А виновата ты лишь в том, что мама хочет кушать 43

Глава 43

В мои 15 лет Великая Мать заняла очень высокий пост на работе и частенько давала домашние обеды. При этом по дому она практически никогда и ничего не делала. А если и делала, то только то, что делается быстро и сразу же виден результат. Например суп варила мама, но все ингредиенты чистила, мыла и резала я. Но в конечном результате считалось, что суп сварила мама, так как именно она отправляла все это в кастрюльку. Во всяком случае моё участие обесценивалось, не учитывалось, не озвучивалось.

Что касается праздничных обедов для ее сослуживиц, то в мои обязанности входило подготовить стол. Я всегда и на все праздники и посиделки резала салатики. Ассортимент был не велик, стандартные во все времена: оливье и винегрет, мимоза и гранатовый браслет, селедка под шубой и свекла с чесноком и черносливом, ну и так, на что фантазии хватало. У меня даже был специальный красивый блокнот с рецептами. Кроме салатов из этого блокнотика очень часто мною использовались рецепты тортов. Здесь уже была мамина заслуга, так как в моем детстве она часто пекла торты и сохранила все рецепты, что ей давали соседки или коллеги по работе. Вот по этим рецептам я упражнялась. У меня даже знаменитый торт «Наполеон» получался, правда, пекла я его всего пару раз, так как это очень затратно и хлопотно. Особенно сложно было сделать правильный крем. Но ведь получалось!- хотя на гостевой стол ставился торт в мамином исполнении. Она страшно боялась, что я сделаю всё не так, как надо, и опозорю ее перед гостями. Что касается салатов, то мне это было доверено не столько потому, что была уверенность, что это будет вкусно, сколько от того, что мать никогда не любила долгую и мелкую работу руками. А мне нравилось. Я резала достаточно мелко одинаковыми красивыми квадратиками. Мне очень нравился вид постепенного соединения разноцветных ровных кубиков ингредиентов салата. Сверху я обязательно чем-нибудь украшала. И у меня это отлично получалось! Правда, от главного заказчика моих салатиков я ни разу не получила похвалы. Слышала, как хвалили гости, но ни разу не слышала, чтобы мама сказала о том, что приготовила их я. Она вообще не считала, что это было приготовление блюда.

- Ну что ты там такого сделала? Просто накрошила продукты в миску, а соль-то я добавляла, а самое главное - это правильно посолить.

И это правда, она никогда не позволяла мне солить салаты, боялась, что пересолю или не досолю. Когда я готовила для своих, разрешения на данную процедуру не спрашивала и всегда удавалось посолить в меру.

Очень запомнился очередной мамин праздник, когда она была на работе, а я весь день готовила салаты, резала мясо и картошку для ее любимого блюда в духовке, накрывала праздничный стол. Потом она пришла сразу с гостями - это были ее подчиненные с работы. Стол был накрыт. Квартира в идеальной чистоте. Оставалось только поставить мясо в духовку. Я бы и это сделала, но мне это не позволялось. Посолить и смешать все так, как нужно, могла только мать. В этот раз я все же сложила мясо, картошечку и лук на противне и даже посолила и поперчила, но не стала отправлять в духовку, я не знала на какой температуре и сколько минут мать его готовит. Она это увидела и разозлилась, но сильно возмущаться не стала, только сказала сквозь зубы:

-Если ты меня этим мясом опозоришь, изобью!

Не опозорила. Всем понравилось. Во всяком случае, я потом доедала то, что они не доели, и было очень даже вкусно.

Выполнив все задания, я ушла к себе. Они сначала кушали, потом стали танцевать в прихожей. Тут одна гостья открыла дверь, увидела меня и потащила с ними танцевать. Я сначала послушно встала, но танцевать не стала. Не умела и стеснялась. Мать посмотрела на меня с укором и презрением и сказала, что я у них дикая и деревянная. Потом она закрыла дверь и они продолжили веселье, а я осталась в привычной для себя атмосфере одиночества. И вот так, мне было гораздо комфортнее, чем там с ними, в быстрых танцах? Нет. Не совсем. Просто я совершенно не умела владеть своим телом.

Но в моем придуманном мире я отлично отплясывала. Мне всего этого очень хотелось. И шумных вечеринок, и живого нормального общения. Я не могла себе это позволить, так как все мои эмоции были глубоко замурованы, заблокированы, а вместе с ними и тело стало каменным. Все эти годы меня системно и планомерно закатывали в бетон. И очень в этом преуспели. Когда поздним вечером праздник закончился, и все разошлись, я пошла мыть посуду и убирать со стола. Мама лежала на диване и командовала. Она очень устала после работы и после вечеринки. И так было всегда. Мама давала обеды моими руками и талантами, но никогда не давала положительной оценки. Да что там похвалы, она даже "спасибо" никогда не говорила. Все мои труды и достижения технично и привычно обесценивались. Все тщательно проверялось и всегда находился повод, чтобы до чего-нибудь докопаться и наорать, унизить или исхлестать полотенцем. Ремнем в этом возрасте она уже не била.

Все в те же 15 лет я впервые сама приготовила настоящий борщ. У мамы был очередной приступ гастрита или панкреатита. Она приняла необходимые лекарства и легла, поручив мне приготовить ужин для семьи. Я не буду утаивать, что весь процесс готовки проходил под ее руководством. Я периодически забегала к ней в комнату и спрашивала, что нужно делать дальше. Но резала, солила, перчила, смешивала, смотрела степень готовности и консистенцию,- я сама! Я была очень довольна собой и счастлива, что у меня впервые в жизни получилось то блюдо, на которое было наложено вето в нашем доме. Готовить его могла только мама, и никому не позволялось портить продукты, потому что вкусно все равно ни у кого бы не получилось! А тут получилось! И даже папа похвалил и не заметил разницы, пока я ему не призналась, что это я готовила, а мама руководила. Когда спустя несколько дней за общим обедом зашел разговор о приготовлении мяса "по-французски", я вызвалась его приготовить. Мать удивленно на меня посмотрела:

- Ты хочешь перевести последнее мясо в морозилке?

- Почему?

- Потому что, это сложное блюдо, и у тебя не получится!

- Борщ - тоже сложное блюдо, но у меня же получилось и даже папа похвалил.

Папа в этот момент утвердительно кивнул головой, в знак согласия и подтверждения того, что борщ ему очень даже понравился.

- А ты когда-то варила борщ? – с презрением спросила мама

- Да - радостно и гордо ответила я.

- Когда? - на лице и в голосе еще больше презрения и удивления

- На той неделе, когда ты болела.

- Ой, только не надо врать! Что ты там готовила? Может просто картошку для борща почистила, так и скажи!

- Я не только картошку почистила, но и от бульона до зажарки, полностью сварила борщ, сама! Ты же мне подсказывала, что и как делать.

- Не помню я такого! - резко ответила мать и отмахнулась рукой.

Я попыталась ей напомнить, но была прервана окриком:

- Все! Заткнись и хватит выдумывать! Борщ она варила! Не доросла еще, детка, до борщей! И врет еще! Я же помню, что такого не было!

Меня душили слезы. Папа смотрел с недоверием и упреком. Получается, я опять его обманула. Но я знаю, что это было. Я знаю, что тот борщ был сварен мною. Но меня больше никто не слушал. Мои действия обесценили и назвали лгуньей. В очередной раз вместо похвалы и одобрения - обвинения и оскорбления. Я встала и ушла к себе.

- Да! Давай, иди поплачь и подумай над своим поведением! – сказала вдогонку мать.

Продолжение следует...


Рецензии