Валерий Миклин - гордость нашего балета

Народный артист России. Дипломант Международного конкурса. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета. Художественный руководитель Нижегородской балетной труппы. (хотя в штатном расписании его должность называется - главный балетмейстер).

Написала эти строки и невольно в нерешительности остановилась: смогу ли я найти точные слова, чтобы рассказать о человеке-легенде, человеке-полете, человеке, которым гордится не только наш театр, город, но и вся страна, человеке, имя которого вошло во все балетные энциклопедии мира...

Я познакомилась с Валерием в 1972 г. Он возглавлял в театре комсомольскую организацию, а мне только что было доверено руководство сектором культуры и искусства ОК ВЛКСМ. Так что встреча наша была неминуема. Мне никогда не забыть этой первой встречи: я рассказывала Валерию об основных направлениях коммунистического воспитания молодежи, а он упорно втолковывал мне то, как важно для молодых артистов иметь легкий высокий прыжок...Видимо я смотрела на него с таким изумлением, что он, видя мое непонимание, совершенно серьезно предложил: "Да я вам сейчас покажу как надо"...он легко вскочил на ноги, он был готов к своему знаменитому прыжку...

Я не знала как дальше себя вести и предложила перенести это знакомство с прыжком в театр.

Как оба мы были тогда молоды...

Потом я не пропустила ни одной его премьеры. Собственно, с него и началось мое знакомство с искусством балета.

Каждый раз, когда я видела Валерия на сцене, я ощущала, что вижу человека какой-то иной, неземной цивилизации...
Он был бесконечно талантлив на сцене и абсолютно не защищен в жизни...это был большой ребенок с оголенной нервной системой...

Таким он остается и сегодня.
И вот сейчас я пытаюсь найти нужные слова, чтобы рассказать об этом удивительном артисте и человеке.

Творческое лицо балетной труппы Валерий стал определять с момента своего первого выхода на сцену...

Он пришел в театр в мае 1968 года, сразу же по окончании Пермского хореографического училища. Уже в балетной школе стало ясно - вырос истинный классический танцовщик: он красив, хорошо сложен, высокого роста. У него мягкие выразительные руки, воздушный прыжок, завершающейся легким приземлением...
По окончании училища Валерий получил приглашение сразу от шести театров, но выбрал он наш Горьковский театр оперы и балета. И сразу же был принят в качестве солиста. (Хотя, когда требовала производственная необходимость, не отказывался от участия в массовых сценах).

Такое бывает крайне редко, но Валерию было сразу же предложено подготовить партию принца Зигфрида в "Лебедином озере". И уже в первом своем театральном сезоне в 19 лет он успешно станцевал эту партию. Первая премьера Валерия состоялась 12 января 1969 года. Это был своего рода творческий подвиг. Роль принца Зигфрида, романтика и мечтателя, стала для Валерия самым ответственным творческим экзаменом. Удачный дебют вселил в него уверенность в своих силах. Уверенность, которая затем нужна была ему всю жизнь.

Вскоре Валерию была поручена роль графа Альберта в "Жизели". И этот спектакль он станцевал в этом же первом сезоне. Роль графа Альберта стала для Валерия любимой на всю жизнь.

С этой ролью он вышел на Всесоюзный конкурс артистов балета. Когда в отборочном 1 туре конкурса Валерий станцевал вариацию Альберта, некоторые восхищенные члены жюри предрекли ему звание Лауреата. И Валерий стал им. Первым и единственным в нашем театре лауреатом конкурса такого высокого уровня.

Все классические партии были в репертуаре Валерия. К неудовольствию руководства театра, он много гастролировал: танцевал в Большом и Кировском (ныне Мариинском) театрах, его знают сцены Донецка и Харькова, Перми и многих других городов страны. Он часто выезжает на гастроли в другие страны. Он танцевал более чем в двадцати странах мира.

Как-то легко и естественно прошло присвоение Валерию Почетных званий. Сначала звание Заслуженного артиста России, а в 1985 г Почетное звание Народного артиста России.

Море цветов, ворохи писем от восторженных поклонников...однако, время для артистов балета быстротечно.

И в зените славы Валерий поступил на 1-й курс ГИТИСа (РАТИ), самого авторитетного творческого ВУЗа. Успешно завершив учебу, Валерий получает квалификацию "Педагог-балетмейстер". Еще обучаясь в институте, он начал проводить самостоятельные уроки в классе.

Правда, в трудные 90-е годы Валерий не избежал соблазна поработать за рубежем. Не смог он отказаться от предложения стать солистом и педагогом балета в столице Хорватии г. Риека. Там он осуществил свои первые постановки как балетмейстер. "Жизель", "Дон Кихот", "Лебединое озеро"...в "Лебедином озере" он сам исполнил роль принца Зигфрида. Так он отметил свое пятидесятилетие...

Круг артиста балета замкнулся. Ведь и начинал Валерий свой творческий путь на сцене с Зигфрида. Казалось, что все у Валерия шло хорошо. Только вот скучно ему стало в сытой Европе. Непреодолимым было желание вернуться на Родину. Домой. В Россию, туда, где творческая жизнь насыщенна и интересна.
И он вернулся.

В 2006 г Валерий Федорович возглавил балетную труппу Нижегородского театра, став ее художественным руководителем. К тому времени балет был ослаблен после скандального ухода его прежнего руководителя. Нужно было многое создавать заново. И главное, нужно было подобрать крепкий состав педагогов и репетиторов балета. В них Валерий Федорович видел залог будущего успеха. Он возвращает в театр замечательного артиста - Заслуженного артиста России Сергея Куракина. Это яркий характерный танцовщик. Заслуженный артист России Леонид Сычев, в недавнем прошлом великолепный классический танцовщик. Татьяна Толстухина, Марина Снигур. Все они вышли из Пермской школы, поэтому между ними нем творческих разногласий. Замечательные мастера своего дела. Как такими руководить? Как руководить признанными мастерами своего дела?...И Валерий Федорович избирает единственно правильную тактику: не мешать своим коллегам в работе. Оказывать помощь тогда, когда они в ней нуждаются. Он продолжает давать уроки мастерства в классе... охотно готовит партии с молодыми исполнителями, передавая им все свое мастерство, которое накопил за долгую жизнь в искусстве...

И сегодня Валерий Федорович в прекрасной форме. Словно время над ним не властно.
Я часто наблюдаю за тем, как он смотрит балетные спектакли: радуется успехам и огорчается, если на сцене что-то пошло не так...

Он наблюдает за ходом спектакля, стоя в конце зрительного зала, всегда входит туда после третьего звонка, когда гаснет свет, чтобы не привлекать к себе внимания зрителей, которых на балетных спектаклях всегда много.
Он искренне болеет за дело и продолжает осваивать новую для себя профессию. А это очень не просто, освободиться от амплуа выдающегося танцовщика и стать таким же успешным руководителем балета. И это ему удалось на радость зрителям.

 

 

 

 

 


37


Рецензии