был отмечен Премией Нижнего Новгорода в номинации «Образовательно-просветительский проект».

В следующем году в проект вошли еще два ВУЗа: Нижегородская медицинская академия и Нижегородский филиал Университета Российской Академии образования. (УРАО).
С этого времени у нас стали складываться особо тесные взаимоотношения с Высшими учебными заведениями нашего города.

Начиная с 2006 года в театре стали проводиться научно-практические конференции, в которых принимали участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты разных институтов города. Эти конференции проходили один раз в два года и всегда проводились в рамках Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Всего было проведено восемь таких конференций. По итогам их работы издавались сборники научных трудов, в которых публиковались выступления всех ее участников.

Тема каждой будущей конференции обнародовалась заранее, что давало возможность будущим участникам и выступающим серьезно подготовиться.

Темы всегда касались жизни театра и его роли в формировании образовательно-культурного пространства Нижнего Новгорода и нижегородского региона. Изучался и анализировался репертуар театра, особое внимание уделялось спектаклям, поставленным по произведениям А.С. Пушкина. Пристальный взгляд научного сообщества заставлял коллектив театра строже относиться к собственной деятельности.

Все сборники научных трудов формировала и редактировала Варвара Михайловна Капацинская. Она взяла на себя труд по организации, подготовке и проведению пяти последних научно-практических конференций.
Последние годы работа со студентами города стала более активной. В проект вошли Государственный Университет им Лобачевского, Лингвистический Университет им. Добролюбова, Строительная Академия. При театре был создан Ученый Совет, призванный анализировать и развивать совместную работу театра с высшими учебными заведениями города. Председателем Ученого Совета была избрана Варвара Михайловна Капацинская.

Важным событием стало создание городского студенческого клуба любителей нашего театра, работой которого стала руководить Марина Анатольевна Замураева, проректор Строительной академии, человек не равнодушный.
Трудные времена пройдут…

Я абсолютно уверена, что ничто не сможет заменить живого общения людей, и наш, ставший общегородским, проект «Театр-образование» вновь возродится и будет радовать всех его участников. 


Рецензии