Фокусник
«Стыдно быть несчастливым».
(Александр Володин)
Каждый человек просто обязан быть счастливым. И не только тогда, когда выпьет, а ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Герой рассказа Александра Володина «Загадочный индус», и поставленного по нему спектакля «Фокусник», Виктор Михайлович Кукушкин, алкоголя не употребляет. Что, безусловно, делает его самым что ни на есть достойным претендентом на счастье. Помните, как ценились в 60-е годы прошлого века морально устойчивые мужчины? Правильно, исключительно на вес золота!
Алексей Шулин, исполнитель роли Фокусника в одноимённом спектакле театра «Эрмитаж», — хорош, ну чертовски хорош! Он являет собой тот самый тип истинно творческого человека, который жизни не мыслит без своего искусства. Несмотря на постоянное безденежье, он каждый день ездит на окраину города, в общежитие, и бесплатно веселит студентов. Зачем ему это нужно? А просто Кукушкину нравится веселый молодой смех и то, что здесь его все время ждут. Ведь для артиста так важно быть нужным и полезным!
И напрасно дочка Лиля (Алла Черных) убеждает отца, что студенты вскоре закончат институт и забудут о нем. Будучи неисправимым мечтателем, Фокусник никогда в это не поверит!
А между тем, на основной его работе дела складываются, мягко говоря, не очень. Начальник с многозначительной фамилией Россомахин (Пётр Кудряшов) сознательно игнорирует Фокусника, когда идёт речь о важных и хорошо оплачиваемых поездках и концертах. И не даёт ему тем самым заработать на жизнь.
А все — почему? Да потому, что герой наш — жуткий упрямец. Все артисты ходят к Россомахину на поклон, просят, лебезят, подгибаются, а Кукушкин — ни в какую!
Несмотря на такую драматическую нотку, спектакль этот очень смешной. Молодые зрители, знающие о «том времени» только по рассказам бабушек, хохочут буквально в каждом эпизоде. Их смешит и пафосное выступление ведущей концерта (Екатерина Тенета), и даже грустная песня женщины Саши, у которой не сложилась семейная жизнь с жонглером Димой...
Но есть в постановке сцены, во время которых сотрясается от хохота весь зал. Когда Кукушкин появляется перед студентами (то есть, нами), наряженный индийским факиром, и в зале внезапно гаснет свет, мы смеёмся в полный голос! Ибо в полутьме отлично видно, как жульничает «факир», «зажигая свечу» щелчком пальцев, и как ведущая и студент, находящиеся на сцене, изо всех сил помогают ему в его обмане. Нужно же любым путём удержать студентов в красном уголке, а то они вырвутся на свободу! И кто знает, что тогда может случиться там, в темном коридоре?
Володин не зря признавался, что героев многих своих произведений он писал... с себя. И, ни на секунду не покидающий Кукушкина Автор (Станислав Сухарев) словно подчеркивает это, читая пронзительные стихи самого писателя:
«А легко ль переносить,
сдерживать себя, крепиться,
постепенно научиться
в непроглядном рабстве жить?»
Нет, нелегко, и кому, как ни Володину, коего много раз заставляли переписывать рассказы и пьесы, знать об этом!
Но может быть, следовало все же нашему Фокуснику смириться, перетерпеть? Вести себя «помягше, полегше»? Тем более, что судьба приготовила ему бесценный подарок — встречу с красавицей и умницей Еленой Ивановной (Дарья Белоусова). Вот и сам Россомахин на расстоянии вытянутой руки нарисовался, и сладко так Кукушкина на переговоры к нему приползти уговаривает...
Чем все дело кончится — вы узнаете, посмотрев этот очень веселый (и немного грустный) спектакль. Могу вам обещать, что страсти на сцене будут кипеть нешуточные.
За более чем полвека со времени написания рассказа «Загадочный индус», он нисколько не потерял своей актуальности. В 1967 году вышел замечательный фильм «Фокусник» с Зиновием Гердтом в главной роли. И в нем — снова акцент на несвободу истинно творческого человека.
Сколько стараний донести до зрителей такую важную мысль, что-то изменить к лучшему!
Я не нашла сведений, какие театры и когда ставили спектакли по рассказу «Загадочный индус». Но подозреваю, что «Эрмитаж» — не единственный. И совсем не согласна с теми зрителями, которые считают ненужным и лишним само присутствие Автора на сцене. Мне кажется, этот приём — своего рода маленькая интрига, попытка подвигнуть молодого зрителя на изучение биографии Александра Моисеевича Лифшица, вынужденного «ради пользы дела» взять себе более «благозвучный» псевдоним — Володин.
И, как хотите, но среди всего обилия веселья, хохота, лирических и драматических моментов, наполняющих спектакль «Фокусник», мне особенно запомнилась вот эта сцена... Кружатся, бесконечно кружатся персонажи в разноцветных плащах... Руки их «связаны» за спиной. А в середине этого круга сидит он, Автор. И звучат бессмертные пророческие стихи Володина:
«И не то перетерпели!
Ведь не мы одни. Теперь
терпят все — и те и эти,
но доколе так терпеть и
сколько можно так терпеть!
Мол, дотерпим до зимы...
Проползли ее метели.
Так до лета неужели
как-то не дотерпим мы?..»
Свидетельство о публикации №220113001804