А. Бергулёв поэзия на всю жизнь

ПОЭЗИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
                Здравствуйте, тернистые дороги,
                жизни моей дерзкие штрихи,
                чтобы пережить свои тревоги,
                я пишу стихи.
                А. Бергулёв

   Мы продолжаем знакомить читателей Недели с творчеством талантливых тавдинцев, сегодня в нашей «беседке» руководитель литературного объединения «Перо Пегаса» г.Тавды Андрей БЕРГУЛЁВ.
- Мама работала учителем начальных классов, потом преподавала домоводство во вспомогательной школе, она пыталась помогать мне по литературе, но на поэзию конкретно упора особого не делала, --- рассказывает Андрей. -- Откуда появилось стремление к стихам, не знаю, может, генотипно, может, повлияло увлечение отца, который был в восторге от творчества Николая Рубцова, слушал песни на его стихи («В горнице моей светло» и т.д.) по радио, русские народные песни…
  У школьника Андрея Бергулёва любимым писателем был Н.В.Гоголь, -- отсюда истоки творчества, но пока только как сочинителя небольших рассказов, а первое своё стихотворение он написал, учась в 8 классе, в пору юношеской влюблённости. Наивные, «писал в стол» и думал – юношеское увлечение, но в один прекрасный момент вдруг понял, почувствовал, что это не так: «Смогу и буду писать!». Читал стихи М.Ю.Лермонтова, С.Есенина, погружался в классику.
   В армии в свободное время шёл в библиотеку, на абонементе брал поэтическую литературу, читал почему-то всё больше Фета.
«…В жизни много радостей и бед, словно гроз весенних в синем мае, я в последний раз пишу ответ, из армейской службы улетая» --  это строчки из стихотворения «Дембель», одного из немногих, сохранившихся с тех времён, его Андрей адресует «уставшей маме, сидящей у окна» и ждущей весточки от сына.
Андрей вспоминает:
-В 1999 году Тамара Александровна Соловьёва (они с мужем Рудольфом Валентиновичем с моими родителями в большой дружбе были)  пригласила меня на клуб книголюбов, я пришёл и попал на презентацию стихов и песен Германа Храмцова, на которой присутствовал Г.И.Жмаев – для меня это стало сюрпризом. Я читал свои стихи (сейчас те стихи я не стал бы выносить на всеобщее обозрение «ни при какой погоде»!), Геннадий Иванович внимательно слушал, а потом предложил поработать над ними (сделать исправления, замечания), чтобы издать книгу. Книга состоялась: в 2000 году  в Средне-Уральском книжном издательстве вышел мой первый сборник «Запахи трав». Инициатором презентации,  организованной и проведенной  городской библиотекой, были Геннадий Иванович и заведующая библиотекой Людмила Николаевна Томилова.  Позже  Г. Жмаевым была предложена идея создания поэтического клуба, в том числе и его  названия --  «Перо Пегаса».
Впервые отдельно от книголюбов поэты собрались в 2002-м году: Валерий Ермолаев,  Геннадий Жмаев, Людмила Каплан, Вячеслав Вдовичев, Герман Храмцов, Татьяна Жигалкина… Изучали теорию стихосложения, делились новыми текстами, поэтическими находками, читали стихи, праздновали… В 2000 году Андрей впервые принял участие в фестивале музыки, поэзии и авторской песни памяти Евгения Шигина «Струны осени», а в 2004 году собратья по перу доверили ему возглавить литературное объединение.
Поэтическая жизнь бурлила: в 2006 году в рамках областного фестиваля «Мастера искусств – жителям уральской глубинки» в ЦГБ состоялась встреча  тавдинцев с екатеринбургскими поэтами Юрием Казариным, Германом Дробизом, Вадимом Дулеповым; в 2010-м – семинар с мастер-классами по поэтическому слову в г.Тюмени, организованный тюменским отделением Союза писателей России под председательством Николая Денисова; ежегодно 3-4 поездки на региональные поэтические фестивали – различные дипломы за призовые места, победа в областном конкурсе «Пою моё Отечество» (г.Екатеринбург, 2007 г.)…
«Диплом получить, конечно, приятно, но совсем другое, например: издал книгу – и всеобщее признание! Вот это для меня было бы значимо», -- делится Андрей Анатольевич. Однако, справедливости ради, заметим, что  талантливый музыкант Михаил Захаренко  написал  «Песню о Тавде» на слова Андрея, а не менее талантливый певец Сергей Савин её исполнил:
«…Я жил вдали, надолго пропадал,
мой путь скитаний полон был и рвений,
Тавда -- ты мой спасительный причал,
источник мой бездонный вдохновенья!»
В 2014 году не было, наверное, ни одного тавдинца, который не посмотрел этот видео ролик и не услышал берущую за душу песню о родном городе. Это ли не признание?
Второй сборник  стихов А.Бергулёва «Дали мои тихие» вышел в 2001 году в издательстве «Тезис» (г.Екатеринбург), напечатан он в Тавдинской типографии. В  2008-м самиздатом выпущен сборник «Ностальгия», в 2010-м –  «По звёздным сумеркам дорог» и «Житель ноосферы», в 2011-м – «Забытый угол» и «Промчавшиеся поезда» (книги напечатаны «Самиздат +» Ольгой и Ильёй Роговыми). Стихи Андрея публиковались в сборнике уральских поэтов «Складчина», «Тавдиния» (В.Ермолаев), «Струны осени тавдинской», московском журнале «Свет», тюменском альманахе «Живое слово», тюменских сборниках «Поклонимся, друзья, фронтовикам», «Тихая родина», сборниках тавдинских поэтов  «По следу Пегаса»  («Самиздат+»), «Глубинка, сердцу дорогая», «Душой светлея», в тематических сборниках, выпущенных газетой «Тавдинская неделя».
    Для одного из альманахов я уже писала об отличительной черте поэзии  Андрея Бергулёва, почувствовав практически во всей его лирике пронзительную ностальгию. «Как жалко, что навеки покидают обжитые уютные дома, и сиротеют брошеные дали… И бесприютно близится зима…», «Незаметно промчались годы, затерялись в родной дали, помню, помню я талые воды и увядшие листья в пыли…», «Томится завязью черёмух студёный пасмурный рассвет. Я жду сирены лет знакомых, жду теплоходы юных лет…», «…Только затерялись теплоходы, затянуло илом берега, без гостей закаты и восходы стережёт на пристани река», «Я призадумался о родине…Я вновь от дома далеко. Там зябнет чёрная смородина, накрывшись снегом под окном…» и так далее. Ностальгия по прошлому, неотступно щемящие посвящения  погибшему брату, ушедшим отцу и матери: «…Я и в отчем саду – просто гость, берегу твоё доброе имя… а печная труба, словно воск, тает в зыбке тумана без дыма…»
Как руководитель литературного объединения, на заседаниях ЛитО  он читает ознакомительные лекции по теории стихосложения  для членов «Пера Пегаса» , постоянно совершенствуется сам и  делится с единомышленниками знаниями и навыками в области стихотворчества: недаром Нина Иннокентьевна Федина (г.Тюмень)  посвятила ему стихотворение «Гуру». Наш «гуру» с легкостью подбирает нужные эпитеты, управляется с аллегориями, использует образность и другие художественные средства изображения поэтического языка, часто возвращается к написанным стихам, редактирует их, воспринимает мир как живой, одушевленный… но…
Но даже в нежных строках его любовной лирики, озаренных светом надежды, почти всегда звучат ностальгические нотки:
 …Всё оттого, что вспомню иногда
твой чистый смех и…
                губ твоих простуду…
И прежних встреч взошедшая звезда
своим теплом согреет и разбудит!
На мой вопрос: «Что значит поэзия для вас и на каком месте она в вашей жизни?», Андрей Анатольевич отвечает: «На первом. Она всегда выручала и будет выручать в трудную минуту. Если б не было поэзии, не было бы осмысления происходящего.
Поэзия – удивительная,  непредсказуемая субстанция: случается, ты ощущаешь себя самым несчастным, и вдруг приходит момент, способность творить, и ты понимаешь, что ты – самый сильный и счастливый!»
«Поэзия есть настоящее богатство, которое не купишь, и которое никто не отнимет», -- улыбнувшись,  резюмирует тавдинский поэт Андрей БЕРГУЛЁВ. С этими словами трудно не согласиться.


Рецензии