Легенда о пещере дракона Ажыдаар-Ункур

               
               
    Эта пещера находится в Ноокатском районе Ошской области на южном склоне горной гряды Тёо-Моюн в 35 километрах от  г. Оша и является  одним из интереснейших научных,  спелеологических и туристических объектов Средней Азии. По своему происхождению пещера относится к карстовому типу и представляет собой природное географическое образование в виде естественной горизонтальной полости (углубления, пустоты) в верхней части земной коры длиной более 100 метров, имеющей выход наружу.
     Слово «карст» [(нем.) karst – пустоты]; горная порода,  грунтовой материал,  сложенный из хорошо растворимых в воде химических веществ органического происхождения: известняк, мел, гипс, мрамор, соль и др. Образуется под воздействием водных потоков и химических реакций в виде  пустот, принимающих различные своеобразных форм рельефа в виде воронок, котловин, провалов, пещер, тоннелей, галерей, ходов и т.п. Следовательно, карстовые пещеры – это подземные полости, образовавшиеся вследствие такого растворения. И таких пещер в природе большинство. Именно карстовые пещеры имеют наибольшую протяжённость и глубину.
     В глубокой древности в таких пещерах селились люди, но иногда их облюбовывали и дикие животные, в том числе и ажыдаары (драконы, чудовища).
     Вход в пещеру Ажыдаар-Yнк;р представляет собой огромное  сводчатое перекрытие, затем следует грот  [(гол.) groot – большой],  пространственный зал  с высотой потолка  до 10 метров, предшествующий суженному проходу.
Перед входом имеется небольшая поляна, к которой с правой стороны горного склона проложена дорожка.
     В глубине пещеры обитает большая и единственная в стране колония летучих мышей (остроухая ночница и большой подковонос).
     В 1975 году пещера объявлена геологическим заказником (охраняемым природным объектом).
     Среди местного населения существует легенда о том, как Али по пути в Китай убил здесь дракона Ажыдаара. У читателей, любителей этого жанра художественной литературы, сразу же возникает ряд вопросов:
- кто такой Ажыдаар;
- были ли на самом деле драконы;
- жили ли драконы в Кыргызстане;
- кто такой Али и как он попал в Кыргызстан.
     Ажыдаар = сказочное чудовище, аналог дракону, [(гр.) drak;n – крылатый, огнедышащий змей]; поразительное создание:  наполовину змея, наполовину крокодил, с частями льва, орла и ястреба. Он не только мог взмывать в воздух и летать (удивительное умение, когда подумаешь о том, насколько была тяжела его чешуя), но также  мог бегать с огромной скоростью. В большинстве своём драконы были очень храбрыми созданиями. Когда они злились или пугались, у них из ноздрей вырывался дым. Если дело принимало опасный оборот, из их ртов вылетали языки пламени.
     Существовали ли драконы на самом деле. Ни одно древнее писание не обходилось без драконов. О них писали все народы мира, которые жили в разных частях земного шара. Причем все сказания между собой довольно похожи, а это приводит к мысли о том, что драконы на самом деле, раньше существовали. Иначе как люди, живущие на разных материках, не имеющие возможности общаться друг с другом, могли оставить после себя одинаковые письмена. Поэтому большинство учёных считают, что это был особый вид  динозавров. Термин «динозавр» ввёл в 1842 году английский биолог Ричард Оуэн для описания первых окаменелых останков древних ящеров, поражавших воображение учёных своими размерами. Слово происходит от (гр.) deinos - страшный, ужасный + sauros – ящер, древнеисторическое животное.
Другая часть учёных считает, что это был особый вид животных.
            
     В Кыргызстане в глубокой древности водились различные виды динозавров. Подтверждением этого являются археологические раскопки в местности Мадыген (юг Баткенской области), где российские ученые-палеонтологи В.Р.Алифанов и Е.Н. Курочкин нашли останки одного из видов динозавров, которому они дали название Кыргызаурус (Kyrgyzsayrus). Название происходит от названия страны (Кыргызстана) и (гр.) sauros  - ящерица. Kyrgyzsaurus - рептилия Триасового периода, одна из древних представителей семейства Drepanosauridae (Archosauromorpha, Diapsida), жившая 225-230 млн. лет назад. Кыргызаурус был описан и назван В.Р.Алифановым и Е.Н.Курочкиным в 2011 году.
     Али (Алия), полное имя Абу аль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши; (599–661 гг.) - религиозный, политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф  [(ар.) ;al;fa - наместник, заместитель] (656-661 гг.), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммедом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса.
     Ниже приводится описание одного из таких подвигов Али. В дальние-дальние времена в пещере, расположенной на склоне горы возле небольшого селения,  поселился дракон по имени Ажыдаар. Он обладал рядом качеств, которые позволяли ему быть победителем во всех битвах с другими животными и людьми. Он мог быстро передвигаться с одного места на другое, так как мог летать. Он не боялся травм, которые обычно получают сражающие, так как кожа у него была очень прочной, практически непробиваемой,  у него не было ни страха, ни сожаления. Из пасти его торчали острые зубы, а когда дракон злился из его пасти шёл дым. От жителей этого поселения стал он требовать приводить ему ежедневно для питания по одному барану. Местные жители, (пастухи и землепашцы) были мирными тружениками, поэтому они  очень испугались и стали выполнять все требования дракона. Время шло и аппетит дракона значительно возрос и он стал требовать приводить ему для съедения красивых девушек, иначе грозил до основания разрушить их поселение.
     В это время праведный халиф Али верхом на коне  совершал паломничество в Китай и по пути случайно заехал в это селение.  Люди рассказали ему о своей беде и просили помощи.
     Не выдержало сердце Али  горя матерей, и он решил помочь сельчанам. Надо сказать, что Али всегда носил с собой, перешедший ему по наследству от пророка Мухаммеда после его смерти, меч Зулпукор, [(ар.) Зульфикар - разящий, острый меч, обладающий волшебными свойствами]; с помощью которого он совершил множество великих дел. Этот меч представлял собой украшенную серебром  саблю, характерной, изогнутой формы с раздвоенным остриём,  напоминающим жало змеи, которая была выкована в небесных сферах и ниспослана Пророку через архангела Джабраила. Меч был такой дивной остроты и такой твердости, то, на что бы Али его ни обрушил, будь то железо или сталь, все перед ним было как паутина.
По традиции на мече был выгравирован главный девиз мусульманских армий: «Нет меча кроме Зульфикара, нет героя кроме Али!». Именно в руке выдающегося воина Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама.
     И конечно, обладая таким оружием, Али не мог остаться безучастным к просьбам жителей этого многострадального посёлка и согласился помочь им. Главной проблемой при этом было каким-то способом выманить дракона из пещеры. Сельчане посовещались между собой и решили одну из сельских девушек отвести на поляну около пещеры и вызвать дракона. Девушка громко запела песню, и морда дракона показалась у выхода из пещеры. Он увидел девушку и слетел на поляну, а это и было нужно Али. Он разогнал коня и когда дракон, разинув пасть, стал приближаться к девушке, Али, подскакав,  выхватил из ножен свой разящий меч Зулпукор и вонзил его прямо в грудь дракона. Почувствовав тяжкую рану, дракон встал на задние ноги, вытянулся в струну  и стал бешено бить хвостом о землю. Из раскрытой пасти повалил дым, но было уже поздно. Али повторно ударил мечом, и дракон рухнул на землю. Он громко  захрипел и забился в предсмертных конвульсиях. Али слез с коня, подошёл к дракону и отрубил ему голову.
     Радостные крики сельчан послышались со всех сторон. Все жители славили могучего героя. Тут же они развели костёр и сожгли ненавистного злодея.
            За свои подвиги и героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха».

             Время проходит, но память живёт
             И помнит заслуги халифа народ.
             Так эта легенда на свет появилась
             И сразу в кыргызском фольклоре прижилась.


Рецензии