Ист. за ист. Гл. 18. Проделки моего учителя

   До того как стать нашим учителем физики Олегу досталось поработать в оборонке. Однажды на уроке он рассказал такую историю.
   На одном ответственном участке производились работы по откачке и заполнению инертными газами гироскопических приборов. С участка сборки поступали приборы - надо часа два их откачивать, потом заполнить, потом звонить на участок сборки, чтобы пришёл сборщик и пережал специальными клещами медную трубочку. Потом тем же специалистом-сборщиком эта трубка запаивалась, надёжно перекрыв гермоввод.
   На вакуумном участке работали в основном женщины, которые только откачивали, а на сборочном участке мужики, которые пережимали. Рабочий день - 8 часов и естественно необходима была круглосуточная работа и в будни и в выходные. Приборы, прямо скажем, носили на руках и давали им "зелёный свет" и в выходные дни. Потребовалось доказывать финансовым органам необходимость работы в три смены - надо как-то объективно доказать эту необходимость.
   - Что это? Из-за 2-4 часов в сутки вам требуется круглосуточная работа? - говорил заказчик. И не доказать было военным эту необходимость.
   Была другая проблема: некоторые приборы после заполнения показывали увеличенную мощность - попросту текли, а предполагали всякое, даже была такая версия: Детали - сам металл выделяет дополнительный вредный газ – мол, надо обезгаживать сами детали. Это, конечно, глупость, но умные головы во главе с Олегом придумали дозагрузку вакуумного участка постоянной работой в три смены – мол, набрать женщин на три смены - работа хорошая, непыльная, оплата повремёнка и всем хорошо! Удобно организовывать.
   Как доказать военному заказчику необходимость обезгаживания? Олег придумал: взяли учебник по гироскопии, поручили студентам написать лжетеорию об обезгаживании – мол, это вполне очевидно... Напечатали отдельной главой, вшили в отделе документации в этот потрёпанный учебник какого-то светилы гироскопии, и пошли с этим учебником доказывать необходимость трёхсменки на вакуумном участке. Доказали. После чего стали тщательно мыть, а также откачивать  при нагревании детали приборов. Увеличился цикл изготовления на несколько суток - появилась возможность иногда, когда это требовалось, доказывать обоснованно сроки изготовления приборов.
 
 Волей судьбы мне в последствие довелось руководить сборщиками на участке сборки гироскопии, а на вакуумном участке даже одно время работала моя жена! И ни у кого в голову не приходило оспорить необходимость обезгаживания деталей. У меня же появилась извечная проблема - надо сократить срок прохождения прибора - сами детали давали на сборку поздно, а срок поставки приборов никто не отменял! Приходилось хитрить и изворачиваться, сокращая ненужный цикл, А женщины исправно следили за работой насосов, термостата, заполняли журналы, куда-то подливали жидкий азот и делали это круглосуточно на протяжении десятков лет.
   Однажды, ещё не помня о том уроке физики, я высказал предположение о ненужности обезгаживания деталей. Руководство - зам. начальника Тамара Сергеевна Калинина быстренько принесла мне этот учебник, как доказательство необходимости... А она в прошлом работала в ЦНИИ "Гранит" с Олегом.
 А я ей говорю: "А кто писал этот учебник? А как? На каком основании появилась эта теория? Где практика? Этот газ как заметили? Как измерили? Ведь таких средств измерения в природе нет!»
   Тамара Сергеевна спросила: "А где Вы учитесь?" Узнав позднее, что мой школьный  учитель - Олег, сказала: "Тогда понятно..."
   Узнав, что это дело Олега, я отступил - не хотелось подставлять своего учителя. Разве всё докажешь?  "Но мы то умные - мы можем и доказать!" - думаю, что так думал мой учитель - Олег. А потом случилось так, что я "уволил" Тамару Сергеевну... Но это отдельная история, которую, может быть, изложу в отдельной главе... Может быть...

Пожалуй, внесу некоторое дополнение к проделкам моего школьного учителя.
   Аналогично странице в учебнике по гироскопии была изготовлена страница в журнале «Вокруг света», из которой я и узнал о разгадке тайны Бермудского треугольника ещё тогда, школьником. Смотри главу №1 Начало.
   Сейчас даже знаю, кто писал "лжетеорию" о действии звуковой волны на Бермудах. Встретились как-то в троллейбусе №1, на Старо-Невском, возвращаясь с занятий в институте, с моим хорошим школьным товарищем Федей - Фёдоровым Серёжкой. Он мне и поведал о написании той страницы - писал  черновик Серёга для физика. К тому времени Серёга разобрался "что к чему" и доложил мне по просьбе того же физика - чтоб я знал. Встреча наша возможно была подстроена, потому что я ехал строго в своё время по обычному маршруту. Да и по виду моего товарища можно было предположить, что он готов был к той встрече. С самого порога троллейбуса радостный крик! И хотя он мне всё рассказал ещё тогда, увязал я тот рассказ значительно позже.
   Учитель - любитель интриг, на всём протяжении моей жизни следил за мной и устраивал мою жизнь; имея связи с ген. директором Объединения организовывал и направлял в нужное ему русло мою жизнь. А какую интригу он придумал описанную мной в главе «Учитель»! Жаль, что тогда, когда ставил ему входную дверь, не хватило ума задержаться и поговорить. Сделать это сейчас? Пожалуй, невозможно.
   Помню, отец рассказывал о своём постоянном заказчике по имени Олег. Он совсем не знал, кем работает Олег… Возможно, отец попросил Олега устроить своему сынку изготовление своего оружия. Возможно оттуда  «растут ноги» того внимания к моей персоне со стороны учителя. Помню, отец говорил: "Знаю, что Вовка  хочет сделать своё оружие, а я не знаю, как ему в этом помочь. У меня образование четыре класса деревенской школы... Не знаю, как помочь."
   И точно помню, что Олег на уроке спросил: " Кем и где работает твой отец?" А я ему: "В мастерской по ремонту обуви на Рижской улице - это рядом. Там его все знают - Павел Фёдорович.»
   Отец частенько спрашивал: "Вовка, вот, если бы было так, как бы ты поступил?" А я, ничего не подозревая, ему отвечал: "Я бы сделал так..."
   Несомненно, это имело место в наших разговорах. Информация гуляла по нашим бедовым головам...
   А ещё помню, как на уроке физики отвечал на вопросы Олега о своей будущей карьере... Сказал, что хочу полностью посвятить себя какому-нибудь хорошему делу. Чтобы и армия, и институт, и работа имели, одно и то же, направление. И чтобы потом, на старости лет всё это можно было описать в своих мемуарах.
   Олег - любитель житейских интриг смог выполнить моё пожелание. Я пишу мемуары…


Рецензии