Славная страница истории театра

Александр Гаврилович Ерофеев (1884-1969). Этого музыканта вспоминают с благодарностью нижегородцы старшего поколения. Он всей своей жизнью и творчеством соединил две эпохи: дореволюционное музыкальное прошлое и современную действительность.

Почти 20 лет (1938-1956) он возглавлял наш театр в должности главного дирижера.
Впервые о нем заговорили как о даровитом музыканте еще в 1901 г. "Нижегородский листок" 10 мая писал о нем как о талантливом трамбонисте. Жизнь будущего главного дирижера с 7 лет связана с музыкой: он пел в хоре известного регента И. Кривавуса.

В нашем театре им оставлен яркий след постановками масштабных спектаклей.
В самом начале Великой Отечественной войны труппой была задумана постановка ряда произведений патриотического звучания. И самой яркой работой в этом ряду была опера Э. Направника "Нижегородцы". В основу оперы положено либретто, созданное по драме А. Н. Островского "Козьма Минин Сухорук". Работа была осложнена тем, что единственная в стране партитура оперы находилась в блокированном Ленинграде. Пользуясь клавиром, нижегородский композитор А. Касьянов создал новую партитуру. Хоть и с трудностями, но яркая патриотическая постановка "Нижегородцев" была осуществлена и держалась в репертуаре почти до конца войны.

В военные годы возросла потребность зрителей в ярком оптимистическом репертуаре. Стала очевидной необходимость ставить музыкальные спектакли по произведениям классических оперетт. Для этой цели по инициативе А.Г. Ерофеева, в театр была приглашена специальная группа артистов, которые стали участвовать в большом репертуаре состоящем из классических оперетт. Нередко, после яркой и праздничной оперетты, солдаты сразу же из зрительного зала отправлялись на фронт.

Александр Гаврилович любил работать над крупными музыкальными полотнами. В творческом содружестве с Б. Покровским и А. Мазановым, им был поставлен спектакль, ставший для театра поистине историческим. В 1940 г была осуществлена премьера оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин". Спектакль в нашем театре был поставлен впервые, хотя нижегородцы и были уже знакомы с этим произведением: он исполнялся при открытии нового здания Нижегородского театра драмы. Партию Ивана Сусанина исполнял тогда молодой Ф. Шаляпин.

В постановке А. Г. Ерофеева эту партию блистательно исполнил И. Струков, о котором я обязательно расскажу в следующих своих исторических заметках.
Летом 1941 г театр успешно начал гастроли в г. Иванове. 22 июня "Иван Сусанин" должен был идти дневным показом.

Война!
Спектакль все-таки был сыгран. Он оказался настолько актуален, что зрители слушали его с особым вниманием. После исполнения знаменитого хора "Славься", многие из присутствуюших в зале, отправились на призывные пункты в военкоматы.
Свернул гастроли и театр: нужно было готовить открытие нового театрального сезона у себя дома. И сезон был открыт также "Иваном Сусаниным".
Александр Гаврилович любил не только крупные музыкальные полотна, он охотно дирижировал и концертами. Именно ему принадлежит идея во время концертов поднять оркестр из ямы на сцену.

Дирижерской манере А.Г. Ерофеева была присуща лаконичность и сдержанность. Он прежде всего стремился выявить целостность формы отдельных пластов партитуры. Впрочем, не только масштабные полотна интересовали дирижера. Лирика ему тоже не была чужда. Сохранились воспоминания о том, как необычно мягко звучал оркестр в "Евгении Онегине", когда партию Татьяны пела болгарская певица Кати Георгиева. Увлеченный обаянием молодой певицы, семидесятилетний дирижер управлял оркестром настолько тонко и эмоционально, что сумел придать подлинное вдохновение, "воздушное" звучание всему ансамблю участников к великой радости слушателей, восхищавшихся художественной цельностью всего спектакля.
Время беспощадно. Порой оно сметает память, словно вода сметает следы на песке.
Важно помнить тех, кто создавал наш театр, творил на его сцене, и передавал молодым свой талант и опыт.

 


Рецензии