О Чёрном ангеле

   Чиновники и чувствовали , и понимали, что совершают большую  гадость, но хорохорились, и после, когда ленинградцы вскипели от негодования, они обвиняли тёмный русский народ в незнании истории.  Это после. А сейчас  они  жидкой группкой  стояли перед барельефным изображением финского маршала Маннергейма, укреплённого на стене  Военного инженерно-технического училища. Они официально открывали бронзовую мемориальную доску в честь этого финского деятеля.

       Объективно, для финнов Маннергейм – особо уважаемая личность и это уважение вполне оправданно. Для ленинградцев же – это изверг, который на пару с Гитлером уморил голодом около миллиона (до сих пор не могут подсчитать) горожан. Не обложи он город с севера и никакой блокады не было бы.

       В обеление своей гадости чинуши приводят два довода.
       Первый: Маннергейм служил в Русской армии, и он здесь учился. Господи!  Сколько негодяев служили в Русской армии. И мало ли кто где учился.  Вон идеолог фашизма, рейхсминистр  Розенберг тоже учился у нас,  а именно в Московском высшем техническом училище. Так что ж, его изображение тоже будем вешать на стену Бауманки?

       Второй: Маннергейм – благородный человек, патриот  Петеобурга. Он дошёл да старой границы по Сестре-реке и не стал штурмовать Ленинград. Хотя мог.
     Не мог! Он на Сестре-реке уткнулся в мощный Карельский укреплённый район, прикрывавший Ленинград с севера. Прорвать такую оборонительную линию без тяжёлой артиллерии невозможно, а крупнокалиберных пушек у Маннергейма не было.

      Наша политическая  система такова, что выбранные чиновники  после выборов теряют связь с людьми, игнорируют их нужды, чаяния, желания, , ориентируются  только на вышестоящую власть. Что эта власть скажет, то они и делают. Указали сверху открыть доску – они и открыли её.

     А к возведению монументальных меморий нужно быть особо внимательным. Вон впендорили на благородную невскую  набережную  монстров-львов с человеческими черепами вместо голов, а люд их избегает. Конечно, со временем народ попривыкнет, но все рано останется сомнение в целесообразности их нахождения в центре города.  Очень спорные скульптуры. Зачем их было устанавливать?

     Или памятник А.А. Собчаку. Подумаешь, первый мэр Петербурга.  Понятен и естественен памятник самому первому градоначальнику Петербурга, генерал-губернатору Алекандру Даниловичу Меньшиковы. Город построил и крепость Кронштадт. А чем прославился «трибун» Собчак?

      Или урод-царь в Петропавловской крепости? Зачем так обгаживать великого человека? Из портретов и скульптурных произведений, представляющих внешность Петра, которые были выполнены  мастерами, его современниками , то есть с натуры, видно, что император был крепким мужчиной с выразительным лицом. И никакого уродства.

      И, что обидно – разную чушь возводят, а крайне необходимого городу памятника никак  создать не могут. Спроси питерца: «Какой памятник является символом имперского Петербурга?», каждый не задумываясь ответит: «Медный всадник.»  «А революционного Петрограда?» -- «Ленин на броневике.». «А героического Ленинграда?» -- «…………..»

      Ольга Берггольц, эта блокадная муза Ленинграда. сурова уверяла:

        -- Но даже тем, кто всё хотел бы сгладить
            В зеркальной робкой памяти людей,
            Не дам забыть как падал ленинградец
            На жёлтый снег пустынных площадей…

       Но Олька Фёдоровна ушла от нас, и ушли её мечты:

      -- И вот тогда на самом лучшем здании
          Лицом к восходу самого
          Поставят мраморное изваяние
          Простого труженика ПВО…..

      Или:
       -- А тебе — да ведь тебе ж поставят
           памятник на площади большой.
           Нержавеющей, бессмертной сталью
            облик твой запечатлят простой.

        Не поставили, не возвели. Почему? Почему в городе. принесшем на алтарь Победы жизни миллиона своих граждан, нет памятника блокадникам? Это какая-то загадка.

    Барсуков считал, что частичная разгадка этого ребуса может  заключаться в том, что во главе города постоянно стояли пришлые с далёких окраин  люди (Сибирь, Закавказье, Волынь), для которых дух, традиции, величие города – нечто непонятное и не осязаемое  Вот и теперь (2020) городом рулит бакинец. Канешна! где уж питерцам до него.

       Вообще-то автор не точен.  Возвели таки в двухтысячные на краю площади Мужества «памятник блокадникам» , эту серую глыбу с проресью невнятных фигур, которую можно поставить где угодно и посвятить чему угодно.

      Барсуков, преданный поклонник творчества О. Берггольц, как бы принял от неё эстафету в деле пробивания идеи создания памятника блокадникам.  Эту идею он популяризировал в своих  статьях, очерках, художественных произведениях. Тщетно!

      Конечно, Барсуков не был ни скульптором, ни художником и его эскизы памятника были несовершенны, но он  твёрдо верил, что концепция создания памятника в классическом стиле,  в данном случае  наиболее рациональна.  Люди совершали реальные подвиги и изображать этих людей в виде рваного шмата железа, как это сделано на Кронверкской улице (памятник женщине,  бойцу МПВО), крайне не желательно.

       По мнению Барсукова памятник должен иметь вид закопчённого ангела, который стоит на руинах здания. Обгоревшие крылья ангела воздеты вверх.  Руки его в ужасе сжимают голову, рот раскрыт в страшном крике. По углам постамента из розового гранита с надписью: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» расположены  бронзовые фигуры блокадников: девушка за зенитным пулемётом, подросток , сжимающий в щипцах зажигалку,  дети, идущие за водой и т.п..

       Барсуков и места выбрал для установки памятника. Если в камерном исполнении, то это Малая Садовая, ближе к Невскому. Если монумент, то лучшего места для него чем мыс при впадении Охты в Неву, не найти.
Наивные мечты. Пустые хлопоты.

    Вот Барсуков ворчит по поводу карикатурности шемякинского Петра (скульптор действительно увеличил пропорции тела в 1,5 раза), но  царь прижился в крепости и даже стал её достопримечательностью. Более того: считается, что. если потрогать царя за кисть, по посетит тебя удача,  а если женщина сядет на колено скульптуры то сладострастия не оберёшься. Вот и сияли у Петра колеи как отполированные.  Администрация крепости, оберегая ноги  скульптуры от износа, обнесла памятник решоткой.
      
       


Рецензии
Голосую за Ваш вариант памятника!

Юрий Игнатюгин   29.11.2020 22:01     Заявить о нарушении
Ваши б слова, да Богу в уши!

Александр Брыксенков   02.12.2020 18:32   Заявить о нарушении