Итальянские записки

  Чернобыль. Ч.1
 Начать итальянские записки надо с аварии на Чернобыльской АЭС,потому что в Италию я попала именно в связи с этой трагедией...

 1986  год,  26 апреля.
Гомельская область, Мозырь. Расположен в живописном месте белорусского Полесья,на  берегу Припяти, среди красочных холмов и оврагов, наполненных очарованием таинственности земли, дикой красотой растений и камней. Вблизи города построен крупнейший в бывшем СССР нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), большинство работающих на нём составляют жители Мозыря.

 Это юг БЕЛОРУССИИ, граница с Украиной (Житомирская область), совсем близко, а до Чернобыльской АЭС километров пятьдесят.
 Мозырь - второй по величине город в области. Славен пединститутом (ныне университет).
 26 апреля  1986  года в  городе, как и в других населённых пунктах вблизи  атомной станции, было спокойно. Готовились к первомайскому празднику, украшали город, проводили репетиции праздничного шествия, готовили речи во славу Родины и торжества коммунизма. На предприятиях и в учебных заведениях готовили воздушные шарики, флаги, лозунги, портреты вождей и цветы для украшения колонн трудящихся.
 
 А в это время в Припяти (так  назывался город, в котором, прямо посреди, находилась АЭС),уже началась эвакуация жителей.
 Из рассказа двоюродной   сестры, муж которой работал на АЭС, я знаю об этом не понаслышке.

 Об аварии Валентина узнала только 27-го. Муж был на смене, и когда утром он не пришёл вовремя, она заволновалась. Обычно он со смены не задерживался. Радио на кухне было включено, программа была обычной и Валентина поставила на плиту кастрюлю мясом. На обед был запланирован борщ. Детей у них ещё не было, хотя женаты они были уже пять лет, но всё было нормально, и дети были "в  проекте".

 Вдруг по радио трансляция прервалась и спокойный голос местного диктора сообщил, что на станции произошли неполадки, поэтому жителей Припяти просят ВРЕМЕННО покинуть свои жилища и эвакуироваться. Никаких вещей брать с собой не нужно, только документы. сё это было похоже на учения по гражданской обороне. Занятия по  ГО проводились тогда по программе общеобразовательной школы, во втором классе детей знакомили со средствами защиты при радиоактивном взрыве.

 Побросав в небольшую сумку документы , на всякий случай, деньги, Валентина направилась на улицу, где жители спокойно, без всякой паники, заполняли автобусы. 
Не знала женщина, что больше она никогда не вернётся в этот город!

Позже они с мужем получили квартиру в Киеве. Муж вахтовым методом продолжал ездить на работу. Куда и чем он там занимался - не рассказывал, да Валентина и не расспрашивала особо.
Муж умер в 1990 году, Валентина - в 1992-ом. Болезни щитовидки, вроде. Квартира отошла к государству...
Мои родители тоже жили в небольшом районном городке, километров в шестидесяти от Чернобыля (загрязнение от 5 до 15кю), а я с семьёй тоже в зоне загрязнения от 1
 до 5 кю\км. Об аварии я узнала 3 мая. А 1 мая у моего старшего брата был день рождения. По традиции, в этот день мы с родителями выезжали на природу, на маёвку. Моему сыну было уже полгодика и мы прекрасно провели время с родными в весеннем лесу... Мама умерла от онкологии в 1992 году, брат тоже не дожил до старости - онкология...
9 мая я собирала дочь на митинг, посвящённый Дню Победы. Звонок. Моя кума взволнованным голосом просит не пускать дочь на улицу, так как ей позвонила её сестра и сказала, что детей не надо пускать на митинг, так как волна радиации идёт на уровне 1 метра высоты над землёй, а это как раз на уровне головы моей Оксанки. Она стояла у окна и плакала, но я была тверда в своём решении. Спустя
 месяц муж отвёз меня с детьми на два месяца к знакомым в Николаевскую область.

В Чернобыльской зоне мы прожили до пенсии. Я работала в системе образования, учителем, затем в аппарате управления. В это время "загнивающий" Запад организовал гуманитарную помощь районам, потерпевшим от аварии. Германия, Великобритания, Ирландия,Испания, Италия, Канада, Япония создали благотворительные фонды, которые отправляли нам гуманитарную помощь: медицинское оборудование, продукты, одежду.Наших детей от 7 до 14 лет приглашали на оздоровление к себе. Для детей подбирали семьи, которые принимали наших детей, оказывали неблагополучным семьям финансовую помощь.Во время отдыха организовывали нашим детям стоматологическое лечение,обследовали на предмет зрения и общего физического состояния. Одевали наших детей, покупали подарки родственникам, составляли интересные программы отдыха и развлечений.

 Нет худа без добра, говорит народная мудрость. Мой сын благодаря этому за время учёбы побывал в Германии, Италии и Ирландии.Мы со своей зарплатой об этом и помечтать не могли до аварии...

 По долгу работы я стала сотрудничать с итальянским благотворительным фондом "Вместе для лучшего будущего". В основном на оздоровление формировались группы из детей неблагополучных, малообеспеченных семей. Я помогала формировать эти группы, а с 1996 года стала сама возить группы детей(от 30 до  45 человек) в Италию в качестве сопровождающего воспитателя. 11 лет я во время своего отпуска возила детей в Италию, пока серьёзно не заболела и не смогла это делать. Я нашла в Италии добрых друзей, замечательных доброжелательных людей, сама освоила итальянский язык. Итальянцам нравилось моё обращение с детьми и они каждый год присылали мне индивидуальное приглашение.Из-за болезни я не могла общаться с ними, поменяла место жительства. И как же мне было приятно, когда год назад итальянцы нашли меня в Санкт-Петербурге, где я теперь живу и даже передали подарки.
Общение с итальянцами было очень интересным. Они каждый год приезжали большой группой из членов комитета и итальянских родителей, в семьях которых жили наши дети. Привозили гуманитарную помощь, посещали семьи наших детей. Я организовывала их пребывание у нас. Когда они приехали к нам первый раз, знаете, что они мне сказали? Что так, как мы живём сейчас, они жили пятьдесят лет назад! На что я им сказала, что они должны быть нам благодарны за то, что мы показали им лицо коммунизма и как не надо жить. Нищета в деревнях, малообеспеченные многодетные семьи, заброшенные деревни, жители которых покинули свои дома после аварии...
 А наши люди ...
Об этом я расскажу в следующей главе. Я нашла свои итальянские записки, перечитала их и поняла, что их будет интересно почитать и другим... Это уже почти история...

 


 По местному радио 27 апреля в 10 часов передали, что


Рецензии