Территория - Сериал

«Территория» (2020, сериал)

Решил посмотреть и предшествующий «Перевалу Дятлова» сериал, показанный телеканалом ТНТ  - «Территория».  Он оказался достаточно вменяемым, несмотря на некоторые моменты, присущие именно художественному сценарию. Кстати, возможно, долей аутентики послужили и актеры фильма, говорящие с заметными уральскими диалектизмами, которые невозможно сыграть, не будучи жителем Пермского края или Свердловской области.

Что набивает оскомину с первых же минут – это постоянное упоминание города Кудымкар, как районного центра, в сериале приобретающего оттенок столицы, хотя сначала думаешь, что главные герои приехали из Москвы. В действительности, акцент на правильное ударение в названии очень характерен. Зрители нашей необъятной Родины должны заметить, что упор делается на букву «ы».

Зрители, несомненно, должны также понять, что жители Пермского края очень суеверны, и эти суеверия тесно переплетены с восприятием мистики. Но, к сожалению, если сравнивать сериал «Территория» с произведением А.Федорченко «Небесные жены луговых мари» или того же прибалтийского «Ноября», то искреннего вовлечения в канву повседневной деревенской демонологии нет. Это уровень недорогого фильма ужасов. Здесь на ум приходят скорее такие фильмы, как «Плетеный человек» в плане бытового язычества или же «Охота на Пиранию», как пример неискреннего отображения деревенской действительности. Ведь главным ужасом глубинки является вовсе не средневековое восприятие и вырождение жителей, а отток молодежи в города и опустение самих деревень.

Что же до демонологии, то она не приобретает оттенок какого-то исступленного идолопоклонства, а становится чем-то прикладным. Ну, как например, тот же единственный сверхъестественный пример существа – икотка (являющийся синкретизмом русской крестьянской и коми-пермякской мифологии) – скорее форма кликушества, но не одержимости.
 
Удивительно и то, что в представлении создателей фильма старообрядцы – это продукты инцестного вырождения, где духовность выражена в форме суеверий, при том, что всем заправляет вообще шаман. Ну, то есть аскетичность и недоверие к чужакам, присущее всем субэтническим группам старообрядцев в сериале показано как что-то в духе фильма «Дагон», что разумеется далеко от действительности. Как и коми, как марийцы ,судя по вскользь упомянутым топонимам – никто из них не отличается друг от друга в сериале, скорее это клише, которые разбавлены общим коми колоритом. Тем не менее, я имел честь быть в Пермском краю и встречаться с деревенскими коми-жителями, которые, как впрочем и марийцы показались мне в первую очередь искренними и гостеприимными людьми, способными в непогоду приютить незнакомых людей, угостить их и развлечь беседой.

Что мне показалось наиболее забавным – это персонаж-участковый, при советском антураже собственного дома разгуливающий по глуши в стильной куртке м65 гражданского образца и некий пособник антагониста, в котором узнается здоровенный хозяин красно-белого кажуального магазина в фильме «Околофутбола»,  каждую минуту я ожидал от него знаменитой реплики по поводу подарка молодому человеку, ну и конечно, иногда ожидалось, что из-за какой-нибудь избы вывалится моб стильной молодежи, возвещающий, что они хозяева Урала.

Впрочем, сериал вполне смотрибельный, а персонаж Глеба Калюжного, как и во всех фильмах с его участием – немногословный и со взглядом исподлобья, изредка устраивающий истерики. Но, как и в случае с другими новинками от ТНТ – рассчитан на удивление российским колоритом западного зрителя.


Рецензии