Казацкий летописец ч. 6

СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ПО МОТИВАМ КАРТИНЫ

Больше всего трудностей возникло, когда стали искать натурщика, чтобы изобразить казака, развалившегося у стола спиной к зрителю, иначе говоря, сидящего напротив писаря. Репин хотел найти человека с внушительной лысиной и «породистым» затылком, на котором, по его словам, была бы написана вся родословная. Долго перебирали кандидатуры, и Яворницкий, наконец, воскликнул: «Знаю!». В то время в Петербурге находился бывший екатеринославский губернский предводитель дворянства, большой любитель казацкой старины, обер-гофмейстер царского двора, кавалер почти всех российских орденов, страстно увлекавшийся нумизматикой Г.П. Алексеев. Но он категорически отказался предоставить художнику свою лысину в качестве натуры: «Что это, на посмешку будущему поколению?! Нет!». И тогда, чтобы сделать зарисовку, решили взять упрямца хитростью. Д. Яворницкий, хорошо знавший Георгия Петровича, заманил его в дом к Репину посмотреть коллекцию древних монет. За этим занятием его и запечатлел живописец, незаметно усевшись сзади. Первый и один из лучших, законченный эскиз маслом появился у Репина в 1887 г. и он подарил его Яворницкому. Позже Дмитрий Иванович продал его московскому коллекционеру П.М. Третьякову и сейчас он находится в галерее его имени. Благодаря этой сделке, историку удалось издать третий том «Истории запорожских казаков». В самой знаменитой и исторической картине Ильи Репина «Запорожцы» блестяще показан их вольнолюбивый характер, удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплочённость, искренность души и непокорность, а также великая сила товарищества.

Сам русский живописец, уроженец г. Чугуева Харьковской губ. в достаточной мере знал историю Украины и не очень любил, когда его казаков сводили лишь к панораме народного веселья, - он вкладывал в полотно высокую идею. «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа, - писал Репин. - Когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, эта горсть удальцов не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». В городе Краснодаре на пересечении улиц Красной и Горького установлен барельеф. Идея его создания принадлежит администрации города. Автор композиции - скульптор Валерий Пчелин. Памятник открыт в 2008 г., через 120 лет после посещения И.Е. Репиным Кубани в целях сбора натурного материала для картины. Надпись на памятнике гласит «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших - кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В октябре 2009 г. накануне Дня казачества Украины на берегу р. Молочной в с. Тамбовка Мелитопольского района Запорожской обл. была торжественно открыта скульптурная композиция «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Изготовленный из металла почти 60 лет назад местным мастером, участником ВОВ Владимиром Федоровичем Дорониным памятник получил вторую жизнь, благодаря скульптору Борису Тихоновичу Солянику.

Огромны заслуги учёного историка Яворницкого перед наукой. В ней он видел для себя средство служения своему обездоленному народу. Дмитрий Иванович был ещё прекрасным педагогом и воспитал целую плеяду научных работников: археолога В.А. Гринченко, историка П.Е. Матвиевского, историка и этнографа К.Г. Гуслистого и многих других. В своём детище - музее он всегда давал пояснения посетителям. Это были блестящие импровизации, основанные на великолепном знании материала, согретые любовью к людям. Когда Яворницкий очень красочно рассказывал об историческом значении той или иной вещи, выставленной на обозрение, то он всегда говорил и о том, как - иногда не без больших трудностей и хитростей - он её добывал для музея. Дмитрий Иванович всегда увлеченно рассказывал о житье - бытье запорожских казаков, их походах, обычаях на Сечи. И, казалось, что этот человек только случайно одет в современный костюм, а не в жупан и широкие красные шаровары или, по крайней мере, в ту одежду писаря, с чернильницей и гусиным пером за ухом или в руке, в которой увековечил его И.Е. Репин. Словом, он казался современником тех событий, о которых рассказывал. Что-то было у него общего с теми запорожскими кудесниками и рыцарями (лыцарями), о которых сохранилось столько преданий. Кроме постоянной работы в музее, Дмитрий Иванович охотно соглашался проводить экскурсии по историческим местам. Его интересные и веселые рассказы всегда были пересыпаны поговорками и пословицами. Он часто выступал с лекциями и статьями на разные темы из современной украинской культурной жизни.

Яворницкий обладал необыкновенной памятью: хорошо знал, когда и с кем встречался; как звали извозчика, с которым тридцать лет тому назад ездил; знал имена и отчества многих учителей, простых людей - кобзарей, лирников, пастухов, чабанов, слагателей народных песен и многих интересных рассказчиков. Он собрал материал для составления словаря украинского языка на 60 тыс. слов, больших сборников народных песен, сказок, басен. Д. Яворницкий очень любил поэзию и особо почитал творчество Тараса Шевченко и Леси Украинки. Иногда, на досуге он и сам пробовал писать стихи. Итог его поэтического творчества - более 60 стихотворений. Некоторые из них были напечатаны в газетах и журналах, а в 1910 г. подавляющее большинство стихотворений было опубликовано в отдельном сборнике «Вечерние зори». Лучше, чем сам Д.И. Яворницкий о себе, о нём не скажет никто. В 1913 г., когда отмечалось 30-летие его научно-литературной деятельности, в адрес учёного было сказано много хвалебных речей и слов. В конце встал он сам и обратился к присутствующим: «... скажу вам по правде: Яворницкий - писатель не стоит и доброго слова; как археолог – он так себе; как человек – стоило бы быть намного лучшим; а вот Яворницкий - историк совсем плохонький. Но как собиратель археологического материала и, особенно, фольклора – на этом поле я кое-что сделал». Будучи очень скромным, он добавил, что в этом не только его заслуга, поскольку ему помогали учителя, служащие, врачи и многие другие, за что он был очень благодарен.

То есть, Д.И. Яворницкий не относил себя к идеальным или гениальным личностям – он себя оценивал адекватно и нужно ещё отметить, что став известным и заслуженным учёным, он никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался. Дмитрий Яворницкий известен на Украине и за её пределами, как непревзойдённый знаток и историк запорожского казачества. Его научные интересы действительно впечатляют. За 50 лет активной деятельности он опубликовал более 200 работ по истории Украины, Средней Азии, России. Среди важнейших следует назвать «Количество и порядок Запорожских Сечей с топографическим очерком Запорожья» (1884), «Сборник материалов для истории запорожских казаков», «Атаман Антон Головатый» (1889), «Очерки по истории запорожских казаков и Новороссийского края» (1889), «Иван Дмитриевич Сирко, славный кошевой атаман Войска запорожских низовых казаков» (1894), «Гетьман С. Зборовский» (1902). «Источники к истории запорожских казаков» т. д-2 (1903), «Запорожцы в поэзии Т.Г. Шевченко» (1912), «Гетман Пётр Конашевич-Сагайдачный» (1913), «К истории Степной Украины» (1929). Главным фундаментальным трудом учёного является «История запорожских казаков» в 3-х томах (С-Пб., 1892, 1895, 1897). Для её создания Яворницкий использовал такие опубликованные сборники документов, как «Архив Юго-Западной России», собственные сборники, многочисленные публикации отдельных памятников и документов. Особое внимание автора привлекали летописи и хроники - древнерусские, казацкие, польские. Библиография 1-го тома (1-го издания) насчитывает 170 позиций. Другим, не менее существенным источником «Истории запорожских казаков» были неопубликованные документы из российских и украинских архивов, библиотек, частных собраний.

Автор широко привлёк и труды своих предшественников - Г. Миллера, С. Соловьева, Маркевича, Кулиша, Антоновича, М. Максимовича, М. Костомарова и многих других. При систематизации материала народный академик, как называли Яворницкого, произвёл стройную схему: 1-й том посвятил быту казачества, отдельные разделы которого характеризуют социально-экономическую историю его происхождения, состав, военные силы, судопроизводство, органы военного и территориально-административного деления, разноотраслевое хозяйство, культурно-религиозные вопросы, быт, обычаи, одежда и др. Благодаря чёткости и детальному изложению, синтезу знаний и мастерства рассказчика первый том до сих пор остается эталоном по-настоящему научного творческого освещения истории. Второй и третий тома - системное, последовательное и подробное изложение политической истории запорожского казачества от его истоков до 1734 г. Как известно, Яворницкий решил довести историю казачества в последней четверти XVIII в., т.е. до ликвидации Сечи царскими войсками по повелению Екатерины II. Для этого он намеревался написать четвертый том, который бы охватывал период 1734-1775 гг., но этот замысел остался неосуществленным, поскольку основной массив нужных документов казачества того периода, архив Коша Новой Сечи, находился у частных владельцев, и Дмитрий Иванович не имел к нему доступа. Благодаря Яворницкому в Екатеринославе в 1914 г. прошли юбилейные празднования, приуроченные к 100-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко, а сам Дмитрий Иванович был почётным главой этого мероприятия.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2021/05/31/816


Рецензии