Дорога без конца

   ДОРОГА БЕЗ КОНЦА

   Истина не очевидна. Картина мира, развёртываемая мышлением, не всегда похожа на ту, которую мы непосредственно воспринимаем. Мы мыслим аналогиями, но способны далеко уйти от них. Мышление открывает причастность человека к Истине, поэтому человек не может не стремиться к ней, невзирая на невозможность её достигнуть.

   Огромный Мегамир и невидимый Микромир, осознаваемые человеком, имеют мало общего с Макромиром, понятиями о котором непосредственно живёт человек.
   До недавнего времени никто не видел круглой Земли. И сегодня никто не ощущает её вращения под ногами, её движения вокруг Солнца. Никто не ощущает полёта Солнца среди звёзд, вокруг центра Галактики, и полёта Галактики сквозь невидимое и неощущаемое пространство. И ещё многого в грандиозных пространствах Вселенной мы не можем себе представить.
    Пространство и Время мы тоже не можем представить: они не материальны, но без них материальному миру негде существовать.

   Несколько веков назад скромные знания человека позволяли ему видеть картину Мироздания похожей на его простую жизнь на Земле. Она была понятна.
   Чем больше человек узнаёт, тем более непредставимой становится картина мира за пределами его знаний. Для того, чтобы её представить, в человеке медленно разворачивается новая способность, превосходящая мышление. Человек становится разумным. Назвав себя сегодня «человеком разумным» (Homo sapiens) человек явно поспешил. Мышление – явление локальное и обеспечивает, в первую очередь, жизнь человека на Земле. Разум охватывает всё Мироздание и выводит человека в Бесконечность. И он гораздо неожиданнее и разнообразнее предсказуемого мышления.

   А кому-то и сегодня совершенно безразлично, конечно ли Мироздание, есть ли центр мира, где он находится, потому что для него, по-прежнему, центр мира – это он сам, потому что он остался тем же человеком, который жил в совсем простом мире и поклонялся богам, почти не отличавшимся от него ни образом, ни стремлениями.
   А Богу не нужно поклонение. Ему нужно сознательное следование Его замыслу. Потому сознание человека должно стать разумным.
   
   Мы представляем себе сознание на уровне сознания человека. Ну, в какой-то степени – на уровне сознания животного.
   Но сознание является общим свойством материи, ещё одним её «измерением» и присутствует на любом уровне организации материи. При этом, уровень сознания соответствует уровню организации материи: от минерального мира до Человека и выше него. Но сознание нижней ступени не в состоянии представить себе сознание следующей, более высокой, ступени. Человек, вероятно – единственное существо на Земле, которое догадывается, что может быть сознание выше, чем у него. Иногда, начинает спешить к его достижению. Но дороги не знает. И не знает, что Силы, которые «привели» его к состоянию Человека, продолжают вести его ввысь, на другие ступени сознания. Но человек способен быстрее подниматься по этим «ступеням», если делает это осознанно: «понимающего Судьба ведёт…».

   Достижение Царства Божия, по христианским представлениям – это Вечная Жизнь Спасённых (в отличие от Вечной Смерти - Погибших).
   В Писании нет образа Царства Божия, кроме описания безлюдных улиц Небесного Иерусалима, ожидающего спасённые народы, данного в «Откровении» Святого Иоанна Богослова.
   Любое представление о Вечной Жизни, предлагаемое существовавшими и существующими религиями, философиями и фантазиями людей, размышляющих об этом, формально, не может быть ересью, ибо Писанию не противоречит. При этом приходится сознавать, что любое представление о Вечной Жизни, мыслимое человеком, не может быть истинным.
   
   «Homo homini lupus est» (Человек человеку – волк) – это осознанная констатация состояния, когда человеческое существо – ещё не Человек и не собирается становиться Человеком.

   Пока человеческое существо считает возможным - для своего существования - пользоваться меньшей жизненной одарённостью другого человеческого существа, оно не сможет стать Человеком. Не возникнут человеческие отношения. И не возникнет Человечество. В человеке должно возникнуть новое самоотверженное качество, делающее его чем-то вроде звезды, излучающей себя во Вселенную.
 
   «Если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно».
 
   Человек – часть Человечества. Поэтому может становиться Человеком только вместе с Человечеством.
   Сегодня мир людей не столь доброжелателен к нам, сколь безразличен.
   Человечество ещё должно возникнуть. Для этого Человек должен стремиться не только помочь слабому соседу своему, но и стремиться сделать его сильнее. Даже – сильнее себя. И передать ему  стремление поступать так же. В этом должна проявляться соревновательность Человека. А вовсе не в «..Падающего – подтолкни…»: это уже было в животном мире, от которого мы пытаемся уйти.

   «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» - писал Апостол Павел в первом послании к Коринфянам. В числе прочих неправедных, упоминаются «хищники».
   «Хищник» - это человеческое существо, видящее в другом человеке не самого себя, а средство для своего существования. Он «питается» судьбами, жизнями, а при случае – и телами других людей. Это – эксплуататор, грабитель, мошенник, работорговец, политик, просто паразит. Он наполняет  нечеловеческим отношением к человеку мир, в котором живёт. Из-за его действий мир не становится человеческим. Это Зло направлено против любого человека, в том числе и против него самого. Когда таких существ становится много, социальный организм гибнет.
   Это не значит, что «хищник» не может стать человеком. Но это – очень большая работа: ведь, «хищник» не видя человека в другом человеке, не может почувствовать его и в себе. Себя он чувствует, но то, что он – человек – нет.

   Хищничество среди людей – явление не новое. Это – «воспоминание» о животном прошлом вида.   
   Чтобы жить надо есть. Что-нибудь или кого-нибудь.
   Началось это давно.
   Но начнём с середины.
   К Мезозою Жизнь уже давно шествовала по Земле.
   Наконец, появились первые динозавры. Среди них не было ни одного хищника. Все были растительноядными, вся жизнь которых уходила на пощипывание «травки» и долгое усвоение её сложной пищеварительной системой. Жизненно важный процесс питания был очень длительным и зависел от больших территорий, покрытых растениями.
   Но всё совершенствуется. Когда травоядных динозавров стало много, каждый одиннадцатый стал хищником, пожирающим травоядных.  Естественно – не так «линейно» и не так быстро: просто, масса «пищи» должна не менее, чем в десять раз превосходить массу «едоков».   
   У хищников процесс питания уже не занимал так много времени, как у травоядных. И жизнь хищника стала более «гарантированной»: в Природе, свободной от нравственности, первыми вымирают жертвы и только после них – хищники.

   Человек долго прикидывался одним из животных. Ходил сначала – в своей шкуре, потом – в чужих.  Питался ягодами, плодами, побегами и клубнями. Потом, как принято среди животных, начал питаться другими животными и себе подобными. Всё шло, как положено: животные не живут, они потребляют жизнь.
   Но потребительство в человеке было усилено способностью мыслить.  Разрушительные свойства человеческого потребительства впервые полыхнули с освоением земледелия: поля выращиваемых монокультур стали первыми ростками грядущих экологических катастроф.
   Если животное-хищник поедало только других животных, то хищничество человека, вооружённого способностью мыслить, набросилось на весь окружающий мир. Даже дар творчества нёс печать хищничества. Сегодня человек оказался способным пожрать всё, включая самого себя: возник опасный дисбаланс между растущими способностями высшего существа и стремлениями хищника.

   Жизнь, вообще-то - вещь опасная и проходит по границе между изменяющимися условиями среды (в том числе – и духовной) и способностью организма приспособиться к этим изменениям.   

   В искусствах и ремёслах есть профессионалы, есть любители.
   В жизни – все профессионалы: невозможно единственную жизнь прожить по-любительски. Даже если человек, прожив жизнь, так и не понял, что же это такое.

   Жизнь – путешествие во Времени.
   Когда человек проживает свою жизнь, он преодолевает Время правильно: ведь, путешествие имеет смысл только, когда что-то видишь в пути.

   Мысль об исчезновении в Небытии, хотя и присутствовала, но никогда не принималась сознанием Человека. Может быть, потому, что Небытиё - не представимо.
   Человек пребывает в Вечности, и Вечность присутствует в Человеке, выделяя его, как отдельность, на мгновение жизни на Земле: в Вечности любая длительность теряет свою меру и становится мгновением.   
   Ничто отдельное в Вечности не вечно, потому что нет ничего страшнее вечного несовершенства. К счастью, всё проходит. Но ничто, нигде и никогда не кончается: идёт вечный процесс квантованной непрерывности перехода одних проявлений Бытия в другие.
   Человек является одним из таких проявлений, меняющимся на материальном уровне и неизбежно восходящим ко всё более высоким уровням сознания. При этом, материальный уровень (жизнь) – только одна из плоскостей существования такого сложного явления, как Человек.
   Когда возникает необходимость выбора пути, человеку, обычно, не даётся свободы выбора: он всегда находится в плену конкретных обстоятельств. Но эти конкретные обстоятельства, в конце концов, неизбежно выводят Человека на следующий, более высокий и ясный уровень понимания мира. Выводят Человека, как проявление Бытия. Но и каждый из нас – обязательный участник этого процесса и не может никуда исчезнуть и тоже непрерывно переходит из Вчера в Завтра.
   


Рецензии
Хороший текст, большое спасибо. Возникла одна любопытная мысль:
"Пока человеческое существо считает возможным - для своего существования - пользоваться меньшей жизненной одарённостью другого человеческого существа, оно не сможет стать Человеком. Не возникнут человеческие отношения. И не возникнет Человечество. В человеке должно возникнуть новое самоотверженное качество, делающее его чем-то вроде звезды, излучающей себя во Вселенную."
А как вам такое: муравьи - идеальные существа по данному определению. Внутривидовое хищничество - нулевое, все в муравейнике живут одним только общим делом. Так что идеальный мир - это всеобщий человеческий муравейник. Сливаемся в едином информационном облаке и радуемся. Или не радуемся. Потому что разум при таком раскладе будет разрушительно действовать на систему изнутри. Так что - никакого разума, ни зла, ни добра (поскольу без зла его не существует). А наши роботизированные тела идут осваивать просторы вселенной. Так вы видите наш Дивный Новый мир?

Де Сааведра   22.01.2022 03:25     Заявить о нарушении
Да, муравьи (и другие общественные насекомые) - идеальные существа - для животного мира.
В развитии человечества тоже проглядывает опасная тенденция к превращению в общественных млекопитающих: концентрация в "человейниках", унификация потребностей, узкая специализация в деятельности. Конечно, это - не симпатично для существа, потратившего столько сил и времени на выделение из животного мира. Приходится признать, что далеко уйти не удалось. Но надежда остаётся.
А в отношении "слияния" есть интересная точка зрения Тейяра де Шардена, теолога и биолога. Он полагал, что, как единичные живые клетки, в процессе эволюции, образовали сложные многоклеточные существа, так и души людей всего человечества, в далёкой точке "омега", должны слиться и образовать единое сложное духовное существо. Но для него и "клетка" и "душа" обладали одинаковой реальностью.

С уважением

Александр Гаврилов 7   22.01.2022 12:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.