И АД, И РАЙ...

Шестая глава.

Сон никак не шел и я проворочалась в постели до самого утра,так и не сомкнув глаз . Не выходили из головы мысли об Ольге Семёновне  , о  смеси искренней доброты и глубокой боли , застывшей в ее глазах.
Я восхищалась   внутренней силой этой простой женщины,смирившейся и принявшей свою тяжкую  долю.  Большое горе,обрушившееся на ее плечи,не сломило и не озлобило ее.
Одному богу известно,чего ей это  стоило,но она повернулась к  миру  раненым  сердцем и стала отдавать ему  нерастраченную материнскую любовь, спасая этой любовью наши очерствевшие души , и спасаясь сама...

Войны,проклятые войны...
Почему  человечество веками соревнуется в изобретении всё нового  вида  оружия,  изощряется , придумывая  причины для развязывания войн, словно  самоуничтожение  и есть его главная миссия на земле ?

Кто- то хладнокровно ,в угоду собственным интересам сталкивает страны лбами, а народы этих стран ,с затуманенным  чужими ложными  идеями сознанием,  несут друг другу смерть , даже не понимая вины тех, кого убивают.
Убивают ,оправдываясь абсурдным : это враг и его надо убить! И совершенно неважно,что этот враг  такой же живой человек,  с таким же вросшим в каждую клеточку безумным  страхом смерти, не сделавший ничего плохого ни ему,ни его  стране. Но кто- то дал им в руки оружие , поставил друг  против друга,назначил врагами в своей чудовищной игре   и  приказал убивать...  И  они убивают.
 Ради этих нелюдей, не умеющих и не желающих договориться между собой,ради их  шкурных интересов ,подчиняясь их бесчеловечным приказам ,отдают свои  жизни и забирают десятки,  сотни жизней чужих...

Мысли в моем возбужденном мозгу лихорадочно блуждали ,поочередно вспоминая  все точки на земном шаре,опалённые  военными пожарами . Я не могла припомнить  ни один континент ,ни одну страну ,  хоть раз не попадавших в ад вооружённых конфликтов, не испытавших на себе их катастрофических последствий.

Двадцатый  век,  обречённый стать веком новейших технологий, с самого своего вступления в мир сопровождался  войнами и стал самым кровопролитным столетием в истории людей.
И так получилось,что последние из современных войн, в которой погибли десятки тысяч наших  парней, а еще больше стало  калеками , коснулась и меня , и моей семьи.
Одна из этих войн ,чеченская,забрала единственного сына и продолжателя рода моего мужа , разорвав его душу в клочья.
В очаге другой войны, афганской, оказалась, хотя и по доброй воле, я сама.
Неугомонные мысли,измучившие  за эту  бессонную ночь, стремительным потоком унесли меня на много лет назад...

Мой муж,военный врач-хирург,тогда уже несколько месяцев служил в Афганистане. Зная его горячий характер  и безоглядное мужество, я понимала,что он в любой ситуации окажется в числе первых в любом пекле. Сходя с ума от тревоги, я писала ему то тоскующие,то полные решимости ехать к нему письма,умоляя разрешить мне сделать это.
Мое решение ехать к мужу крепло день ото дня и,никому ничего не сказав,я подала документы на загранпаспорт.

В голове и днем ,и ночью билась одна единственная мысль:быть рядом,уберечь,спасти!...
Мне казалось, что одно только моё присутствие  и  моя любовь заговорят его и защитят от любой беды.

Спустя годы я не раз удивлялась себе,двадцатишестилетней девчонке,и своему отчаянному безрассудству,но тогда отговорить меня от поездки не смог бы никто. Не удалось это и моему серьезному и суровому мужу, и  в конце концов он сдался.

Накануне  я ездила в село,чтобы попрощаться с родными перед дальней дорогой и оставить дочек у мамы. Это было условие мужа. Но ,как и всегда,  оробев перед строгой матерью и  так и не решившись расстроить и встревожить ее, я ничего  не смогла ей сказать. О том,чтобы оставить с ней детей теперь не могло быть и речи - моя прозорливая мама сразу же догадалась бы обо всем...
- Ты смотри у меня,вздумаешь еще в самом деле ехать к Мураду...Не глупи,женщине не место на войне! У тебя вон,двое дочек ,и ты им нужна живая и здоровая.
Мама,словно читая мои мысли,смотрела на меня,подозрительно прищурившись.
- Одной тебе,наверно,тяжело с ними обеими . Оставь хотя бы Лейлу со мной,- вдруг неожиданно предложила она , прижимая мою старшую  к себе...
_______________

Самый южный город Узбекистана Термез и афганский порт Хайратон, расположенные друг против друга,разделяет изгибистая и полноводная Аму- Дарья. Нас вместе с другими пассажирами везут по мосту Дружбы ,соединяющему  эти города ,а мое сердце нетерпеливо стучит и рвется из груди, стремясь навстречу мужу,который ждет нас в Хайратоне с колонной боевого сопровождения.
Я впервые  в своей жизни вижу так много военных и оружия. И такую адскую жару,которой нас встретила афганская сторона, я тоже ощущаю впервые.

Сдержанно ,но с еле скрываемой радостью на лице Мурад обнимает меня  и,крепко прижав к себе  полусонную дочь ,  ведёт к автобусу в середине колонны,на котором мы продолжаем путь по долгому и крутому перевалу Саланг и длиннному   тоннелю ,насквозь  пронзившему  горы Гиндукуша .

Афганские горные пейзажи  очень похожи на наши,дагестанские, и у меня возникает странное ощущение, как будто мы едем к себе в село , но почему- то в сопровождении вооруженной до зубов колонны.
Глядя на мужа ,напряженно сидевшего  у закрытого, несмотря на жару, окна,я счастливо улыбаюсь. Моё самое сильное желание исполнилось ,мы наконец  вместе и теперь нам ничего не страшно!

- Какая ты все же упёртая,Мотик. Добилась ведь своего, приехала...Даже война тебя не остановила.
- Зато мы будем вместе. - тихо отвечаю я,  все еще  уверенная в том,что моя поездка к мужу и предстоящая жизнь почти в полевых условиях с ним - это сплошная романтика.
Разговаривая со мной,Мурад продолжает тревожно всматриваться в дорогу и  периодически оглядывает выступы скал,нависшие над ней. Его тревога незаметно передается и мне.
Я внимательно смотрю  на него и мне вдруг так сильно хочется чтобы он повернулся  и крепко прижал меня к себе...Но автобус полон посторонними людьми и,конечно,мой суровый горец никогда этого не сделает.

Вдали виднеется еще один небольшой тоннель,когда колонна вдруг останавливается и к нашему автобусу,пригнувшись, бежит молоденький черноусый   офицер , делая руками какие- то знаки.
Я ничего не успеваю сообразить,как вдруг раздается оглушительный грохот и  Мурад громко кричит : - Все на пол! Ложииись!- и , столкнув меня со  спящей на руках дочерью на пол между сиденьями,падает следом, накрыв нас собой...

Сквозь звон в голове я слышу истошные крики дочери , стоны людей, перекличку военных на дороге...
 В нашем автобусе нет ни одного целого стекла . На лицах , руках и одежде некоторых пассажиров кровь от  осколков. Кажется,среди солдат есть раненые и даже убитые...
Но это не может быть правдой.Наверно,меня укачало,я уснула,и все это мне снится...

Мурад...Где мой муж?...
- Мураад!...
Моё оцепенение моментально улетучивается и я выбираюсь из автобуса с дочерью на руках.
- Мураааад!
Муж подбегает и снова усаживает нас в автобус.

Через какое- то время мы трогаемся и продолжаем путь на Мазари- Шариф. Мой взгляд падает на грузовики и цистерны,лежащие под откосом вдоль дороги...

Ну,здравствуй,гостеприимный Афганистан.
Нет,я не жалею,что я здесь.
За этим мужчиной я бы спустилась даже на самое дно ада.


Рецензии