О стихотворениях Марии Багировой на военные темы
Стихотворения написаны душой и это чувствуется в каждой строчке. Они до краёв насыщены энергией, и волнение автора сразу передаётся читателю.
В стихотворении «А рота шла» буквально с кинематографической точностью передана атмосфера событий того времени. С первых же строк появляется эффект присутствия и рота солдат зримо предстаёт перед глазами:
А рота шла — походным, грузным шагом,
В суглинок слякотный вминая сапоги,
Не глядя на шагающего рядом
На расстоянии протянутой руки, …
А заканчивается стихотворение уже пронзительными строками:
…Что невозможным и единым счастьем
Была команда краткая: «Огонь!»
В первом стихотворении подборки «Принаровье» мне показались особенно интересными строки:
…Дрожит по зеркалам закатов,
Вновь память уводя куда-то
Мою, речная рябь-наждак…
Здесь, по-моему, совершенно неожиданно и ново звучит: «… рябь-наждак…» Выглядит на первый взгляд резковато, но ведь стихотворение повествует не о безоблачных счастливых днях, а о тяжелом военном времени, трагических и кровавых событиях и о личном отношении автора к этому. И, на мой взгляд, здесь такое сравнение очень уместно и соответствует атмосфере произведения.
К образу речной ряби нередко обращались классики отечественно литературы. В том числе и в трагическом контексте.
Так, например, у Александра Блока в одном из самых известных стихотворений «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» упоминается: «ледяная рябь канала».
Более того, в стихотворении «Принаровье» можно увидеть прямую аллюзию на творчество Давида Самойлова – одного из наиболее выдающихся представителей поколения молодых поэтов ушедших на фронт вчерашними студентами. В творчестве Давида Самойлова военная тема была основной. В его стихотворении «Малолеток», есть такие строки:
…Потом он написал, что рябь ручья
Подобна крупной тёрке. И ещё
Две строчки: «Я хотел бы стать природой,
Быть птицей, яблонею или снегом»…
В стихотворении «На высоте 22,9» автор уже прямо указывает на то, что источником вдохновения для него послужила песня «На безымянной высоте», текст которой написал поэт Михаил Матусовский.
Но именно в этом стихотворении я нашёл для себя неудобное для чтения ударение в слове «школьники» (можно было, например: Старались петь ученики) и сбой ритма из-за недостающего слога в строке: «Так обрело свой смысл слово». Но здесь возможно просто опечатка. Достаточно добавить один слог в слове «обрело» – «обреТАло» и всё встаёт на свои места.
Но можно привести множество примеров «поэтической вольности» из классики, когда поэты допускали неправильные ударения в стихах. Вопрос лишь в том, что удалось ли при этом достичь большей художественности.
Необходимость соответствия поэтического произведения стандартным формам часто, если не всегда, спорный вопрос и особенно в данном случае.
Ведь именно стихотворение «На высоте 22,9» составители Сланцевского альманаха, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне, разместили в начале сборника, на почётном месте.
В стихотворении «Чернорабочие войны» само название сразу отсылает меня к замечательной песне из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Просто в ней рефреном, в конце каждого куплета, повторяются слова «… — Воздушные рабочие войны…» По-моему, сам образ: «Чернорабочие войны» придаёт стихотворению дополнительные смыслы и напоминает о великом единстве, общности и спаянности нашего народа. Ведь когда родина оказалась в опасности, каждый делал для победы всё возможное, какая бы у него не была профессия.
В стихотворении «Рассвет» пронизывающими строками описано одиночество солдата стоящего перед лицом смертельной опасности. И это одиночество непоправимо. Никто не придёт, всё надо было пережить одному:
...Мне засти, засти белый свет, нарОвский ветер! —
Там рядовой, взведя курок, один на свете,
Один — на берегу крутом иль на низине —
А ветер поднимал метель, бессонно-синий, ...
В стихотворении «Смертная колыбельная» есть поразительные строки о погибшем безымянном солдате:
...Навеки в ледовой оправе,
Как в янтаре, на переправе, ...
Стихотворения Марии Багировой являясь истинной поэзией, задевают в душе читателя самые сокровенные струны. Они насыщены художественными средствами выразительности, яркими и неожиданными метафорами и эпитетами, и я упомянул здесь лишь некоторые из них.
Свидетельство о публикации №220112900635