Образная система в повести В. Л. Кондратьева Знаме

Образная система в повести В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата» (с пропусками части текста, выделенными многоточием; с полной версией критического анализа можно ознакомиться по индивидуальному запросу)

Творчество советского писателя Вячеслава Николаевича Кондратьева второй половины 20-го столетия является важнейшей вехой развития отечественной литературы, посвященной теме великой отечественной войны с фашистской Германией.
Повести и рассказы Кондратьева ………. возникли именно на том направлении нашей литературы о войне, которое можно назвать народной правдой, так как были описаны автором через призму обычных солдат или младшего офицерского состава, о чувстве ответственности гражданина перед Родиной, о высоте его нравственной требовательности к самому себе и вместе с тем о жестокой правде этой войны, о «потерянном поколении» прошедших через нее, потерявших там своих близких и родных, о войне, которая искалечила их души, оставив глубокий след на всю оставшуюся жизнь.
Актуальность исследования образной системы в рассказе «Знаментальная дата» обусловлена высоким художественным мастерством писателя, которое представлено не только в крупных по размеру произведениях (повестях), но и так называемой малой прозе, где в рамках 15-страничного рассказа показана жизнь и судьба 4-х фронтовиков.
Целью исследования является описание системы персонажей рассказа, через образы которых раскрывается идейное содержание произведения.
Объект исследования: персонажи рассказа «Знаментальная дата» В.Л. Кондратьева
Предмет исследования: система построения персонажей в рассказе и их взаимодействие.
Задачи исследования:
– раскрыть основные этапы творческой литературной жизни автора и места в нем рассказа «Знаменательная дата»;
– провести анализ персонажей трех уровней: 1) главных; 2) второстепенных; 3) эпизодических.
Научная значимость работы определяется результатами оценки образной системы рассказа (персонажей трех уровней посредством анализа имени, психологического портрета, речи (авторской и героев)).
…………….
1 Образ главного героя и способы его создания
Главного героя рассказа зовут Дмитрий Иванович. По имени-отчеству он представлен в рассказе дважды и то только в самом начале рассказа, и оба раза – в мысленном обращении главного героя к самому себе: «Так вот, значит, какой у тебя сегодня день, Дмитрий Иванович, вернулся он опять мыслями к четвертому апреля, вот какая дата знаменательная...»; «Эх, Дмитрий Иванович, сказал он себе, сам не знаешь, что тебе надобно, что душа твоя просит?».
Во всех остальных моментах главный герой – просто Дима. Объяснение такому простому обращению к своему герою автор дает в самом начале произведения – в ходе диалога Димы с архитектором Владимиром Михайловичем.
– Будем знакомы,– протянул тот руку, – Владимир Михайлович, архитектор.
– Дима, – представился он, пожимая протянутую руку.
– До каких пор в мальчиках ходить будем? – засмеялся архитектор. – За пятьдесят, наверное?
– Да. Но я по-простому, по-рабочему.
Это авторское «по-простому» прослеживается во всех произведениях, даже где речь идет не о простых солдатах – рядовых, а о младшем офицерском составе, к которому и принадлежал в годы войны сам В.Л. Кондратьев. Стоит вспомнить, например, героя повести «Отпуск по ранению» – лейтенанта Володьку и др.
Обращение к герою как к Диме (с учетом всех падежных форм) встречается в рассказе множество раз: 1) «Сдружились они, потому что Дима себя тоже москвичом считал, хотя был из Коломны, но это почти Москва, сто верст всего»; 2) «а Дима и перезабыл, в каких дивизиях бывал»; 3) «что Дима по сравнению с ними мужик совсем непьющий» и т.д. – всего 138 раз в тексте рассказа.
Такое обращение к главному герою подчеркивает его близость к народу, его исконное родство с ним. Да и по профессии он в мирной жизни обычный токарь, каких десятки тысяч, и который мало чем отличается от других рядовых людей современной ему России (Советского Союза): «Ну вот, взять меня, например, токарь я сейчас, скажу, не хвастаясь, неплохой, но, предположим, уйду со своего завода, и ничего от этого не случится, ничего не изменится».
Имя «Дмитрий» по словарю русских личных имен Н.А. Петровского (https://azbyka.ru/deti/slovar-russkih-lichnyh-imen-petrovskij) с производным от него «Дима» и другими вариантами образовано от греч. Demetrios (притяж. прил. к Demeter) – относящийся к Деметре. В античной мифологии: Деметра – богиня плодородия и земледелия.]. То есть даже в самом имени главного героя рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева прослеживается его связь с землей, с простым народом, являющимся исконной ее частью, ее хозяином и одновременно ее детищем…. «людей, – по словам, сказанным автором, показывающим мысли Димы в конце рассказа», – вроде бы на вид совсем обыкновенных, …а они же спасли Россию». Отчество «Иванович» роднит этот образ с народом. Подробнее об имени Иван говорится при анализе второстепенного персонажа рассказа Ивана Ивановича Иванова.
Здесь можно провести параллель с произведением другого автора – В.П. Некрасова с его «знаменательной датой» «9 Мая» – днем победы. Главного героя рассказа В. Некрасова (Вадима Карташова) на всем протяжении повествования автор называет просто по фамилии, тем самым подчеркивая его близость к народу, и лишь в диалоге с моряками он предстает как «Вадим Николаевич» – по имени отчеству, чтобы подчеркнуть уважение молодых моряков к заслугам героя и его личности в целом. А само имя «Вадим», переводимого с персидского как «ветер» (святой покровитель – мученик Вадим персидский) выступает как символ перемен, победы. В то же время имеется и прямая аналогия с ветром, так как герой «занесен» далеко от своей родины в немецкий город.
Большое значение для описания персонажа обычно имеет портрет героя.
Однако как такого портрета в рассказах (в отличие от более крупных по размеру произведений) можно не встретить. Нет как такового и описания героя в «Знаменательной дате» В.Л. Кондратьева. Характеристика героя представлена через авторскую речь, изобилующую стилистически сниженной лексикой (просторечия, жаргонизмы, разговорная лексика и т.п.)
«Помахав несколько минут гантелями», «когда приуставал на работе от какого-нибудь срочного задания, позволял себе в субботу четвертинку купить для разрядочки».
«Третью папиросу Дима запалил…. подумал он, звякну мастеру. Выложил двадцать три рублика и с сандалетами на лето…. свежего пивка.. больше коньячок».
Весьма характерно для изображения главного героя употребление автором уменьшительной и уменьшительно-ласкательной лексики:
И косточек, наверное, не осталось от его однополчан, погибших в том бою... пожевать мундштучок.
До каждой рытвинки на том поле перед Прохоровкой...
И сейчас, конечно, мог он встать в очередь и купить маленькую, принести домой, приготовить закусончик
а чтоб не пахло, пососет валидольчику.
Приостановился Дима: может, выпить портвейнчику стакан?
налейте стаканчик, заказать графинчик, в центре с дружком, в подвальчике.
Причем использование такой сниженной лексики с обилием уменьшительно-ласкательных слов характерно больше всего при описании автором отношения главного героя к употреблению алкоголя…как к некоему любимому делу, отдохновению души.
Хотя при этом отмечается и попытка показать, что несмотря на это алкогольное пристрастие, герой все же не является законченным алкоголиком: «…что Дима по сравнению с ними мужик совсем непьющий, чем она («жена» – комментарий автора курсовой работы) и гордилась перед подругами». Но все описание в рассказе строится именно на поиске «что, где и с кем выпить»…а впоследствии – и самого процесса потребления алкоголя.
Психологический потрет главного героя также дополняется характеристикой его времяпрепровождения, наиболее типичного как для него самого, так и для большинства современных ему семей, что называется «из народа»: «Но жизнь, что ни говори, все же однообразная идет – работа, дом, телевизор... В кино, конечно, они ходят, но не так часто картины хорошие».
Связь с народом, близость к нему подчеркивается автором и незамысловатой характеристикой главного героя как обычного русского мужика, при этом, несмотря на все свое мужское начало, сохранившего в себе определенные принципы, ценящего семейные ценности: «С женщинами другими он теперь не крутил и Лидухе своей не изменял, но раньше был грех… но тут Нинка его родилась, и порвал он с той: теперь семья у него полная, с дитем, хватит баловаться».
Далее остановимся на характеристике речи главного персонажа рассказа В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата».
 Его «мысленные» обращения к жене и дочери – простецкие, народные… к дочери: «Нинуха», «Нинка», к жене: «Лидуха» («хозяйственная у него баба!») также подчеркивают его связь с народом, характеризуют его самого как простого мужика из народной среды. Особенность рассказа заключается еще и в практическом единении (слиянии) образа автора-рассказчика с образом главного героя Димы. Поэтому употребление низкой лексики, разговорной речи, уменьшительно-ласкательных слов характерно и при описании мыслительного процесса главного героя.
«Всё это случаи единичные, дуриком получались. Об него, махину, снаряды семидесятишестимиллиметровые, как орехи, отскакивали».
«Или насчет жратвы...».
«Потому и охота с настоящим фронтовиком-пехотинцем поговорить»
«не махнуть ли в центр».
«Выпил, крякнул, а что толку? Разговора с этими не выйдет – история это для них».
И непонятно, то ли это слова автора, характеризующие героя, то ли это мысли и оценка самого себя непосредственно самим героем.
Сама же прямая речь, показанная в диалогах Димы с другими персонажами, – вполне нормативна, лексически выдержана, грамотна. Более того, главный герой предельно корректен даже в разговоре с солдатом (рядовым) Ивановым, с которым Дима почувствовал свое родство как с человеком из народа, с обычным солдатом.
Показательно отношение главного героя к личности Сталина, выпить за которого он не захотел, что привело даже к некоторой напряженности в разговоре с подполковником и чуть было не свело все общение на нет (если бы не подошел к их столику солдат Иванов с редким именем Иван Иванович – сослуживец подпоковника).
«Да и верно, разве из памяти ушло, с чьим именем в атаки ходили. Что было, то было. От этого не уйдешь. Но, с другой стороны, чего поминать? И если по правде, то, конечно, призабылось многое. Может, оно и к лучшему?»
– Разве без него войну выиграли бы? (подполковник)
Дима чуть было не поддакнул,….но потом озлился сразу на себя за такую податливость и ответил почти твердо:
– Думаю, выиграли бы. Жуков был, Рокоссовский... Да мало ли маршалов...».
 Такое отношению к вождю главного героя было отражением того глубинного источника, духовной основой тех общественных перемен, которые условно маркировались ХХ съездом КПСС или «разоблачением культа личности Сталина» и долгое время считались свалившимися откуда-то с неба или в лучшем случае следствием «волюнтаризма» Хрущёва, была на самом деле происходившая в войну, особенно в первый её период, когда в руках у немцев оказалась почти вся европейская часть страны – они дошли до Москвы, Ленинграда, Волги, Кавказа, – стихийная, ещё не сформулированная десталинизация, нашедшее свое отражение в образе истинно народного фронтовика Димы.
В рассказе «Знаменательная дата» главному герою Дмитрию Ивановичу спустя тридцать пять лет помнится «первый бой – как вчера! До мелочей помнится. До каждой рытвинки на том поле перед Прохоровкой», где он тащил на себе «раненного семью пулями сержанта, уже не надеясь, что живого», а «пули кругом – фюить, фюить...». Не только «товарищей по оружию», «рытвинки» израненной земли и звуки боя помнятся фронтовикам: «Иной раз даже запахи войны чуешь», – признаётся Дмитрий Иванович. Но вспоминается и высокое чувство своей востребованности, своей незаменимости, о котором он говорит с особенным волнением: «Нет меня на левом фланге с ручником – что будет? А то, что прорвётся фриц в этом месте. Там я – задержу гада! На войне я был до необходимости необходим». Позднее с этим чувством многим пришлось расстаться: государственная машина смотрела на победителей как на «винтики», необходимые для её бесперебойной работы, благородная задача «сбережения народа» не была в ней запрограммирована. Потому и для героев Кондратьева «война не завершается Победой» (Б.Слуцкий), они «до сих пор войной живут, словно и нет мирной жизни», в надежде хоть иногда «с ребятами-фронтовиками отвести душу».
Мастерство Кондратьева-реалиста позволяет сделать убедительным внутренний монолог Димы, впервые задумавшегося над тем, как нелегко даётся командиру право распоряжаться чужими жизнями: «Тогда, в войну, заботы начальства Диму мало трогали, своих хватало. И если по правде, то нередко своих командиров они матерком припечатывали». Теперь перед ним открывается незнакомая прежде страница войны.
Разговор, как и хотелось Диме, в начале невесёлого апрельского дня, получается «задушевный», «разговор фронтовой, чтоб до слезы пробирал». Есть от чего слезе пробиться: у каждого из собеседников (за столиком их собралось четверо) – своя война, «у каждого своя боль, своя рана живая, временем не залеченная» и свои «знаменательные даты». Однако есть дата, объединяющая всех персонажей: «День Победы не забыть никогда». Этот праздник волнует их тем, что «только удивляться можно, как это они пережили, выдержали, совершили...».
Таким образом, главным героем рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева является бывший фронтовик Дмитрий Иванович, в 138 случаях из 140 называемый в тексте произведения просто «Дима». Это типичный представитель русского народа, в настоящее мирное время имеющий жену, дочь, работающий токарем на заводе, любящий в меру (по праздникам, ну и иногда по выходным) немного выпить, в свое время до рождения дочери в меру погуливающий (как значительная часть мужского пола), но с появлением полноценной семьи остался верен принципам и нормам общественной морали. При этом, несмотря на то, что он единственный в рассказе фронтовик, который отграничивает себя от своих собеседников по критерию благоустроенности своей жизни, но и в его душе осталась навсегда война, которую не вытравишь из нее каленым железом. Война, унесшая из жизни героев самое ценное, сделавшая их (бывших вояк) «потерянным поколением» (этот эпитет к поколению своих героев применяет сам В.Л. Кондратьев вслед за немецким писателем Э.М. Ремарком). У двух героев (подполковника и «либерти» отнявшая любимых ими женщин, а солдату Ивану оставившая только «железяки» и две радости в жизни – выпить и как-то угодить (пожалеть) когда-то в годы войны отнесшегося к нему по-человечески тогда еще майора Петра Севастьяновича. Но это так называемое «потерянное поколение» в свое время сумела выжить в нечеловеческих условиях, защитить свою родину и будущее на своей земле.

2 Второстепенные персонажи и их роль в произведении

Как правило, в качестве второстепенных персонажей в самой широкой трактовке понимаются персонажи разной степени второстепенности: ведущие (первого и второго плана), упоминающиеся
Второстепенные персонажи, как правило, также довольно активно участвуют в сюжете, имеют собственный характер, но им уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев (исключение составляют такие второстепенные персонажи, на основе которых строится основная сюжетная линия произведения. В качестве примера можно привести героев А.и Б. Стругацких «Полдень 22-й век»).
Второстепенными персонажами, активно участвующими в основной сюжетной линии произведения, можно считать бывшего подполковника Петра Севастьяныча, рядового Ивана Ивановича Иванова и Сашу (солдата либерти»).
Начало основной части рассказа посвящено знакомству Димы с подполковником Петром Севастьянычем. Однако разговор у них не клеился (они оказались людьми, видевших и воспринимающих войну с разных позиций – один из окопа, траншеи (рядовой Дима), второй с позиции командного состава (старший лейтенент-подполковник Петр Севастьянович). Скорее всего, они даже имен друг друга не узнали бы, если бы не появился еще один второстепенный персонаж рассказа – служивший с ним какое-то время в одном батальоне рядовой Иван Иванович Иванов).
Третьим второстепенным персонажем рассказа является присоединившийся к их столику последним «солдат либерти» Саша.
Рассмотрим образ каждого второстепенного персонажа.
1. Бывший подполковник Петр Севастьяныч.
Имя «Пётр» имеет древнегреческое происхождение, в переводе означает «камень», «скала», также трактуют как «твёрдый», «надёжный», «непоколебимый».
Эта твердость, надежность, непоколебимость подтверждается и психологическим портретом героя:
«Мужчина был постарше Димы лет на пять» (то есть по возрасту за 55 лет), «…но седой не весь, а только на висках, и черная прядь, падая на лоб, молодила несколько. Наверное, вояка бывший, да не рядовой, а из командиров,– больно голос басовитый». Такой психологический портрет Петра Севастьяныча предстает читателю через оценку главного героя рассказа Димы. Действия подполковника неспешны, он пропитан уверенностью в себе и в нем чувствуется сильный характер: «Тот неспешно вынул из кармана маленькую, не таясь и не оглядываясь по сторонам, налил немного в принесенный заранее стакан и опрокинул не закусывая».
Единственное, что пошатнуло его стойкость характера и уверенность в себе, это случай на фронте, когда он по собственной инициативе повел отряд и практически полностью «оставил» его там, на месте боя. Прошедший войну рядовым, Дима (главный герой рассказа) сочувственно воспринимает утверждение Петра Севастьяныча (бывшего подполковника), долгие годы мучающегося от того, как «подо Ржевом в сорок втором мы три деревеньки брали, брали, так и не осилили»: «Воевать трудней всего было посерёдке, между солдатами и генералами. Генерал приказ отдал – и всё! …. А мне... к живым людям идти, в глаза им смотреть и... своими руками на смерть посылать. И получалось, что кругом ты один виноват». В данном случае форма глаголов несовершенного вида противопоставлена форме совершенного вида прежде всего в плане позиции наблюдателя по отношению к данному действию говорения. Она создаёт эффект продолженного времени – читатель как будто помещается внутри данного действия, становясь по отношению к нему синхронными свидетелями.
Хотя было еще одно, сумевшее если не подкосить, то заставляющее ныть спустя многие годы его израненную войной душу: это образ его любой девушки времен войны Кати, погибшей через три дня после его самовольной вылазки к немцам…Эту смерть подполковник воспринимает как некое наказание для него, и его не оставляет чувство вины:
«Иван, а Катеньку мою помнишь? – спросил негромко, умеряя мощь своего голоса и стараясь удержать его от дрожи».
«В общем, если есть бог, он меня Катей и наказал за то неразумное наступление. Через три дня ее убило. Только зачем молодую жизнь взял, да еще с ребеночком, лучше бы мне на том поле вместе с солдатиками и лечь костьми, чем теперь всю жизнь мучиться...».
Как говорил как-то один из критиков творчества В.Л. Кондратьева, все мы еще проходим испытание через женщин. Они – наши судьи, ради них мы идем на подвиги, ради них и живем. Подобного рода испытания прошли двое героев рассказа: подполковник и «солдат либерти», оба потерявшие в годы войны своих любимых женщин.
Образом подполковника (кадрового офицера высокого чина) создается В.Л. Кондратьевым как некий противовес простой солдаткой натуре главного героя. И остальные второстепенные персонажи выступают связующим звеном или одной из граней отношений между бывшими фронтовиками.
2. Иван Иванович Иванов
Это второй второстепенный персонаж (по появлению в основной линии повествования), через которого происходит налаживание диалога между Димой и Петром Севастьянычем. Только с момента появления его в рассказе и благодаря ему мы узнаем имя подполковника. Скорее всего, еще немного и герои разошлись по своим делам, не будь этого нового персонажа, сумевшего возродить интерес к общению между бывшими фронтовиками.
Само имя Иван восходит к старинной форме Иоанн, имеет древнееврейское происхождение, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван – самое популярное в те времена и поэтому истинно народное русское имя, а двукратное повторение его (в отчестве и фамилии) автором усиливает это ощущение «народного героя». Такое имя обычно свидетельствует о широте души и ее открытости. Носители его в русских сказках и произведений других жанров помимо этого, как правило, обладают находчивостью, общительностью, определенной ленцой и одновременно хитринкой, народной смекалкой. Сочетая в себе одновременно силу и слабость, добро и широту души с хитроватостью и ленью, носители этого имени выступают истинно народными героями.
Но в рассказе Иван выступает не только как образ для раскрытия характеров Димы и Петра Севастьяныча, в качестве некоего мотора развития дальнейшего сюжета. Он является вполне самостоятельным героем, со своим характером, своей судьбой, позволяя увидеть еще одну грань послевоенной жизни на примере бывшего фронтовика, судьба которого была исковеркана войной (хронический алкоголизм, неудачная семейная жизнь) и который также относим к разряду людей из «потерянного поколения».
Появление его в рассказе сразу создает особый колорит:
«Подошел вихляющей походкой, но у стола вытянулся и гаркнул по-военному: – Разрешите поприветствовать, Петр Севастьяныч!» …Где соединяется развязность с военной выправкой. Последующей метафорой «взгляд подполковника поживел» и употреблением дважды притяжательного местоимения «мой» (мой солдат… в моем батальоне) подчеркивается важность этого героя, способного оживить атмосферу, способного быть своим человеком, истинным товарищем. Именно этот «народный» герой Иван стал другом бывшему подполковнику, способный найти свой подход к бывшему высокому чину и непростому характеру Петра Севастьяныча, умеющий быть деликатным, способный к истинной жалости
– Разговорчики! – прикрикнул подполковник. – Друг он мне, майор бывший,– объяснил он Диме.
– Какой друг! – вскинулся Иван.– Нету у вас друзей, кроме меня. Давно пора понять.
… – «Севастьяныча самого и жалею» (говорил он Диме, когда подполковник отошел к другому столику).
И немного позже сам Дима воспринимает Ивана как более сложного человека: «…да Иван этот Иванов не так прост, как по первому взгляду...»
Через рассказ этого Ивана читатель видит еще одну правду войны. Показывается взгляд на высший офицерский состав со стороны простого солдата.
В отличие от обращения главного героя на «вы» к подполковнику, в обращении к Ивану мы сразу видим более простое обращение на «ты».
  – Ты действительно в его батальоне служил? – спросил Дима Иванова.
Речь его простая, с использованием иногда (редко) низкой, но не грубой лексики:
Иван: «Понимаешь, мужик он хороший. Пенсию получит – гуляй вся братва. Через два дня сам пустой ходит. Хороший мужик»…..
«Какой друг из бабы может быть? – взвизгнул почти Иван.– Что вы! Враг она, баба, злейший мужику – вот что».
Петр Севастьяныч: «Это ты брось, не понимаешь ничего».
«Есть бросить, – машинально ответил Иванов, а сам усмехнулся снисходительной знающей усмешкой, – я-то понимаю, а вот вы...».
Проникаешься определенной симпатией к такой простецкой жизненной позиции Ивана, с его добрым юмором, легкостью в общении.
Как истинный представитель народа Иван говорит просто, но без грубости. Умеет подстраиваться к одному, растолковать по-простому другому. Показателен в этом отношении их диалог с Димой в отсутствии за столиком подполковника:
Дима: «Не горазд я поддакивать каждому. Своя голова на плечах есть».
(«Горазд» сниженная лексика. «Поддакивать» некоторая бестактность, грубоватость. «Своя голова на плечах» – устойчивое словосочетание, говорящее о самостоятельности, независимости…)
Иван: «Жалко что ли?» (просто и понятно, без грубости)
Дима: Не жалко, а надо свое мнение иметь. (с некоторой долей поучения)
Иван: У меня, думаешь, нету? (опять же просто, без обиняков…в отличие, например, от речи подполковника
Дима: Тогда чего же?
Иван: А так, не хочу хорошего человека обижать. (воспитанно, просто, по-доброму).
При этом у Ивана свои проблемы, своя поломанная судьба, однако и она не озлобила его сердце. Он не огрызается. В нем нет злости на других за свои проблемы
«Разве она понимает, что ее муж, солдат Иванов, Россию спас, что на войне я битый-перебитый, что ни одного нерва живого не осталось? А после войны что она, стерва, заявила? Ты с одними железками на грудях пришел, а другие, тебя поумнее, отрезики привезли, барахлишко немецкое. А ты гремишь своими железяками и водку лакаешь. Знаете, как обидно стало? Это мои-то награды, кровью заработанные, она железяками обозвала! С тех пор всё наперекосяк у нас и идет! Одним словом, баба! Надо было тогда и уйти от нее, да Анютку пожалел».
Такими вот Иванами полна земля русская. Поэтому герой рассказа и воспринимается как истинно народный образ. Именно такими вот Иванами был дан отпор немецкой гидре. Но которые пришли с войны так же просто, как и воевали, как и жили до этого: просто и честно, как говорится «по совести».
3. Саша «солдат либерти» Стамбулян
Имя Александр русское, православное, католическое, греческое
Имя Александр имеет греческое происхождение. В современном переводе означает «защитник». Имя Александр широко распространено по всему миру, в большинстве своём благодаря христианству.
Саша «солдат либерти» и предстает читателю последним в сюжетной линии рассказа как некий интернациональный герой. Недаром он большую часть войны провел во Франции, борясь там в оккупации с фашистской Германией, был в плену, невероятным образом бежал, полюбивший и потерявший там свою французскую любовь (Жанна).
– Жанна была... И никогда больше не будет, – с расстановкой, очень тихо произнес «солдат либерти» и опустил голову. Потом налил себе немного и выпил, не закусив.
Пытавшийся впоследствии найти свою возлюбленную во Франции, за что был осужден на три года советскими властями.
Саша «солдат либерти» предстает в рассказе высоким мужчиной, чернявым, только седая прядь во всю голову, по внешности напоминающим то ли грузина, то ли армянина, немного картавящим и свободно говорящим на французском языке. Отношение к подполковнику у него как к равному, свойское:
– Привет, Севастьяныч, привет, Иван.
И сам подполковник воспринимает его несколько иначе, чем того же Ивана:
– А, Саша. Садись, дорогой,– обрадовался, видно, подполковник. (в сравнении: – А, Иван... Подсаживайся). То есть общение с Иваном подполковник воспринимает как нечто само собой разумеющееся, привычное, то в отношении к «солдату либерти» чувствует радость встречи как с дорогим ему человеком, которого видишь не так часто.
Речь этого персонажа напоминает ремарковский стиль (Э.М. Ремарк), с его короткими словно бы рубленными фразами. При этом с высокой экспрессией, эмоциональностью. С использованием стилистически окрашенной лексики, фразеологизмов, тропов (вывод делается на основании небольшого его монолога – рассказа о своей военной жизни)
«Мне все эти вопросы, как теперь говорится, до лампочки. У меня всё в ажуре, ни одного пятнышка темного...».
Появление «солдата либерти» – это еще одна мини-история военной жизни, еще одна правда войны, еще одна судьба человека «потерянного поколения» с неразрешимой жизненной трагедией.
Таким образом, второстепенными персонажами рассказа выступают три героя – участника основной сюжетной линии, с прорисовкой их сложных характеров, со своей судьбой. Все они – представители того «потерянного поколения», о котором говорит сам автор в одном из своих комментариев к своему литературному творчеству. Все они объединены войной, которая осталась для них не просто далеким воспоминанием тридцатипятилетней давности… Она и сейчас воспринимается для них как их настоящая жизнь, где они потеряли что-то важное для себя, часть самого себя, которая искалечила их душу. Но при этом это те герои, через которых автор раскрывает правду о войне, о разных трех ее гранях через жизнь и судьбу подполковника Петра Севастьяновича, рядового Ивана Ивановича Иванова и Александра Стамбуляна (Саша «солдат либерти»). Такие разные люди, объединенные в свое время общей трагедией, – нападением на их родину фашистских захватчиков. Которые сумели отстоять ее немалой ценой, дав возможность жить и быть свободными своей стране, будущим поколениям.

3 Эпизодические персонажи и их значение

Эпизодическими персонажами рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева являются архитектор (не фронтовик, как сделал для себя вывод главный герой), встретившийся Диме в кафе-мороженное, где они (почему-то) пили алкоголь и курили беломор.
Встретившийся главному герою архитектор Владимир Михайлович не участвует в раскрытии сюжета напрямую и является больше эпизодическим героем, скорее даже лишним для героев рассказа, взаимодействию (диалогу) которых посвящена основная часть рассказа («Чего ему с этим архитектором распивать – у него свое, у Димы свое»).
Следующие эпизодические персонажи рассказа – это молодые люди, к которым подсел за столик Дима в пивном баре на Пушкинской («ребята молодые, с кудрями»), понимая, что они тут ненадолго и надеясь потом встретить кого-то из родственных его душе фронтовых людей. Эти молодые люди так и остались для Димы просто безликими молодыми людьми «кудрявые ушли», с которыми его (с нынешним молодым поколением) практически ничего не связывало.
Были еще два персонажа, аналогичные молодым людям, – безликие для героя, но уже наполовину безымянные: «Подсели двое». «В глазах огоньки» (от предчувствия выпивки, принесенной с собой «беленькой»). С ними у героя состоялось небольшое общение, в ходе которого один другого назвал «Валя». Это были тоже молодые люди (называли Диму «папашей»). Вели себя по-свойски, просто, как говорится «без церемоний», но немного грубовато. Разговор о войне у них не получился, да и не мог получиться – они были тоже другого поколения. Для них война была чем-то далеким… прошлым…уже «историей». Такие люди воспринимают эти события, не будучи способными перенести их через себя. Для них война не воспринимается как трагедия в полном смысле этого слова, унесшая миллионы жизней, искалечившая миллионы душ. Именно поэтому и они оказываются вне основной сюжетной линии рассказа, являются эпизодическими, практически безликими героями.
Эпизодические, согласно словарю литературных терминов, – появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).
К эпизодическим (или сопутствующим) персонажам, имеющим вообще вспомогательное (связочное) значение можно считать и официантку, мастера на производстве Афансьевича, участие которого нужно было лишь для того, чтобы главный герой отпросился, взяв отгул, с работы на этот «знаменательный» для Димы день первой фронтовой атаки. «Афанасьевич понял» – вот, по сути, и все участие этого персонажа помимо еще пары упоминаний в тексте до этого.
Кроме того, существуют еще и так называемые внесценические персонажи, о которых идет речь, но они не участвуют в действии. Еще их называют «упоминающиеся». Они в рассказе имеют большое значение для характеристики жизни и характера героев, описания их судьбы и взаимоотношений.
Для главного героя это – жена Лидия (Лидуха – 4 раза по тексту и Лидуля – один раз в самом конце), дочь Нина (Нинка – 5 раз по тексту и Нинуха – один раз). Персонажи, составляющую основу современной жизни героя в мирное время и за счет вполне обычных в целом нормальных отношений в семье главный герой отличается от других второстепенных персонажей (подполковника, Ивана и «либерти»). Также несколько раз упоминается помкомвзвода, фронтовой товарищ, практически земляк Димы. Именно с ним или с такими же как он, близкими по духу и воспоминаниям хотелось встретиться в эту дату главному герою.
В ходе разговора Димы с подполковником упоминаются образы Сталина, Жукова, Рокоссовского.
В описании истории подполковника упоминаются погибшая его любимая девушка Катя, на могилку к которой он собирается поехать уже столько лет. В истории «солдата либерти» похожий образ Жанны.
Присутствуют в рассказе и собирательные образы, например, фашистов «Меня год немцы в одиночке держали. Допросы, пытки, разумеется», властьимущих представителей советской тоталитарной системы «…Учли всё и дали только три года» (из рассказа Саши). Другие упоминающиеся образы выступают в роли детализации повествования (бежавший вместе с Сашой из плена «еще один»), знакомый подполковника за соседним столом в пивной (чтобы отвлечь его и привести разговор о нем между Иваном и Димой).
Таким образом, рассказ насыщен множеством персонажей всех уровней (прежде всего фронтовики): главный герой (Дмитрий Иванович… вернее, просто «Дима»), второстепенные персонажи: бывший подполковник Петр Севастьяным, рядовой Иван Иванович Иванов, служивший какое-то время в его батальоне и Александр Стамбулян (Саша «солдат либерти»), воевавший во французском ополчении. К эпизодическим относятся в рассказе персонажи нескольких уровней: 1) участвующие напрямую в рассказе но не имеющие прямого отношения к основной сюжетной линии, в основном, безликие и малоинтересные автору и главному герою (люди другого поколения или далекие от войны – не воевавшие: архитектор (в кафе), дважды – пары молодых людей уже в пивной на Пушкинской); 2) упоминающиеся в рассказе близкие люди персонажей основной сюжетной линии (Для Димы – жена и дочь, помкомзвода; Для подполковника – Катя; для Ивана – жена и дочь в мирной жизни; для солдата либерти» – любимая женщина Жанна); 3) упоминающиеся, но не имеющие большого значения для раскрытия сюжета и личности героев персонажи (мастер на производстве – для Димы; ротный и помкомбата – во времена войны для Ивана; бежавший вместе с Сашей из плена человек, официантка и др., служащие для большей детализации повествования; 4) собирательные упоминающиеся образы: немцев, тоталитарной советской власти; русского народа и т.д.
В совокупности все эти образы оставляют образную систему рассказа, обогащая, дополняя, иллюстрируя идейное содержание произведения В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата».
……………
Таким образом, все персонажи рассказа «Знаментальная дата» представлены тремя уровнями: 1) главный герой; 2) вспомогательные персонажи, имеющие значение для основной сюжетной линии 3) эпизодические персонажи разного плана (в данной работе были выделены 4 плана эпизодических персонажей).
Главным героем рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева является бывший фронтовик Дмитрий Иванович, в 138 случаях из 140 называемый в тексте произведения просто «Дима». Это типичный представитель русского народа, в настоящее мирное время имеющий жену, дочь, работающий токарем на заводе, любящий в меру (по праздникам, ну и иногда по выходным) немного выпить, в свое время до рождения дочери в меру погуливающий (как значительная часть мужского пола), но с появлением полноценной семьи остался верен принципам и нормам общественной морали. При этом, несмотря на то, что он единственный в рассказе фронтовик, который отграничивает себя от своих собеседников по критерию благоустроенности своей жизни, но и в его душе осталась навсегда война, которую не вытравишь из нее каленым железом. Война, унесшая из жизни героев самое ценное, сделавшая их (бывших вояк) «потерянным поколением» (этот эпитет к поколению своих героев применяет сам В.Л. Кондратьев вслед за немецким писателем Э.М. Ремарком). У двух героев (подполковника и «либерти» отнявшая любимых ими женщин, а солдату Ивану оставившая только «железяки» и две радости в жизни – выпить и как-то угодить (пожалеть) когда-то в годы войны отнесшегося к нему по-человечески тогда еще майора Петра Севастьяновича. Но это так называемое «потерянное поколение» в свое время сумела выжить в нечеловеческих условиях, защитить свою родину и будущее на своей земле.
Второстепенными персонажами рассказа выступают три героя – участника основной сюжетной линии, с прорисовкой их сложных характеров, со своей судьбой. Все они – представители того «потерянного поколения», о котором говорит сам автор в одном из своих комментариев к своему литературному творчеству. Все они объединены войной, которая осталась для них не просто далеким воспоминанием тридцатипятилетней давности… Она и сейчас воспринимается для них как их настоящая жизнь, где они потеряли что-то важное для себя, часть самого себя, которая искалечила их душу. Но при этом это те герои, через которых автор раскрывает правду о войне, о разных трех ее гранях через жизнь и судьбу подполковника Петра Севастьяновича, рядового Ивана Ивановича Иванова и Александра Стамбуляна (Саша «солдат либерти»). Такие разные люди, объединенные в свое время общей трагедией, – нападением на их родину фашистских захватчиков. Которые сумели отстоять ее немалой ценой, дав возможность жить и быть свободными своей стране, будущим поколениям.
К эпизодическим относятся в рассказе персонажи нескольких уровней: 1) участвующие напрямую в рассказе но не имеющие прямого отношения к основной сюжетной линии, в основном, безликие и малоинтересные автору и главному герою (люди другого поколения или далекие от войны – не воевавшие: архитектор (в кафе), дважды – пары молодых людей уже в пивной на Пушкинской); 2) упоминающиеся в рассказе близкие люди персонажей основной сюжетной линии (Для Димы – жена и дочь, помкомзвода; Для подполковника – Катя; для Ивана – жена и дочь в мирной жизни; для солдата либерти» – любимая женщина Жанна); 3) упоминающиеся, но не имеющие большого значения для раскрытия сюжета и личности героев персонажи (мастер на производстве – для Димы; ротный и помкомбата – во времена войны для Ивана; бежавший вместе с Сашей из плена человек, официантка и др., служащие для большей детализации повествования; 4) собирательные упоминающиеся образы: немцев, тоталитарной советской власти; русского народа и т.д.
Таким образом, рассказ насыщен множеством персонажей всех уровней (прежде всего фронтовики): главный герой (Дмитрий Иванович… вернее, просто «Дима»), второстепенные персонажи: бывший подполковник Петр Севастьяным, рядовой Иван Иванович Иванов, служивший какое-то время в его батальоне и Александр Стамбулян (Саша «солдат либерти»), воевавший во французском ополчении, а также множество эпизодических прсонажей различного плана.
В совокупности все эти образы оставляют образную систему рассказа, обогащая, дополняя, иллюстрируя идейное содержание произведения В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата».


Рецензии