Гадюка обыкновенная

После прочтения нескольких произведений авторов портала «Проза.ру», «главной героиней» которых была гадюка обыкновенная, моя память воспроизвела события одного давнего, детского похода за черникой.

Июльским утром артель добытчиков направилась в широколисто-сосновый лес, который располагался на расстоянии примерно пяти-шести километров от нашего посёлка Телеханы.
 
В состав компании сборщиков входили дети разного возраста, в том числе, и дошкольники.

Сбор черники мы начали в сосновом бору, в котором были впервые. Кто-то из ребят обратил внимание на множество небольших конусообразных колпачков, размещённых на деревьях. Выше места крепления на соснах имелись узоры-насечки, сходящиеся к металлическим желобам, нижние края которых заканчивались в ярко окрашенных конусах.

Самые шкодливые из детей попытались влезть на деревья, добраться до красивых «игрушек»; взрослые пресекли эти поползновения, пригрозив серьёзным наказанием.
Главная в сборочной бригаде – наша соседка Екатерина Ивановна Белкина, пояснила, что так собирают живицу – смолу.

Позже я узнала у мамы, дипломированного специалиста-лесовода, что живица – смолистая густая масса хвойных деревьев, предохраняет древесину от проникновения короедов и других вредоносных влияний. В промышленности смола используется для приготовления скипидара, канифоли и лечебных бальзамов.

Вот для этих целей и собирают живицу: надрезают ствол сосны и смола в виде прозрачных и вязких капель, стекает в приёмник, подставленный сборщиками.
Уже тогда, в начале шестидесятых годов прошлого века, мама была убеждена, что сбор живицы губителен для хвойных деревьев и является одной из причин усыхания сосновых насаждений.

Нас, дошколят, все эти тонкости мало занимали. Едва дослушав фразу Екатерины Ивановны, разбрелись по лесу разыскивать лучшие ягодники.

Сосновые боры в тех местах перемежались с болотистой местностью. Небольшие болотца не представляли серьёзной опасности для детей: в них не было трясин.
В кочкарниках росла голубика обыкновенная. Теперь-то все знают о её целебных свойствах, а в то время в нашей местности она имела множество нелестных названий: пьяница, дурница, пьяная ягода и т.п.

Дикорастущая голубика и черника, на вид схожие, отличаются особенностями произрастания: голубика плодоносит гроздьями, черника – одиночными ягодами.

Мудрые взрослые организовали между детьми соревнование на быстроту наполнения одной набирушки (небольшая ёмкость для сбора ягод) и общему количеству черники, собранной за весь день.

Состязание шло примерно на равных до тех пор, пока некоторые, не по возрасту изворотливые дети, не сообразили облегчить себе процесс сбора ягод.

Незаметно оторвавшись от общей группы сборщиков, они отправились в болотце. И очень скоро высыпали в общее семейное лукошко наполненные ягодами ёмкости. О чём громогласно уведомили родителей и вновь направились в кочкарник.

Взрослые обнаружили «фальсификацию» позже и строго-настрого запретили детям собирать голубику; приёмщик ягод, установив частичную подмену, отказывался принимать всю партию черники.

Хорошо зная своих и соседских детей, тётя Катя предупредила:

— Дзеткi, туды лепш не хадзiце! Там вельмi шмат гадзючак! (Детки, туда лучше не ходите! Там очень много гадючек! – бел.)
 
— Ага, гадючек! Полные банки насобирали и ни одной змеи не видели! Это нас специально запугивают! – решили передовики чернично-голубичного сбора и, усыпляя бдительность взрослых, задержались недалеко от места привала.

По традиции перед выходом в лес старший по бригаде взрослый проводил с ребятнёй короткий инструктаж по технике безопасности:

1) собирать ягоды в пределах видимости основной группы сборщиков

2) не притрагиваться к неизвестным ягодам и, ни в коем случае, не пробовать их

3) увидев змею, осторожно отойти к взрослым.

Безоговорочно у нас работало только второе правило – о неизвестных ягодах. Они назывались «волчьими», и мы не столько остерегались, сколько не замечали их вообще.

Сложнее было соблюдать пункт первый. А вдруг за той высокой сосной растут ягоды размером с вишню? Как же быстро можно будет наполнить набирушку!

Третий пункт правил техники безопасности не выполнялся детьми никогда. Завидев любого представителя класса пресмыкающихся, детвора стремглав мчалась к взрослым, сопровождая бег визгом.

В тот день, едва дождавшись ухода взрослых от места стоянки, заговорщики вновь направились в болотце.

Примерно через четверть часа малолетние хитрецы выбежали из кочкарника и с криками: «Там – змея!», примкнули к взрослым сборщикам ягод.
 
Екатерина Ивановна успокоила неслухов:

— Правильно, что вы оттуда ушли. Только – кричать не надо: мы ведь пришли в чужой дом.

— Какой дом? Где он? Здесь же кругом лес! – недоумевали дети.

— Лес и есть дом. Для змей, птиц, зайцев, косуль и других животных; они все здесь живут, – разъяснила тётя Катя.

Задумавшись, дети разошлись по местам сбора ягод.

Возвращаясь вечером домой, ребята наперебой рассказывали об увиденной рептилии. С каждым пройденным километром её длина увеличивалась; где-то к середине пути размеры гадюки обыкновенной достигли длины чёрной мамбы (четыре с половиной метра), самой ядовитой змеи в Африке.

Я сгорала от желания внести свою лепту в повествование о сказочной длине змеи, которая по темпам развития тела превысила скорость роста бамбука. Увы, не имела права: я не видела предмета обсуждения.

Лишённая возможности добавить всего каких-нибудь полметра к грациозной плоти рептилии, я внимательно рассматривала обочины грунтовой дороги. Увидев на склоне придорожного овражка подосиновик, сбежала за ним.

Красноголовик ярким пятном выделялся на фоне потемневших осиновых листьев, устилавших неглубокий овраг. Наклонившись к грибу, я обмерла: его ножку обвивала гадюка средних размеров, серый окрас которой сливался с листвой и был незаметен на расстоянии.
 
Раздвоенный язычок, округло-треугольная голова, пугающая неподвижность змеи … Б-р-р-р …

В моём незрелом сознании мгновенно вспыхнуло озарение: гадюка – хранитель лесных сокровищ. Собрав в кулачок всю детскую силу воли, молча и осторожно, выбралась из оврага.

Не увидев в моих руках подосиновика, попутчицы поинтересовались:

— А где же гриб-красавец?

— Там, возле него гадюка! – произнесла я, ещё не придя в себя от страха.

— Ничего, Нэлька, не пугайся, это же – лес! – «утешила» меня тётя Катя.

Вскоре я успокоилась и в деталях рассказала о своей «героической» встрече со змеёй. В отличие от компании подруг, у меня было очевидное преимущество: я соприкоснулась с опасностью «один на один».

Посрамлённые товарки не мешали мне постепенно «углублять и расширять» неординарный эпизод.

По мере приближения к населённому пункту в моих описаниях полуметровая гадюка всё увеличивалась и увеличивалась. При входе в Телеханы её виртуальные размеры приблизились к десятиметровой длине азиатского сетчатого питона …

Всю ночь мне снился красавец-подосиновик. И гигантская гадюка, защищавшая мою несостоявшуюся добычу …


Рецензии
Добрый день, дорогая Нелли! Да, нет страшнее и длиннее змеи, чем гадюка обыкновенная! В третьем классе я впервые услышала от одноклассника про кобру, что она - самая длинная ядовитая змея в мире (до 5,6м), то есть по высоте с 2-х этажный дом. Это было неправдоподобно, но оказалось правдой. Не врал, гад!)))
С уважением, теплом и улыбкой,

Людмила Каштанова   15.04.2023 06:37     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!
Сердечно благодарю за отзыв!

Действительно, от страха глаза велики, особенно в детстве!

Вот и "выросла" рептилия за время моего возвращения домой.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   15.04.2023 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.