О стихотворениях Марии Багировой на военные темы

        Едва начав читать стихи Марии Багировой о Великой Отечественной войне, сразу понимаешь, насколько важна и небезразлична автору эта тема. И насколько дороги Марии места в Ленинградской области, где погиб её прадед. А на встрече с автором стало понятно, что Мария Багирова стала в буквальном смысле поисковиком и краеведом.
        Стихотворения написаны душой и это чувствуется в каждой строчке. Они до краёв насыщены энергией, и волнение автора сразу передаётся читателю.
        В стихотворении «А рота шла» буквально с кинематографической точностью передана атмосфера событий того времени. С первых же строк появляется эффект присутствия и рота солдат зримо предстаёт перед глазами:

        А рота шла — походным, грузным шагом,
        В суглинок слякотный вминая сапоги,
        Не глядя на шагающего рядом
        На расстоянии протянутой руки, …

        А заканчивается стихотворение уже пронзительными строками:

        …Что невозможным и единым счастьем
        Была команда краткая: «Огонь!»

        В первом стихотворении подборки «Принаровье» мне показались особенно интересными строки:

        …Дрожит по зеркалам закатов,
        Вновь память уводя куда-то
        Мою, речная рябь-наждак…

        Здесь, по-моему, совершенно неожиданно и ново звучит: «… рябь-наждак…» Выглядит на первый взгляд резковато, но ведь стихотворение повествует не о безоблачных счастливых днях, а о тяжелом военном времени, трагических и кровавых событиях и о личном отношении автора к этому. И, на мой взгляд, здесь такое сравнение очень уместно и соответствует атмосфере произведения.
        К образу речной ряби нередко обращались классики отечественно литературы. В том числе и в трагическом контексте.
        Так, например, у Александра Блока в одном из самых известных стихотворений «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» упоминается: «ледяная рябь канала».
        Более того, в стихотворении «Принаровье» можно увидеть прямую аллюзию на творчество Давида Самойлова – одного из наиболее выдающихся представителей поколения молодых поэтов ушедших на фронт вчерашними студентами. В творчестве Давида Самойлова военная тема была основной. В его стихотворении «Малолеток», есть такие строки:

        …Потом он написал, что рябь ручья
        Подобна крупной тёрке. И ещё
        Две строчки: «Я хотел бы стать природой,
        Быть птицей, яблонею или снегом»…

        В стихотворении «На высоте 22,9» автор уже прямо указывает на то, что источником вдохновения для него послужила песня «На безымянной высоте», текст которой написал поэт Михаил Матусовский.
        Но именно в этом стихотворении я нашёл для себя неудобное для чтения ударение в слове «школьники» (можно было, например: Старались петь ученики) и сбой ритма из-за недостающего слога в строке: «Так обрело свой смысл слово». Но здесь возможно просто опечатка. Достаточно добавить один слог в слове «обрело» – «обреТАло» и всё встаёт на свои места.
        Но можно привести множество примеров «поэтической вольности» из классики, когда поэты допускали неправильные ударения в стихах. Вопрос лишь в том, что удалось ли при этом достичь большей художественности.
        Необходимость соответствия поэтического произведения стандартным формам часто, если не всегда, спорный вопрос и особенно в данном случае.
        Ведь именно стихотворение «На высоте 22,9» составители Сланцевского альманаха, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне, разместили в начале сборника, на почётном месте.
        В стихотворении «Чернорабочие войны» само название сразу отсылает меня к замечательной песне из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Просто в ней рефреном, в конце каждого куплета, повторяются слова «… — Воздушные рабочие войны…» По-моему, сам образ: «Чернорабочие войны» придаёт стихотворению дополнительные смыслы и напоминает о великом единстве, общности и спаянности нашего народа. Ведь когда родина оказалась в опасности, каждый делал для победы всё возможное, какая бы у него не была профессия.
        В стихотворении «Рассвет» пронизывающими строками описано одиночество солдата стоящего перед лицом смертельной опасности. И это одиночество непоправимо. Никто не придёт, всё надо было пережить одному:

        ...Мне засти, засти белый свет, нарОвский ветер! —
        Там рядовой, взведя курок, один на свете,
        Один — на берегу крутом иль на низине —
        А ветер поднимал метель, бессонно-синий, ...

        В стихотворении «Смертная колыбельная» есть поразительные строки о погибшем безымянном солдате:

        ...Навеки в ледовой оправе,
        Как в янтаре, на переправе, ...

        Стихотворения Марии Багировой являясь истинной поэзией, задевают в душе читателя самые сокровенные струны. Они насыщены художественными средствами выразительности, яркими и неожиданными метафорами и эпитетами, и я упомянул здесь лишь некоторые из них.


Рецензии