Сотая консультация

    Психолог Андрей Петрович проводил свою юбилейную сотую консультацию.
    Клиент Степан пришел первый раз. Он был тем самым «клиентом-молчуном», из которого каждое слово приходится вытаскивать клещами.
    Психолог и Степан поставили задачу на первой консультации выявить круг проблем, с которыми можно работать. Андрей Петрович предложил Степану пройти арт-методику для диагностики.
    — Степан, как вы относитесь к творчеству?
    — С детства им не занимался. Но раньше любил. Приятное дело.
    — А сейчас хотите попробовать немного порисовать? Есть такая диагностическая методика «Несуществующее животное». Ее суть в том, чтобы нарисовать такое существо, которого не существует ни в природе, ни в культуре. То есть не жираф и не кентавр, — улыбнулся психолог
    — Звучит интересно. Но я не понимаю, зачем это надо? — недоверчиво спросил Степан
    — Сейчас объясню. Вы когда-нибудь слышали о том, что в человеке есть огромная скрытая часть личности?
    — Бессознательное, ага, — кивнул клиент.
    — Верно. Творчество помогает его немного увидеть. Оно отражается в рисунке через символы и образы. Зная, как их расшифровать, можно узнать о человеке то, что он словами не выразит и даже то, что он сам в себе не видит.
    — Что ж , я готов. Давайте порисуем, — Степан хлопнул в ладоши в знак решимости.
    — Чудесно. Какое существо вам предстоит нарисовать вы уже знаете. Главное, не требуйте от себя художественных высот — уметь рисовать в психологии совсем необязательно, — улыбнулся психолог. — После того, как нарисуете, придумайте своему существу небольшую историю, ответив на вопросы: Где живет это существо? Что обычно делает? Чем оно питается? Чем любит и не любит делать? С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)? Чего боится существо больше всего? Кто его враги? Кто его друзья? Что ему нужно для полного счастья?
    — Я понял.
    Андрей Петрович положил перед Степаном бумагу и пенал с карандашами. Степан принялся за рисование, а Андрей Петрович отошел от него, чтобы не мешать. Он покосился на полку с книгами по психологии и ухмыльнулся, подумав: «К сотой консультации интерпретацию помню и без книг».
    Степан увлеченно рисовал, громко шурша карандашами.
    Через некоторое время он объявил, что готов.
    — Отлично, Степан, давайте посмотрим, что у вас получилось.
    Андрей Петрович взглянул на рисунок. Степаново бессознательное предстало в виде существа, отдаленно напоминающее дракона, тигра и волка. Мощное тело с красной блестящей чешуей и с шипами по всему хребту, широкая рогатая голова с глазами, как у змеи, и длинной зубастой пастью, раздвоенный хвост-булава и мощные лапы с длинными когтями. Андрей Петрович перевернул рисунок — линии были хорошо видны с обратной стороны, местами карандаш рвал бумагу.
    Степан рассказал о своем существе. Он сказал, что оно живет в пещере в одиночестве,  охраняет эту пещеру, питается мясом, не любит других существ, боится, что его поймают и пленят, видит врагов во всех, кто подходит к его острову, ни с кем не дружит, счастливым сможет стать, когда сбросит кожу, как змея, и уйдет жить в другое место, которое не надо охранять.
    — Что все это значит, Андрей Петрович?, — с тревожным любопытством спросил Степан.
    — Ох, много что. Давайте начнем с рисунка. Смотрите, сильный нажим показывает напряжение.
    — Да, я нервничаю часто. А сейчас довольно сильно, потому что непривычно.
    Психолог кивнул и записал слова Степана в блокнот.
    — Линий у вас очень много на рисунке, это может означать тревогу.
    Степан закивал.
    — Животное тоже может многое сказать, — продолжал Андрей Петрович.
     Степан слушал со смесью дикого любопытства и тревоги. От Андрея Петровича он сегодня узнал, что выходящий за край листа рисунок может говорить об импульсивности и тревожности, отсутствие ушей — о замкнутости, рот с зубами — о вербальной агрессии, рога, шипы и когти — защитной агрессии, чешуя — о потребности в защите, фигура со множеством элементов — о мощной энергии, большие ноги — о потребности в опоре и неумелости в социальных отношениях, тщательная прорисовка ног — о самоконтроле. В рассказе о животном остров в качестве дома говорит об одиночестве, враги говорят о боязни агрессии, условие счастья — о том, что Степан устал от вечной обороны и от своего нынешнего образа.
    Андрей Петрович, говоря все это, тщательно следил за реакцией и состоянием своего клиента. Поначалу любопытный и оживленный Степан к рассказу о значении истории существа сидел, сгорбившись и опустив глаза.
    — Как вы, Степан? Что сейчас с вами происходит?
    — Я немного в ужасе от того, как это сработало. То, что я годами держал в себе и никому не говорил, вылезло через один проклятый рисунок! — Степан закрыл лицо руками и судорожно вздохнул. — Я не хочу быть таким, Андрей Петрович, мне плохо!
    Остаток консультации Степан говорил и говорил. Он делал то, чего не делал почти никогда — выговаривался, не встречая осуждения. Он рассказывал о своем трудном детстве, о постоянном чувстве одиночества, о кипящей злости и о невероятно сильной усталости от всего этого. Из него фонтаном хлестали эмоции.
    Андрей Петрович слушал, поддерживал и направлял.
    К концу консультации они решили работать над поиском причин чувства одиночества Степана и озлобленности на людей.
    — Потом, Степан, будем искать и включать в тебе силы жить так, чтобы твой зверь смог наконец сбросить тесную кожу и переехать с одинокого острова туда, куда он хочет.
    Степан улыбнулся.
    — Чудесная штука эта ваша психология. Немного похоже на магию. Интересно, какое животное получается у вас? У психологов они, наверное, идеальные!
    Андрей Петрович улыбнулся
    — Я уже знаю правила этой игры, поэтому играть неинтересно.
    Психолог и клиент завершили встречу и договорились о новой. Андрей Петрович проводил Степана до выхода, закрыл дверь и подошел к своему столу. Он выдвинул ящик, достал старую папку, нашел в ней пожелтевший мятый рисунок и улыбнулся. На него смотрело чудище, усеянное шипами, с огромными когтями, толстой чешуей, тонкими жирно нарисованными ногами и пастью без зубов.
    «От клиента до сотой консультации. Да, большой путь я прошел с этим чудищем. Интересно, как оно сейчас выглядит?»
    Психолог сел за стол, взял бумагу и карандаши и начал рисовать.


Рецензии