Дом

               


      Постоянно что-то в последнее время поскрипывало, то ли уже из-за состарившегося  дерева, из которого он был когда-то срублен, то ли фундамент стал проседать, но он чувствовал, что время от времени, какие-то звуки доносились изнутри. 
   -Да, старею и старею с каждым годом, и теперь уже никому дела нет, ни сгнившее снизу бревно не заменит, ни крыльцо не подправит, нет хозяина,- сокрушенно думал он.
   -Ещё эти мыши помогают, в кавычках конечно, так помогают, что уже скоро стены не останется, не прогрызенной ими.
   -Пока был новый, крепкий, то и не лезли , всем места хватало, а теперь все норовят внутрь залезть, жуки древесные без устали работают, днём и ночью точат моё тело!
   -Старость не радость, так говорят. Как тридцать лет назад хозяина не стало, так постепенно и пошли все безобразить!
    -Дерева им мало вокруг, грызите, сколько вам вздумается, нет ведь, меня    грызут!
    -А тут ещё напасть появилась, грибок, видно мыши откуда-то притащили споры, они ведь везде лазают, где их не просят, вот и притащили на своих лапах эту гадость. А она разрослась, развернулась и жрет , медленно, но уверенно жрет! Пакостные создания эти мыши, пока скотину держали, то там в сарае и жили, ко мне не лезли,а теперь и кот не помогает, хитрые стали, да и как он их там в стене достанет, у них там целая гостиница!
    -И нет спасу от них, а домом ведь надо заниматься, следить, вы же следите за своим здоровьем, вон чуть чих какой, сразу в поликлинику бежите, а тут целый дом , это вам не шутка!
    -Эх нет у меня теперь хозяина, старый бывало так следил за порядком, соринки во дворе не увидишь, не то что там что-то со мной не так.
    -Плотник был, «золотые руки», всё успевал, и на работу, и поплотничать, и со скотиной управиться, и мебель делал в дом, всё.
    -Нынче, молодое племя, слабаки, ничего кроме телевизора не интересует, пришли с работы, щёлк,  и смотрят допоздна, и даже едят возле него, вроде как собеседник за трапезой.
    -Ничего не нужно, ни двор подмести, ни в огороде поработать, а про животных, да птицу, я уже и не говорю, это для них фантастика.
    -Да, да, фантастика, они ведь все в магазинах теперь покупают, вот спроси их детей, откуда хлеб берётся, так точно скажут, что булки на дереве растут. Да, а что, может и преувеличиваю, просто давно живу, уже почти век отроду, много чего на своём веку перевидал!
    -Да было время, другое совсем, и люди выходит другие, на каждое время, видимо свои люди. В то время жили такие люди, и работать умели от души, и отдыхать ! Не боялись работы, любили её, работу, понимали в ней, а ведь тяжелая была работа . Попробуй - ка  вдвоём за неделю сруб поднять, одними топорами да пилой двуручной! А?!
-Слабо?! Вот то то и оно, люди, те люди были на вес золота!
-Страну из руин после войны подняли, да и до войны не легко приходилось. Заводы строили, фабрики, поля пахали, хлебушек растили.
-Эх, а энти, окромя ложки, держать в руках ничего не умеют!
-Ветер вон так в щелях и прогрызенных дырах завывает, а им дела нет!
-Глава ихнего семейства вон на вопрос жены, что мол что-то холодно спать стало ночью, ей говорит, надо электрообогреватель купить, да и будем на ночь включать. -Нет, вы представляете, вместо того чтобы сруб проверить, да хотя бы дыры позатыкать, он обогреватель купит!
-Старый я стал, ворчливый, мне то что, я отстою свой век, а там и наверное на дрова пустят. Я больше за них беспокоюсь, за жителей моих, обязанность моя такая,долг стояло быть,  их от холода, стужи и ветра оберегать, от дождя, и снега, палящего солнца закрыть. Уж сколько поколений сменилось, четвёртое на моем веку пошло, и все жили-не тужили, все мной были довольны, зимой зайдут с мороза, радуются, как тепло и уютно в этом доме! Летом с работы уставшие прийдут, как хорошо прохладно у нас в доме говорят. А мне только радость от их слов !
-Да и покрасивше я был раньше, крыльцо с верандой голубой краской выкрашено,рамы застекленные белые, на доме наличники резные, со ставнями на крючках. Крыша новым асбестовым шифером покрыта, все мужики из близкой родни помогали перекрывать. Дружно работали, за день и управились. Женщины всякой вкусной еды наготовили, ну и покрепче что было, не без этого. Потом пели красиво, задушевно, до слез бывало, сейчас давно уже не слышал такого пения.
-А эти включат эту свою заморскую шарманку, и орет она неумолкая, или скачут там под неё как очумелые, пол аж ходуном ходит.
-Что за народ дикий и неразумный пошёл, ни работать ни отдыхать не умеют!    А хозяин, который меня построил, умел играть на балалайке, да так красиво бывает , что и всплакнуть хочется. Хорошее было время, доброе, хоть и не всегда сытое, но люди к куску хлеба с уважением относились, знали не понаслышке , откуда хлебушек берётся! Наши степи, просторные, будто для пшеничных посевов и созданы, колышет ветром ниву, а она волнами, как на море идёт, и комбайны по ней как корабли плывут..
-Красота и мощь, и гордостью грудь наполняется, за силу нашу, за народ трудовой, за страну в которой мы живем! Страна наша как и степь, ни конца ни края ей не видно! И народы разные в ней живут, а все дружно, каждый своё дело делает и в общую копилку складывает.
-Но это раньше так было, не сейчас, сейчас всё совсем по-другому, каждый сам по себе, и нет общей копилки, да и вообще ничего почти не осталось от той страны... Поля заросли бурьяном, совхозы и колхозы стали сельскими поселениями, а труженики полей и ферм разъехались кто куда, а многие уже и на погосте лежат, здесь же недалёко.
-А я пока стою, хоть и старею с каждым годом, но стою, и самое главное всё помню. И это всё не даёт мне покоя, так хоть бы немного следили за мной новые хозяева, то и ладно, так нет ведь, и гвоздя пока живут, не вбили ни одного. Забор вон, уж покосился весь, в палисадник скоро упадёт, нет не видят!  А лето уже заканчивается, а там и осень. 
        -Да , самое пакостное время, осень, не люблю её, задует, заморосит дождем, а потом и снежка поддаст, и ветер так и норовит внутрь под самые остатки мха между брёвнами пробраться, все щели  «оближет» своим ледяном языком!  А там и дружок их закадычный, морозец, мокрые брёвна коркой льда покроет, и заблестят мои стены как будто лаком покрытые на солнце.. Но лёд на стенах, это ещё не страшно, а вот когда мокрый снег, или ливень затяжной, осенний, вот тут то держись, всё насквозь промочит, до самого нутра..
        -Эх, тяжело без должного ухода, а что я могу, я бы рад согреть их своим теплом, да объять уютом, но сам же себя я не могу починить. Была правда у меня помощница печь руская, как затопят помню, благодать, до самой середины брёвен прогреет и просушит! Так эти, новые хозяева, недавно, года два назад, что удумали, поставили в горнице « буржуйку» да и топят её в холода, а печь топить забросили. Так правильно, дымить стала, мастера печного пригласите, он вам её почистит, приведёт в порядок, если сами ничего в этом не понимаете.
-Вот теперь и сырой стал, стены изнутри плесенью стали покрываться, совсем плохи мои дела!    Вот и как после всего этого, старого хозяина не вспомнить, постоянно о нем вспоминаю, нет теперь таких людей как он, да и не будет уже наверное! Ровно из другого теста по люди «замешаны» были.. Ему тоже не легко пришлось, войну прошёл, потом жена померла, остался он с тремя ребятишками, пришлось хозяйку искать, нашлась, тоже мужа на фронте потеряла, и у неё трое, мал-мала меньше, вот и сошлись, поженились, а потом у них ещё один родился, мальчик. Так что трудиться пришлось много,пока всех детей подняли.
        -А эти, новые, одного родили, и уже достижение, пособие на него получает от государства, целый день дома сидит, телевизор смотрит, но и по дому конечно кое-что делает, но не урабатывается так сказать! Опять меня понесло, надо как-то к ним по-доброму, а я всё ворчу, да осуждаю..
        -Всё ж таки, живут, и меня не бросили, а то вон соседа моего уже как второй год на « запчасти» растаскивают. Смотреть на это сил нет, глядя на него, и о себе задумываюсь... Нет, всё хорошо, пусть хоть эти живут, и я с ними ещё поживу...Поживу, да и по вспоминаю , и вам может что расскажу.


Рецензии