Смоленский храм Петра I

На примере  данной статьи я покажу, как отличается традиционная история от моей версии мировой истории.

Смоленск. Краткая энциклопедия. -  Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. - 576с.
Авторский коллектив более 100 историков.

С.340: «Попавшая в историко-краеведческую литературу версия о бунте стрельцов в городе и помиловании их Петром I по просьбе игуменьи этого монастыря, о начертанном им плане каменного храма вместо обветшалого старого документами не подтверждается».
Ссылка на литературу: Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии, т.2. М.: 1941, С.575-577.

Богословский Михаил Михайлович (1867-1929), русский историк.

Акад. Богуславский М.М. Петр I. Материалы для биографии, т.2. Первое заграничное путешествие, ч. I и ч. II. 9 марта 1697 – 25 августа 1698 г. /Под редакцией профессора В.И. Лебедева ОГИЗ, 1941.
«Царь пробыл в Смоленске два дня: 20 и 21 августа (1698). Есть сведения, что по прибытии, он обошел по городской стене всю крепость… В тот же день вечером перед отъездом из Смоленска царь побывал в «большом» монастыре – по местному преданию, В Вознесенском, - где обучалась грамоте его мать царица Наталья Кирилловна. Ночью из монастыря он двинулся путь. На странице 574 приведена гравюра Смоленск в XVII столетии.
Ссылка на литературу: Туманский Собрание разных записок, т. III с.101, Никитин История города Смоленска, с.222-223».

Туманский, Федор Осипович (1746-1810) - российский писатель и переводчик конца XVIII века, корреспондент Академии наук и действительный член Российской академии.

С.101  (август 1698 г.  – начало 1698 года на с.56): «20. Поутру не доехали за милю до Смоленска, стояли на поле часа с 4, в 9 часу поутру прибыли в город, в котором угодно было государю погулять по крепости, в которой стены в 5 аршин ширины.
21. В вечеру был царское величество в большом монастыре, из которого пошли в путь ночью, пред утром приехали к реке Мсту, на которой стояли на мосту с час за проводниками».

Примечание. Река Мста находится в 11 км от Новгорода и более чем в 400 км от Смоленска.

Никитин, Павел Елисеевич. История города Смоленска. 1847 / соч. П. Никитина. - М., 1848. - 403 с.
С.219-220: «В 1695 году Петр I прибыл в Смоленск для наказания мятежных стрельцов, из которых по приговору положено было десятого лишить жизни, а прочих наказать телесно…
Вполне награжденная тем высоким наслаждением, которое душа наша вкушает после каждого доброго дела, Марфа долго отказывалась, утруждать Государя новою просьбою и только по настоятельном и наконец, повелительном его требовании, решилась отвечать, что ежели ему непременно благоугодно ознаменовать свою к ней милость, то она ничего в жизни своей не просила бы так усердно, как сооружение в Вознесенском монастыре, каменной церкви, вместо деревянной, клонящейся уже к разрушению. Просьба ее вполне была исполнена. Тогда же государь начертал собственноручно план для новой двухэтажной церкви и пожаловал на сооружение ее 1200 рублей и 1000 пудов железа. Церковь и при ней каменная колокольня были воздвигнуты в два года. В верхнем этаже помещен престол Вознесения господня, а в нижнем - Сергея Радонежского».

Никитин Павел Елисеевич (даты  жизни,  другие  биографические сведения  не  установлены), смолянин,  историк-любитель, краевед.

Как выяснилось, документами не подтверждается статья в Краткой энциклопедии Смоленска.

Найдем у первых историков Смоленска информацию о Вознесенской церкви.

«История города Смоленска, к первому приезду  императрицы Екатерины II  с Римским императором Иосифом 2, 1780 года  2 июня, составленная Иеромонахом Иоасафом Шупинским, по запискам, от его преосвященства выданным».
Библиотека журнала «Край Смоленский», 1991, №1.
С. 20: «В ней, первой части, имеется Вознесенский девичий монастырь 3-го класса, построенный великим князем Василием Ивановичем при взятии Смоленска 1510 года, который потом около 1862 (1682) казною великих государей и царей возобновлен. В нем три  церкви каменных в одной связи с колокольнею: 1-я верхняя – во имя Вознесения Господня, 2-я нижняя – Сергея Радонежского чудотворца, 3-я – придел великомученицы Екатерины, который создан в 1765 году…»

Мурзакевич Д.Н. История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 года. Смоленск при губернском правлении, 1804.
С.133: «1693. В девичьем монастыре церковь Вознесенская устроена. По указу царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича воеводе князю Петру Самуиловичу велено в Смоленском вознесенском девичьем монастыре выстроить каменную о двух этажах церковь, вверху, во имя Вознесения господня, а внизу Сергия Радонежского, и при ней колокольню с часами, что совершено было в два года». 

Историко-статистическое описание Смоленской епархии – СПб, 1864.
С.223-226  «Вознесенский женский монастырь.
По преданию, записанному в документах этого монастыря под 1775 г., игумения Ироида Куракина воспитывала при себе дочь полковника Кирилла Нарышкина, бывшею впоследствии царицею и матерью Петра  Великого, Наталью Кирилловну.
Это донесение записано со слов престарелой 92 летней старицы Серафимы Рыдванской.
В начале 18 столетия, благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская. Во время пребывания Петра Великого в Смоленске 1695 года, она из-за постороннего для нее дела стрельцов дерзнула ходатайствовать  пред государем в самую грозную и опасную минуту: военный суд приговорил десятого из мятежников казнить смертью, и прочих наказать телесно. В назначенный день, преступники собраны были из всего воеводства Смоленского и помещены на площади, которая доныне называется сенною верхнего рынка. Кровавое действие должно было начаться  , как скоро ординарец царя Измайлов сделает знак белым платком. В это время игуменья, укрепив себя усердной молитвою, отправилась к государю. Петр, облокотившись на руку, сидел в глубоком размышлении. Игуменья повергшись к ногам его, убеждала именем небесного милосердия смягчить гнев и пощадить виновных. Выслушав ее, государь воскликнул: «любезнейшая мать моя, ты отдала мир и покой моему сердцу». И тотчас приказал Измайлову объявить осужденным, что бог и государь дают им прощение. Толпа обратилась к окнам квартиры царя и огласила воздух криками восторга и благодарности. Государь, тронутый таким оборотом дела, предложил игуменье просить у него, чего она пожелает. Тогда в знак милости, она просила его соорудить вместо деревянной, клонящейся уже к разрушению, церкви, каменную. Государь начертил  собственноручно план для двухэтажной церкви и велел выдать как сумму, так и материал, необходимый для этого.  Ссылка на литературу: История Смоленск Никитина 218-220».

У Шупинского (1780) Вознесенская церковь построена в 1862 (1682) году казною великих государей. Информации о начертании плана церкви Петром I нет.
У Мурзакевича (1804) Вознесенская церковь построена в 1693 году по указу царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. Информации о начертании плана церкви Петром I нет.
У Никитина (1847) Вознесенская церковь построена в 1695 году по приказу Петра I. Впервые появилась информация о попытке казни стрельцов и о начертании плана церкви Петром I. Потом эта информация была напечатана в Историко-статистическом описании Смоленской епархии (1864).

Применим мою версию мировой истории.

Смоленск был основан в 1703 году (Подтверждение Новгород, основан  в 859 году).
863 год – образ 1712 года. В 1712 году  город был обнесён деревянной крепостной стеной и стал столицей России.
988 год – образ 1721 года – крещение России
1000 год – образ 1725 года – смерть Петра I.
1146 год – образ 1711 года – постройка Петропавловской церкви на Городянке.
1176 год – образ 1719 года – постройка Богословской церкви.
1180 год – образ 1721 года -  постройка церкви Михаила Архангела.
1223 год – образ 1722 года – начало монголо-татарского нашествия на Русь.
1239 год – образ 1728 года – монголо-татары не дошли до Смоленска (Долгомостье)
1242 год – образ 1736 года – ледовое побоище

«Пётр I (1672-1725)» - обобщённый (собирательный) образ нескольких людей, в том числе отца [1666-1725], сына [1690-1761] и внука [1717-1751].

«Церковь Михаила Архангела была построена в 1180-1197 годах».
1197-1180=17         17+5=22     1721-5=1716

«Пётр I» [1690-1761] женился в 1716 году, и отделился от отца, построив себе недалеко от города дворец, а рядом церковь, эскиз которой нарисовал сам.

Его отец  [1666-1725] умер в Городце (сейчас в Нижегородской области России), затем его перевезли в храм. Поэтому «Свирская церковь» и была самой великолепной церковью. Когда тело перезахоронили, церковь потеряла своё значение.

Вознесенская церковь построена в 1767 году по приказу «Петра III–Пугачёва» [1748-1772], который правил совместно с [1751-1815]  с 1762 по 1766 год и единолично с 1766 по 1772 год. Церковь Михаила Архангела(Свирская) построена в 1721 году.

1767-1721=46   68-46=22   
1721-1693=28   1721-1682=39   1767-1693=74 (68+6)   1767-1682=85 (123-38)
Даты оснований церквей «1721 год» и «1767 год» коррелируются.

В термин «коррелируются» я вкладываю смысл, что реальные даты, связанные с объектами взаимосвязаны между собой и каждая из них взаимосвязана со своим бумажным образом в соответствии с механизмом искажения реального прошлого при записи на бумагу. Если временные критерии объектов коррелируются (например, даты основания, даты жизни), то на практике это означает, что информация об этих объектах обобщается и частично присваивается каждому объекту в зависимости от целей и общего плана искажения реального прошлого на бумаге.


На фото: современный вид Свирской церкви изнутри.


Рецензии