Сказка о Старом годе

         
   Дорогие ребята. Я хочу рассказать вам сказку о Старом годе. Садитесь-ка поближе, да слушайте.
   Если кто-то скажет вам, что приходит время и Старый год умирает, прошу вас, не верьте этому. Уж я-то точно знаю, куда он девается, когда становится старенький.
Откуда я знаю? –спросите вы. Да от него самого и узнал. Не верите? А зря.               
Давненько это случилось. В две тысячи… помнится, году. Старый год был уже на исходе, до наступления Нового оставалось каких-нибудь несколько часов.
Была ночь. Я спешил с покупками домой. Снега, что называется, по самую макушку. Я радовался этому, потому что, в отличие от некоторых, люблю зиму, особенно если она морозная и снежная.
   Шел через сквер. Справа и слева от меня елочки ровными рядами стоят, тут и там березки белоствольные просматриваются, на деревьях снежные охапки…
Сквер едва освещен. Красота кругом необыкновенная и даже волшебная. Мне хорошо, но чуточку и жутковато. Чудится, за каждым деревом медведь стоит или даже разбойники прячутся.
   Вот какие страсти, дорогие мои… Но слушайте дальше.
   Прохожие попадались мне редко. А которые и случались, так спешили, так спешили… Оно и понятно, каждому хотелось встретить Новый год в кругу друзей и близких.
   Я забыл сказать, в сквере стояли скамейки. Но их так занесло снегом, что они едва угадывались. И вот на одной такой скамейке я заметил человека. Он сразу показался мне почему-то загадочным.
   Судите сами. Во-первых, одет он был в роскошную шубу, на ногах валенки, на руках варежки, на голове чудная шапка. И все такое белое-белое, разве что верх шапки, да опушки рукавов выделялись темным цветом.
   Во-вторых, у него были роскошные усы и длиннющая борода, которую он закинул за спину. И тоже совершенно белые.
   Ну просто белое привидение, да и только.
   Некоторые возразят: что в том необыкновенного? Подумаешь, нарядился человек Дедом Морозом. На то ведь и праздник.
   Да ведь и я так подумал. Только выглядел незнакомец грустным и одиноким. Это в канун-то самого веселого и озорного праздника? А вдруг ему плохо?
   -Простите, что побеспокоил, - остановился я.-Вам плохо? Может, помощь нужна?
Незнакомец поднял голову и задумчиво поглядел на меня: это был пожилой человек в одежде Деда Мороза. А борода и усы оказались у него самые что ни на есть настоящие. Я еще удивился этому чрезвычайно.
   -Со мной все в порядке, дорогой, все в полном порядке. Не беспокойся, - ответил незнакомец.
   -Ну и прекрасно! - обрадовался я.- А то я уж было подумал: не приключилось ли чего с человеком. И это в такую ночь, когда все веселятся.
   -А что, любишь этот праздник? - поинтересовался старичок.
   -Очень! - сознался я.-А вы, простите, не любите?
   -Гм, - задумчиво покачал старичок головой, - все, буквально все любят Новый год и никому нет дела до Старого…  Впрочем, а чего я хотел? Такова жизнь, таковы люди. И ничего с этим не поделаешь.
Странный этот пожилой гражданин. Как-то непонятно объясняется, будто сам с собой разговаривает.
   -Я не совсем вас понимаю.
   -А тебе, молодой человек, и не надо меня понимать, рано еще.
   -Нет, с вами определенно что-то случилось, - усомнился я.
   -Если не брать во внимание мою старость, то ничего особенного со мной не случилось. Жизнь, как говорится, сгорела свечой.
   Я развел руками:
   -Ну, с этим ничего не поделаешь. Вы позволите, я посижу с вами немного? Если, конечно, не помешаю.
   -Не помешаешь. Смети снег, да садись.
   Я не стал чистить лавочку, сел прямо в снег, как в мягкую подушку.
   -Не простудишься? - озаботился старичок.
   -Нет… Вы -то вон сидите.
   -Это я, - тихо рассмеялся мой собеседник, - мне можно.
   Мы немного помолчали, а потом я предложил:
   -А давайте, я вас домой провожу?? Уже поздно, народ сейчас веселый пойдет, обидеть могут. Вас, наверное, ждут. Может, ищут.
   -Да-да! - вдруг спохватился старичок. - Мне действительно пора, меня и впрямь заждались… Ох и влетит мне теперь, я столько сегодня нашкодил!
   И вот тут, дорогие мои маленькие друзья, началось такое, чему я и сам с трудом верил.
   Мой странный старичок нагнулся и вынул из снега длинный тонкий посох, который я прежде не заметил.
   -Ну, пожалуй, я пошел. До свидания, молодой человек. С Новым тебя годом.
   -Спасибо… Все-таки, давайте, я вас провожу? Хотите, до самого дома. Время еще есть.
   -О, мой дом очень далеко отсюда! Ты, пожалуй, опоздаешь на праздник.
   -Я что-то совсем перестал вас понимать. Вы что, в другом городе живете?
   -Можно и так сказать… Ладно, больше не стану морочить тебе голову. Дело в том, что я Старый год.
   Час от часу не легче. Видно, выглядел я в тот момент довольно глупо, потому что старичок опять рассмеялся.
   -Ну, знаете, это уже слишком… Вы меня разыгрываете?
   -Ничуть. Я самый настоящий Старый год. Сдал, так сказать, вахту моему молодому коллеге Новому году и теперь спешу…
   Он вдруг запнулся, нарочито закашлялся. Я возмутился:
   -Послушайте, я давно уже взрослый и в сказки не верю. Я полагаю, вы нарядились  Дедом Морозом, хватили лишнего и теперь морочите людям головы.
   Старичок тоже рассердился:
   -Никому и ничего я не морочу! А в сказки надо верить.
   -Куда же вы спешите?
   -Не твое дело! Отстань от меня!
   -А здесь, в сквере, что вы делаете?
   -Вот привязался… Отдыхал перед дальней дорогой. Прощался. Думаешь, легко, к чему приложил свои руки, бросать? Вся жизнь среди людей, вся жизнь в трудах и заботах…  Впрочем, всего хорошего.
   И старичок, опираясь на посох, медленно побрел из сквера. Мне ничего другого не оставалось, как идти за ним.
   Так незаметно для меня мы вышли на окраину нашего городка. Мне сделалось тревожно, я невольно оглянулся: позади город сиял огнями, в небо взлетали разноцветные ракеты, слышались взрывы петард, а впереди-лес, тьма египетская и легкая поземка.
   -Видишь, как радуются люди Новому году? - обернулся ко мне старичок, прибавляя ходу. В голосе его печаль и легкая горечь. - А меня будто и не было. Ну хоть бы одна душа вспомнила добрым словом… А, чего уж! Год назад и меня точно так встречали и никому не было дела до какого-то там дряхлого старичка-Старого года. В том числе и мне. Как я радовался жизни, какие планы строил, думал, весь мир переверну, всех людей счастливыми сделаю… Какой же я был глупый и самонадеянный!
Вот как все получилось, мои милые. Если вы все еще не верите мне, то я к тому моменту начал верить этому странному человеку, и решил подбодрить его:
   -Если вы действительно меня не разыгрываете, то напрасно переживаете, не так уж и мало вы сделали.
   -Хорошо, если так.
   -Так, так… Между прочим, а куда все-таки мы идем?
   Стал я озираться, дорогие мои, а вокруг и вовсе темень, ни единого огонька ни спереди, ни сзади, и все звуки городские давно пропали, и только лес кондовый со всех сторон, да снег по колена.
   Забегали у меня мурашки по всему телу, и даже озноб меня прошиб. А Старый год остановился, помолчал некоторое время, а потом махнул рукой и говорит мне добрым голосом:
   -Уж откроюсь тебе до конца: я иду домой. Это далеко. Там живут все Старые годы, начиная с сотворения мира. Они-моя семья, мои старшие братья.
   -Не может быть! -ахнул я.
   -Может! Меня ждут, а я тут с тобой разболтался. Возвращайся, я покажу обратную   дорогу.
   Меня вдруг будто кто за язык потянул:
   -Уважаемый Старый год, возьмите меня с собой! Очень хочется увидеть, где вы живете.
   -Нам настрого запрещено открываться людям. Ни один человек еще не был в тех краях. Если я приведу тебя, меня могут наказать.
   Я стал клянчить:
   -Ну пожалуйста. Я скажу, что это я виноват.
   -Эх, пошли! - Я и без того лишнего тебе наговорил. Все едино ответ держать придется. Как говорится, семь бед…
   И мы пошли дальше. Лес, как вы уже знаете, был завален снегом, но мой старичок шагал довольно бодро, я же, настроившись на долгое путешествие, едва за ним поспевал.
   От такой ходьбы я изрядно взмок, запыхался и уже хотел просить передых, но тут мой странный путник неожиданно остановился.
   -Вот мы и дома, - сказал он радостно. - И кажется, не опоздали.
   «-Это где ж тут дом? -подумалось мне. – Ну и попал я в историю».
   Напрасно я пугался, дорогие мои маленькие друзья. Ничего плохого со мной не приключилось, а даже наоборот. Вот как дальше было.
   Мой старичок, Старый, значит, год трижды ударяет своим посохом о землю и…
Боже мой, боже мой, дальше - сплошные, радостные чудеса! Вдруг тьма пропала, ну совершенно! - и на синем, без единого облачка небе засверкало солнышко ясное. И будто зазвенели ото всюду колокольчики серебряные, и открылась нам дорога лесная, вроде городского проспекта, только поуже.
   И пошли мы той дорогой, и вышли вскорости на большую, заснеженную поляну, а посредине поляны…
   Нет, не поверите вы мне - необыкновенной красоты Дворец посредине поляны! Со всякими пристройками, башенками, крылечками и прочими занимательными финтифлюшками. И весь дворец сверкает, будто алмазами осыпанный, и все вокруг блестит и сверкает так, что глазам моим трудно смотреть.
   А еще зверей на той поляне видимо-невидимо, больших и малых, и птиц разных, и даже медведи и бурые, и гималайские бродят по поляне.
   Мне снова страшно сделалось, жмусь я к Старому году, а он смеется добрым своим смехом:
   -Не бойся, здесь никто тебя не обидит, здесь звери и птицы живут в добром согласии и любви друг к другу.
   -А медведи? Им же зимой спать полагается.
   -Это там, в миру полагается. А у нас-сам видишь…
   Звери увидали нас, окружили со всех сторон, ластятся к Старому году, а тот с ними говорит, и они с ним говорят, и понимают все друг друга, и рады чрезвычайно этой встрече.
   Так, в тесном, дружелюбном окружении подошли мы к высокому, резному крыльцу. Мы взошли на него, Старый год оборотился назад, снял с головы свою шапку и низко поклонился лесу и зверям. Потом он отворил высокую дверь и мы очутились в просторных сенях. В углу нашелся веник, им мы обмели друг друга от снега и после этого Старый год отворил следующую…
   Здесь моему взору открылся обширный, великолепно убранный зал, весь заставленный   столами с разными вкусными вещами. На каждом столе пузатые, блестящие   самовары, исходящие паром.
   За столами сидели старички, похожие на моего, только выглядели постарше. Они о чем-то тихо беседовали, негромко звучала приятная музыка.
   -Это и есть мои старшие братья, - шепнул мне Старый год и низко поклонился обществу:
   -Здравствуйте, братья мои дорогие. Вот я и пришел.
   Я тоже поспешил поздороваться с старичками. А они, при нашем появлении, перестали разговаривать и оборотили на нас свое внимание. Особенно внимательно разглядывали меня.
   -Здравствуй, здравствуй, брат, - прогудел чей-то могучий голос и в глубине зала я разглядел мощного старика с окладистой бородищей.
   -Это самый старший из нас, самый первый Старый год, - снова шепнул мне мой старичок и лукаво посмотрел на меня: - И самый, между прочим, строгий.
   -Ждем, ждем, - продолжал патриарх. - Видишь, и братья твои за столами сидят, и самовары раздуты, только виновника торжества нет. Но прежде чаепития скажи нам, зачем привел с собой человека? Ты же знаешь наши правила.
   -Виноват, братья, судите меня, но так уж вышло, - свесив голову на грудь и теребя в руках шапку, оправдывался мой спутник. Он теперь походил на шкодливого ученика, которого отчитывает учитель. Я хотел заступиться за него, но патриарх остановил меня:
   -Будет и с тебя спрос.
   Честно говоря, неловко я тогда себя чувствовал. А патриарх, допросив своего младшего брата, подошел ко мне и стал меня выпытывать, что да как, да каким это образом умудрился я к ним попасть.
   Мне нечего было скрывать, и я как на духу выложил ему свою историю, которую теперь и вы знаете, мои маленькие друзья.
   Когда я закончил, старейшина оглядел зал:
   -Все слышали, братья?
   -Все! -дружно отозвались старички.
   -Как поступим с ослушниками? Накажем или простим?
   -Ты старший из нас, тебе и решать.
   -Намылил бы я им шеи, руки так и чешуться, - улыбнулся патриарх. - Да уж ладно, прощаем вас. Скидайте одежу, да за стол, чаевничать будем, встретим нашего младшенького, как нас когда-то встречали. Да заодно послушаем, чем все это время он занимался, не бил ли баклуши. Уж коли тут проштрафился, быть ему высеченным, кнутами битым.
   Так сурово говорил патриарх, но глаза его и глаза его младших братьев смеялись, и доброта ото всех исходила необыкновенная.
   Друзья мои! Мы пили чай, ели вкусные бублики с маком, пряники тульские и печенье сливочное вкушали мед и прочие вкусности. Старики оказались веселые и умные. Они поведали мне много интересных историй, которые случались с ними в свое время. И мне было с ними так хорошо, так счастливо и покойно, как не было никогда.
   Потом пришла пора прощаться. Было грустно, не хотелось покидать новых своих друзей. Но что уж тут поделаешь- я засобирался. Ко мне подошел патриарх, самый Старый год. И так сказал:
   -Пора тебе, человече. Сегодня ты узнал то, что не положено знать людям…
   Я поспешил заверить:
   -Я никому, никому не скажу! Честное слово!
   Кругом засмеялись:
   -А хоть и расскажешь, беды в том не будет. Не поверят тебе.
   -Верно. Такому поверить трудно. Мне самому думается- не сплю ли я? Но как я домой попаду? Я ведь не знаю обратной дороги.
   -Для людей ни сюда, ни отсюда дороги нет. Но ты не беспокойся, мы тебе поможем.
   -Прощайте, дорогие Старые годы. Спасибо за хлеб-соль, спасибо за доброту вашу. Я не забуду вас никогда.
   -Прощай и ты, человече.
   И в тот же миг очутился я в том самом сквере, откуда началось мое удивительное приключение. Была ночь, была скамейка, на которой сидел странный старичок… или не сидел? Но вот снег примят в двух местах…
   Я посмотрел на часы… Время то же, что и до моего путешествия в удивительную страну Старых годов. Успеваю к Новому году. Я подхватился и быстро зашагал домой.
«Было или нет? - без конца задавал я себе вопрос. - Может, приснилось? Тогда почему так печально и светло на душе?»
   Вот и вся история, дорогие маленькие мои друзья. Теперь и вы знаете, куда уходят Старые годы. Случилась эта история со мной или я ее придумал, решать вам. А для себя я решил: было!

               
                ОЛЕГ ОКОЛОТИН.


















 











 
 


 

               


Рецензии