Живём, как будто смерти нет

"Василий Розанов сравнивает этот мир с дураком, которому была заготовлена постель на всю жизнь, а он вскочил да и убежал".

Валерий Михайлов "Один меж небом и землёй"

Благодаря этой книге я поняла своё чувство отвращения к тому, что зрелые дамы молодятся и делают пластические операции. Я поняла, откуда идёт у меня это отторжение и неприятие. И хотя в рекламе фильма "Доктор Преображенский" и говорят, что "нет ничего плохого в том, что женщина хочет быть красивой, как Лола Бриджида", всё таки в этом есть что то плохое, которое можно сначала почувствовать, и только много позже понять и  объяснить.

И сегодня знаменательный день, потому что, читая книгу о Лермонтове, меня вдруг осенило...

Розанов, Дурылин, Перцов и другие филологи и философы усматривают в Лермонтове его неземную душу. Лермонтов никогда не стоял на земле двумя ногами и не был привязан к земле, не был "приземлённым"...

"Он всегда уходил". Какой бы рай на земле ему не предложили, он "всегда держался за ручку двери" и уже приоткрывал её, чтобы отказаться. Ни в чём земном не находил он покоя и рая, а в своём стихотворении "И скучно, и грустно" перечеркнул буквально всё самое ценное в жизни, чем земные люди живут и находят в себе силы жить.

Все людские страхи подпитываются только одним чувством и одним страхом: "Мы все умрём". У Лермонтова этот страх присутствовал только в раннем  детстве.

Обычно в 7 лет ребёнок впервые понимает, что он смертен, что мама и папа умрут, и он умрёт тоже. Обычные дети это осознают не до конца. Просто принимают, как данность, и продолжают жить земной жизнью и её радостями. Необычность психики Лермонтова в том, что это переживание семилетнего ребёнка, столкнувшегося впервые со смертью, осталось в нём до конца жизни самым ярким впечатлением и самым главным фактом. Если мы все умрём, то стоит ли жить вообще? Если всё временно и даже женщину нельзя любить вечно, то стоит ли тратить жар души на что либо в этом мире? Всю жизнь он носился с одной только этой мыслью и вопрошал к Богу: "Зачем ты спустил меня на эту грешную землю? И что ты хочешь от моей жизни?"

Это лирическое отступление необходимо, чтобы понять мою мысль.

Женщина, которая хочет продлить свою молодость и сохранить свою внешнюю красоту, бежит от старости. Побег от старости - это бегство от смерти, от самого существования смерти. Это самообман, который вводит в заблуждение и других людей. Это ложь, а отец лжи - дьявол.

Женщина внушает самой себе и как бы говорит миру: "Смерти нет. Посмотрите на меня. Я так же молода и красива, как 20 лет назад, и даже лучше". Не так ли говорил и дьявол первой женщине: "Не умрёте, если познаете добро и зло". И она поверила. Это всего лишь продолжение библейской легенды. Это современная ложь дьявола.

Женщина смотрит на себя в зеркало и думает, что ей ещё долго осталось жить и радоваться земной жизни, и не замечает, что смерть стоит рядом с ней. Она не успевает приготовить свою душу к смерти, и дьявол забирает её к себе.

Как же мудр с детства был Лермонтов, когда он никогда не забывал и жил памятью о смерти! Бог не стал его более искушать жизнью с её соблазнами и забрал его к Себе, потому что он был готов к смерти, как никто другой. Даже без покаяния он был готов отправиться в небесные обители Бога, потому что его покаянием и исповедью была вся его жизнь.

20 лет покаяния достаточно, чтобы примириться с Богом и обрести в богоборчестве богосыновство. Никто из поэтов не был в постоянном диалоге с богом и никто не был так близок к Нему, как Лермонтов в своей поэзии, которая пропитана религиозностью.

Говорят, что Лермонтов был не красив. Но я смотрю на его портрет и читаю его стихи, и душой вижу красивого человека. На портрете и воспоминаниях о нём, которые были сделаны с любовью, он красив. А остальные мне неинтересны.

"Мы перестали видеть в людях небеса"

Трофим

Небеса можно в человеке перечеркнуть всегда. Можно выстрелить ему в грудь, чтобы больше не писал и поменьше думал о чудесном. Но что вам остаётся? Можно сказать "поделом ему", он был дерзким и язвительным, плохим человеком. "Плохой хороший человек". Не остановить руку, убивающую душу. Но с чем вы останетесь? С масками.

Думаю, что наши современники умирают совсем иначе, чем люди прошлого века. Они даже не осознают этого. Для них настоящая смерть и смерть героя виртуальной игры ничем не отличаются. Словно вместо убитого героя нарисуют нового с помощью компьютерной графики.

Нет никого незаменимого в современном мире. Старой жене можно найти замену помоложе, и бывшего мужа можно оставить и забыть. Мы живём так, будто в этом мире нет ничего того, что было бы настолько ценно, что потеря эта была бы невосполнима. А раз нет ничего ценного, то зачем тогда всё это?

Лермонтов, видя это в людях, не мог смириться с такой жизнью, с таким мироустройством. Он предъявлял претензии не Богу, а толпе. У Бога просил он лишь одного: "Забери меня отсюда!". В каждом стихотворении незримо слышится эта просьба и эта мольба к небесам.


Рецензии