Командирское решение

    На воздушном судне командир корабля – самый главный начальник. Это он принимает все решения, как выполнять полёт, что делать в разных непредвиденных случаях, но он же и несёт за всё ответственность. А экипаж, то есть второй пилот, (штурман и бортинженер, если таковые имеются), могут информировать, подсказывать и рекомендовать. Так всё организованно в лётной работе.

Ну, а уж к чему приводят неправильные командирские решения наглядно видно на примере этого случая.

Итак, рейс Ростов – Симферополь, выполняется жарким летом, на самолёте Ту-134А. Одной из особенностей этого аэроплана является то, что индикатор радиолокатора установлен в кабине штурмана. Поэтому штурман руководит обходом гроз по локатору. Конечно, командир может забраться в кабину штурмана и проверить, а правильные ли рекомендации этот специалист выдаёт? Скажем так, кроме того, что это чрезвычайно неудобно и говорит о недоверии командира к штурману, но ведь есть ситуации, когда это просто невозможно сделать. На взлёте, на посадке, в наборе высоты и снижении. Так что обычно командиры выполняют команды штурмана по обходу гроз. Ведь штурман за это несёт полную ответственность.
Всё это я вам рассказываю, чтобы было понятно, что происходит и кто за что отвечает.

После взлёта диспетчер обрадовал экипаж, что можно следовать на Ейск и далее прямо на Симферополь. Обычный маршрут проходит через Донецк, приходится облетать Азовское море. Но сегодня, по случаю выходного, все военные зоны и полигоны над морем не работают и можно сократить маршрут.
Набрали уже шесть тысяч метров с курсом на Ейск и тут штурман, для обхода грозы, дал команду отвернуть влево тридцать градусов. Грозовое облако видно и визуально, но и на локаторе был виден грозой засвет, причём довольно мощный. Так что штурман, конечно же выдал такую рекомендацию командиру. Ведь в такие грозовые засветы запрещено входить, это очень опасно.
Но командир, визуально наблюдавший кучево-дождевое облако (так это явление называет наука метеорология), заявил, что это облако самолёт Ту-134 прошьёт как шило. На что штурман возразил, что это Ту-134, а не Т-34, и самолёт не предназначен для тарана грозовых облаков.
Самолёт влетел в грозу, и дискуссия была прервана сумасшедшим броском сначала вниз, потом вверх.
В это время, на кухне, находящейся за кабиной экипажа, бортпроводница Тамара наливала воду для пассажира. Поскольку командир не предупредил, что самолёт входит в зону турбуленции и надо пристегнуться, Тамара работала.
В результате броска Тамара сначала подлетела на полметра, а затем приземлилась на пятую точку. Поскольку она была гренадёрского телосложения и веса, удар вышел очень болезненный.
Обидевшись на такое обращение, Тамара ворвалась в кабину экипажа и заорала на командира: «Ты, старый пень! Совсем с ума сошёл, поубивать нас хочешь?!».
В это время самолёт влетает в полосу града. И от этого ужасного гула, града лупящего по самолёту на скорости шестьсот километров в час, Тамара в страхе, вылетает из кабины экипажа, не дождавшись достойного ответа.
И тут самолёт выскакивает из облачности. Сияет солнце, полёт спокоен, мирно гудят двигатели. Словом, как будто ничего и не было.
Да и заняло это происшествие каких-то две-три минуты, всего-то делов, раз-два и прошили.
Ну, дальше в полёте ничего интересного – долетели, мягко сели.
После посадки, как и положено, экипаж осмотрел самолёт и смог оценить результат волюнтаристского решения командира.
Передние кромки крыльев, стабилизатора, пилоны двигателей были густо усеяны вмятинами от ударов града. Двигатели надо было смотреть отдельно, с помощью специального прибора. Ещё повезло, что не отказали и довезли до аэродрома назначения.
Пришлось симферопольским пассажирам ждать резервный самолёт из Ростова, а этот остановили и ремонтировали достаточно долго.

Вот какова цена необдуманного командирского решения.
Конечно, командира за этот случай наказали. Заодно и экипаж, за то, что не повлияли на своего командира.Но самое главное, что где-то через пол-года командир сам подалзаявление и ушёл на пенсию. Хотя и здоровье и годы позволяли ему ещё летать и летать. Видать какой-то червячок его изнутри всё таки глодал.


 


Рецензии
Судя по всему, написал штурман. Такой вывод напрашивается потому, что он в произведении изображён лучше всех. А Тамару, конечно, жалко.

Харон Из Харькова   06.12.2020 02:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.