Рассказы бывшей челночницы

Глава 1.
Как всё начиналось.

   В девяностые полстраны стояло на рынках. Учителя,воспитатели, инженеры, научные сотрудники, рабочие... Ранее считавшаяся спекуляция получила новое название - бизнес. А бизнесом заниматься не так зазорно. Новая прослойка общества формировалась ускоренными темпами, прямо пропорционально закрытию НИИ и  заводов. При удачном раскладе и " ходовом" товаре можно было стать миллионером...или потерять последнее.

Глава 2.

Места.

  А места на провинциальном рынке давно распределены .Надо внести ясность: есть "ходовые" места и " не ходовые".Вот на ходовых стоят те , кто давно начал, т. е в самом начале девяностых. Нередко челночное утро  начиналось со скандала и драки за места, при этом оппоненты вспоминали  криминальных авторитетов , а также степень знакомства или родства с ними. Порой это было решающим аргументом и играло ключевую роль в "схватке". Обычное явление.

Глава 3.
 
 Путь.

   Собственно, а почему челнок?- спросите вы. Жизнь челнока - это постоянное движение по определённой схеме. Цикл начинается около полуночи в воскресенье на железнодорожной станции провинциального городка в Предуралье. Постепенно вокзал заполняется челноками всех уровней: от "асов" до "начинающих". К назначенному времени на перрон высыпают преимущественно женские фигуры с небольшими металлическими тележками , которые в свою очередь плотно обмотаны резинками с крючками.
Поезд стоит недолго, минут десять. До Москвы - тридцать шесть часов в пути. Через полчаса в вагонах воцаряется тишина. Свет приглушен. Слышится четкий ритм колес .
  Более "богатые" челноки едут в купейных , а "середнячки" в плацкартных.
   Вообще, как говорится, челнок - челноку рознь.  Опытные челноки начинающих чурались. В особенности если с одного города. Как же, конкуренты.
  Богатые челноки в поезде шиковали: ели копчёную московскую колбасу, жареных кур,пили хороший растворимый кофе Нескафе, а кто победнее заваривали одноразовую лапшичку,  и чай что подешевле.
   На станции Рузаевка  богатые челноки выбегали купить колбасы. Аромат мясного лакомства быстро распространялся по вагону.
  Поезд прибывал в Москву рано утром. Метро ещё закрыто. На подступах к нему многочисленной толпой стоят челночницы с тележками наперевес, словно многотысячное многонациональное  женское войско готовое к невидимому бою. 

Глава 4.

Челночные истории.

   Грузная женщина средних лет с характерным оканьем рассказывала свою историю всем присутствующим челночницам в момент ожидания открытия метро.
- Родила, значит я двойню.
Три дня, как положено в роддоме пролежала. День выписки. Глянь ,а  мужик не пришёл. Чо делать?  Во что заворачивать робят? Пожалели меня медсестры- дали кой- какие пеленки. Замотали вобщем робят.
Идти на другой конец города. Осень. Несу. Один в левой руке, другой в правой. А робята ножками дрыгают . Я задерну пелёнку одному, а глянь у другого уж ноги голые. Иду , взмокла вся. Реву.
  В этот момент дверь в метро открылась и челночницы интернациональной толпой устремились к следующему этапу цикла.
 
Глава 5.

  Место встречи под буквой Ж.

Изрядно намотавшись по Лужникам, челноки уже груженые баулами медленно выходили к выходу из спортивного комплекса - по совместительству вещевого рынка . Провинциальные челноки с Предуралья  обычно встречались по буквой Ж.
Кто шел с тяжёлой поклажей в метро, кто заказывал такси, кто поджидал знакомых.
В метро с баулами было неудобно. В этот момент нужно быть предельно осторожным.Челноки в данный момент были предельно уязвимы для  местного криминала. Словно мишень. Под видом помощи могли запросто ограбить.

   Коренные москвичи не очень жаловали челноков. Очень часто можно было услышать в свой адрес : "Понаехали", "Москва не резиновая, ну сколько вас там"...

  Как - то около входа в Лужники , под буквой Ж, стояла немногочисленная группа провинциальных челноков. Говорили за жизнь: - Ты знаешь, Тань. Всё равно смотрят на нас, косятся. Вот уж и платье надела, и туфли , и прическу навела- всё равно смотрят. На лбу что ли написано , что не с Москвы...

 - У них нюх на лимиту. Самосохраняются.- иронично заметил дядя Петя , выпуская в воздух  серию  идеально ровных дымовых колец  от сигареты Камел.
 
  Глава 6.

Без тапочек.
 
 Следующий этап пути - железнодорожный вокзал. Ждать прилично. Поезд приходит около полуночи. Всё пространство  зала ожидания заполнено сумками и  баулами. Уставшие челноки ведут неторопливые разговоры.
 - Чё, новенькая? - деловито спросила полная пожилая женщина одиноко  стоящую и бедно одетую женщину .
- Ага, недавно начала, заняла тыщёнку - и алга. - оправдываясь промямлила собеседница.
 - А ты , это поздно начала , не надо было и начинать, а то можно и без тапочек остаться. - с предостережением заметила тётя Маня.
- Чё делать, жить - то надо, может и мне повезёт.- смущённо улыбнулась начинающая челночница.

 Полная пожилая женщина - это тётя Маня, бывший кондуктор. Успешно начав челночный бизнес  в 1991 году - купила трешку в центре города, машину,дачу.
В 1998 году в стране произошел дефолт и тётя Маня обанкротилась. Люди помогали тёте Мане кто чем может: продуктами, одеждой и обувью...  В результате сейчас живёт в доме престарелых.Её пророческие  слова сбылись странным образом...

Глава 7.
 
  И снова в путь.
 
  Посадка в поезд с баулами- это квест с многочисленными препятствиями. Здесь самое главное первым добежать до посадочного места и рассовать баулы во все доступные пространства под полками и над полками. Ибо 
территория плацкарта ограничена. Особое преимущество имеют пассажиры нижних полок: под спальным местом - вместительный ящик, обеспечивающий сохранность товара .
  Небольшие разногласия обычно быстро разрешаются и уставшие челноки погружаются в долгожданный сон.
  Во время пути постоянно проходят торговцы газетами и журналами. Почему- то они  почти всегда общаются жестами. Может быть глухие?
   На станции Гусь Хрустальный в вагон заходят продавцы люстр, рюмочек, фужеров и прочей стеклянно- хрустальной продукции.
  Почти на каждой станции продают "наборы для перекуса". В девяностые это был целлофановый пакет с пятью вареными картофелинами  и горстью квашеной капусты или с парой солёных огурцов. Этакий "домашний аромат".

Глава 8.
 

На круги своя.

  Поезд приходит в провинциальный городок рано утром. Челноки стройными рядами покидают перрон. Кого- то встречают на машине, кто - то тащит свою тележку с баулами по ночному городу самостоятельно.

   -Света, а помнишь мы уезжали в воскресенье ещё золотая осень была. А сегодня четверг и всё листья пожухли. - спросила молоденькая блондинка.
- Да, странно , всего три дня, а как будто целая жизнь прошла. - отозвалась пожилая попутчица, дёргая застрявшую тележку в неровном асфальте. Две женские фигуры с гружеными тележками медленно шли по ночному шоссе. По улице ритмичным эхом разносился звук скрипящего тележечного колеса .
   
  Через три часа челноки с обновленным товаром встретят жителей города на центральном рынке. Цикл завершён.

 
 
 
 
 
 28.11.20.


Рецензии