Александр Правилов - наша гордость

Правилов Александр Сергеевич – Народный артист России, Лауреат 4-го Международного конкурса им. Чайковского.

Есть имена, которые должны быть вписаны в 800-летнюю историю нашего города золотыми буквами. И к таким великим именам, безусловно, относится имя Народного артиста России, Лауреата Международного конкурса им. П.И. Чайковского, солиста Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Александра Сергеевича Правилова.

Не легок был его жизненный путь…
Украинский мальчишка, родился в предвоенном 1938 году в селе Солнцевка, теперь село носит название Красное.  Кстати, это село является родиной С.С. Прокофьева. Семья будущего артиста была не маленькой: кроме него, росли еще три девочки, Александр был младшим сыном. Сестры нежно любили братишку, только вот баловать его не могли. Рано остались без отца, погибшего на фронте во время Великой Отечественной войны.

А. Правилов с детства познал труд и цену, самостоятельно заработанного хлеба.  Петь стал с ранних детских лет, голос у него был красивым и выразительным, пел украинские народные песни, которые  любили в семье, нравились они и односельчанам. Во время войны, когда село было в оккупации, немцы прознали о голосистом мальчишке, вечерами ставили его на стул и требовали, чтобы он для них пел. Мальчик пел, не было смысла сопротивляться, да и слишком мал он еще был, чтобы понимать для кого поет, жили голодно, поэтому ребенок радовался каждой конфетке, которой его награждали после пения. Окончилась страшная война.

Александр после школы сразу же поступил в Донецкое музыкальное училище на вокальное отделение. В самом начале творческой жизни юному А. Правилову улыбнулась удача, потому что он попал в руки хорошего педагога Б. Константинова, имеющего итальянскую вокальную школу, которую охотно передавал своим ученикам. 
В то время в Донецком театре оперы и балета начинал свои первые творческие шаги замечательный певец, будущий Народный артист Советского Союза, Юрий Гуляев.  Саша Правилов в годы учебы подрабатывал в Донецком театре оперы и балета в качестве артиста миманса. Ни одного оперного спектакля не было им пропущено, уже в первые годы учебы в музыкальном училище у юноши возник серьезный интерес к опере. После успешного завершения учебы, легко поступил в   Киевскую консерваторию. Но материально помочь молодому человеку было некому, поэтому он вынужден был оставить учебу и пойти на работу в Киевскую хоровую капеллу «Трембита». Его приняли сразу на должность солиста. Это был хорошо известный на Украине творческий коллектив. Исколесили они с концертами все города и села в округе. Выступления А. Правилова всегда проходили с большим успехом. А через год, подкопив денег на жизнь, Александр поступил на вокальное отделение Львовской консерватории. Учился с радостью, старался чаще выступать в концертных программах. Это давало ему возможность приобретения сценического опыта, и приносило небольшой заработок, которого, впрочем, хватало на то, чтобы продолжать учебу дальше.

Здесь его педагогом был Евстафий Иосифович Дарчук. Опытный мастер, он сразу же понял, насколько талантлив его ученик, поэтому по-отечески опекал будущего певца, старался помочь не только в обретении профессии, но и в решении бытовых проблем. Консерваторию Александр Сергеевич закончил с отличием. Достаточно сказать, что его дипломным спектаклем был «Борис Годунов», в котором он спел партию Бориса Годунова.

Он спел эту партию на сцене львовского театра оперы и балета. Это была высокая честь и огромное творческое доверие.

Педагог молодого А. Правилова был хорошо знаком с П.М. Резниковым, которому рассказал о своем талантливом выпускнике. Павел Михайлович тогда был дирижером и директором нашего театра. Зная, насколько авторитетно мнение Е.И. Дарчука, он без прослушивания направил Александру Правилову приглашение на работу в театр.
Так в 1965 году Александр Сергеевич Правилов это приглашение принял, дал согласие на работу в Нижегородском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина. Отныне наш театр стал для певца вторым домом и единственным местом работы на всю жизнь. Е.И. Дарчук не оставил талантливого выпускника без своего попечения и дальше. Вместе с ним он приехал работать в Нижний Новгород. Два года был солистом нашего театра, помогая и наставляя А.С. Правилова на первых шагах его пути в постижении сложной, но прекрасной профессии солиста оперы.
 
Начинающий свой звездный путь А.С. Правилов, пел все, что ему предлагали: сразу же, бесстрашно стал петь партии ведущего репертуара, хотя никогда не отказывался и от маленьких работ. Для него было важно полностью освоить басовый репертуар, органично и свободно чувствовать себя в сценическом пространстве, тонко взаимодействовать с партнерами, поэтому он использовал любую возможность, чтобы выйти на сцену.

За два года, пока рядом с ним был его педагог Е.И. Дарчук, Александр Сергеевич прочно стал на «ноги», окреп в профессии, и только после этого старший наставник певца вернулся назад во Львовскую консерваторию.

Александр Сергеевич успешно влился в репертуар, быстро занял ведущие позиции в труппе, занимался общественной работой. Он был молод, когда его приняли в ряды КПСС, что в те времена считалось огромной честью для человека.

Со своей будущей женой Ольгой, которая тоже работала в театре, и  была в составе балетной труппы, он познакомился не в театре, а на ниве общественной деятельности. Александр занимался партийной работой, а Ольга была членом комитета комсомольской организации театра. Они часто встречались в райкоме партии, куда оба приходили сдавать членские взносы. Слово за словом и между молодыми людьми возникла симпатия, которая закончилась в 1966 году веселой свадьбой.

Ольга в молодости была очень красива, она и сейчас, по прошествии многих лет, не потеряла своего обаяния, а главное – она всегда была сдержанна,тактична и это стало главным подарком судьбы для взрывного и темпераментного Александра. Свадьбу играли в доме отца невесты в Красном Сормове, а на другой день после свадьбы уехали на гастроли уже в качестве молодой семьи.

Александр Сергеевич работал с упоением. Он готов был вообще не уходить со сцены, пел всюду, куда его приглашали – в рабочих Дворцах культуры и сельских клубах, для солдат в армейских казармах и на полевых станах для работников сельского хозяйства. Его голос звучал всюду там, где его ждали благодарные зрители.
В 1970 году его педагог Е.И. Дарчук вновь приехал в Нижний Новгород. У него была на сей раз серьезная цель – убедить Александра Сергеевича принять участие в Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Певец сомневался в собственных возможностях, ему предстояли сложные гастроли в городе Кирове, времени для подготовки к конкурсу было мало, а он очень не хотел приезжать на конкурс неподготовленным. Педагог же был уверен в успехе своего ученика, поэтому ему удалось убедить сомневающегося в себе артиста, подать заявку на участие в конкурсном отборе. Не очень веря в успех, Александр Сергеевич все-таки документы отправил. Их приняли и вскоре пригласили на отборочное прослушивание, которое прошло успешно. Конкурс обычно проводится в несколько туров, и все они стали для певца победными. Гастрольный репертуар в театре постарались составить с учетом выезда артиста в Москву. После каждого выступления на конкурсе, он мчался в Киров для участия в спектаклях театра. И ни разу не опоздал на эти гастрольные спектакли. Уже став Лауреатом 4-го Международного конкурса им. П.И. Чайковского, успел приехать в Киров и принять участие в заключительном концерте, где его приняли как триумфатора.

В коллективе театра все радовались успеху коллеги, потому что кроме таланта Александр Сергеевич обладал огромной доброжелательностью и чутким отношением к людям, пользовался их безграничным доверием и любовью. В театре победа на Международном конкурсе солиста театра Александра Правилова, была воспринята как победа всего творческого коллектива.

И до сих пор Александр Сергеевич остается в нашем театре единственным Лауреатом этого престижного конкурса.

В 1971 году, вскоре после исполнения Правиловым роли Ивана Сусанина, а также за заслуги артиста в развитии оперного искусств, его труд был по достоинству оценен: ему было присвоено Почетное звание Заслуженный артист России.
Но 1971 год выдался для молодого артиста счастливым годом еще и потому, что у него родился сын Егор, наследник и продолжатель его фамилии. Любил он своего мальчика безмерно, баловал, следил за каждым его вздохом, все свое свободное время дарил  любимому Егорке, сам покупал малышу игрушки, часто сам гулял с ним на улице. Никого не удивило то, что сын стал музыкантом. Егор и с отличием окончил Нижегородскую консерваторию им. М. Глинки и был принят на работу в оркестр нашего театра, где прекрасно продолжает заниматься любимым делом. (К слову сказать, сегодня два внука продолжают династию А.С. Правилова).
 
На официальном сайте нашего театра есть страница, посвященная творчеству Александра Сергеевича, которая расположена под рубрикой: «Их помнит наша сцена». На странице помещен перечень всех партий, спетых певцом в период работы в нашем театре.

В книге Сергея Чуянова «Сотворение театра» помещена статья о разных сторонах творчества Мастера. Я же говорю об Александре Сергеевиче, основываясь на своих личных воспоминаниях.

Сегодня эти живые воспоминания людей, которым посчастливилось слышать и знать А.С. Правилова очень важны. Время уходит стирая память. Но нельзя допустить, чтобы были забыты такие великие имена, как имя Народного артиста Александра Правилова. Мы можем состояться как нация и государство, только тогда, когда свято и бережно сохраним память о своем великом прошлом, только оно станет фундаментом для сотворения великого настоящего и будущего.
Когда думаешь о А.С. Правилове, перед глазами проплывает галерея образов им созданных.

Невозможно без восхищения говорить о его Мельнике из оперы А. Даргомыжского «Русалка». Эту работу артиста по праву можно отнести к лучшим Мельникам страны. Столь выразителен он в этой партии, столь филигранно создан сложный образ запутавшегося в жизни человека, сполна заплатившего за свои ошибки. Как по- разному он проводил свои сцены в первом и последнем актах оперы, какие разные эмоции возникали в зрительном зале во время его пения: то чувство глухого раздражения из-за  неприкрытой корысти, то чувство щемящей жалости к несчастному старику. Я видела разных Мельников, но Правилов, безусловно, лучший из них.
После «Русалки» Александр Сергеевич любил шутить: «Не было в истории оперы такого совпадения, чтобы и композитор, и автор либретто и исполнитель главной партии имели одно имя и отчество. А ведь и правда, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Правилов».
Символичное совпадение…

Его Пимен в опере «Борисе Годунове» М. Мусоргского достигает такой высоты философского обобщения, что когда слушаешь медленный спокойный рассказ старца, кажется, что ощущаешь запах горящих в его келье свечей, так он был достоверен и выразителен. В этом спектакле Александр Сергеевич исполнял и партию Бориса, которая была безусловной удачей певца, но чаще он выходил в партии Пимена. Когда они с В. Ермаковым вместе оказывались на сцене, спектакль обретал некое космическое звучание. Зрительный зал замирал, растворялся в происходящем на сцене действии, проживал вместе с исполнителями.

В партии Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки Александр Сергеевич достигает обобщающей вершины подвига народного героя. Здесь перед нами возникает образ русского крестьянина, который не щадя себя, сознательно идет на смерть во имя Родины. И совершает свой подвиг без ложного пафоса, как вполне естественное движение души. Когда в 1988 году Александр Сергеевич пел эту партию в Ипатьевском мужском монастыре города Костромы, то голос его звучал просто и торжественно. В этой партии он особенно достоверен и мужественно-спокоен. Позже, в интервью Н. Благовидовой он сказал: «Подобного внутреннего состояния, как в Ипатьевском монастыре, я ранее никогда не испытывал. И для меня колокольные звоны в финале оперы прозвучали таким мобилизующим зовом, таким ни с чем не сравнимым по эмоциональной силе призывом к спасению Отечества, что что я был охвачен одним желанием – до конца дней моих честно выполнять свой гражданский долг, делать все от меня зависящее для процветания Родины». Такое мог сказать настоящий, преданный сын своего Отечества.

О каждой созданной А. Правиловым партии, можно говорить особо, все они отличаются глубиной проникновения в характер исполняемого персонажа, ярко прочитываются нюансы человеческих чувств, понятен и оправдан каждый жест артиста. Как-то раз, восхищаясь работой Александра Сергеевича в очередном спектакле, я задала ему вопрос: «Как Вам удается так свободно и так непринужденно находиться на сцене в течении всего спектакля?» На что он улыбнулся и ответил: «Это результат титанического труда. Я слежу не только за тем, как звучит мой голос, я внимательно наблюдаю за своим телом, за каждым пальчиком, даже мизинчиком…все должно быть свободно, нигде не должно быть зажимов. Успех для меня – это 10% таланта и 90% труда».

Александру Сергеевичу было присуще с легкостью откликаться на все новое. Помню, когда, будучи молодым директором у меня возникла идея проводить ночные музыкальные салоны в фойе театра. Многие солисты тихонечко «ворчали» и не спешили поддерживать новшество. И только А.С. Правилов сразу же откликнулся и предложил спеть сольный концерт, состоящий из романсов и популярных арий из опер. Это был ответственный концерт, потому что на нем присутствовала иностранная делегация гостей нашего города. Концерт вызвал восторг слушателей, они долго не хотели отпускать певца, но несмотря на то, что артист устал, да и время было позднее, он спел, практически, еще один концерт по просьбе зрителей.
Это уже потом, после того как А.С. Правилов первым вышел в позднее вечернее время к зрителям, артисты театра стали охотно участвовать в этих салонов. Кстати, эта форма работы сохранилась в театре до настоящего времени и стала теперь любима солистами оперы.

Удивительными человеческим качествами обладал талантливый артист нашего театра. Он каким-то непостижимым образом умел собирать вокруг себя людей самых разных профессий, был внимателен к каждому, искренне дружил с людьми разных профессий.
Он был своим человеком в среде рабочих, военных, работников милиции и ученых. В моих руках книга, «Незабываемое в очерках», которую написал Алексей Степанович Хряпченков, ученый, профессор, автор многочисленных научных публикаций и книг. В ней Александру Сергеевичу Правилову посвящен очерк с символичным названием «Гори, гори его звезда». Он рассказывает о том, как обожали и любили ученые нашего города Правилова, с каким удовольствием они приходили на его концерты, которые систематически проходили в Доме Ученых. Всякий раз, когда выступление певца подходило к концу, ученые мужи с детской непосредственностью выкрикивали: «Гори, гори, моя звезда». Шум и выкрики в зале нарастали, но стоило только артисту широко улыбнуться своей особенной «правиловской» улыбкой, давая понять, что он готов для них петь, зал, словно по мановению волшебной палочки, затихал. И так было на всех встречах с учеными.

В нашем театре по праву нашел свое место Парадный портрет Народного артиста России Александра Правилова, кисти Народного художника России Вячеслава Жемерикина. Эта работа была создана замечательным художником при непосредственном участии самого Александра Сергеевича в 1987году. Он несколько раз находил время, чтобы позировать автору. Благо они жили рядом и дружили. Оба восхищались творчеством друг друга, ценили талант, данный от Бога и отшлифованный великим трудом.

Интересна история обретения этого портрета театром. В «доперестроечные» времена была хорошая традиция: в Областном управлении культуры (так тогда называлось Областное Министерство культуры) – раз в год проводить закупочные выставки работ Нижегородских художников. Этот высокохудожественный портрет, естественно, был закуплен. Но передан был не нашему театру, а школе искусств им. Арама Хачатуряна, директором которой много лет работает Заслуженный работник культуры Валерий Михайлович Хомутинников. О том, что портрет находится в этой школе мне рассказал Вячеслав Иванович Соболев, который был членом закупочной комиссии. Когда Александра Сергеевича не стало, мы обратились к директору школы искусств с просьбой передать этот портрет нашему театру. Аргументировали свою просьбу тем, что артист всю жизнь проработал в нашем театре, к нам ежевечерне приходят зрители, память об артисте будет здесь жить всегда, сколько бы лет не прошло. Валерий Михайлович Хомутинников с пониманием отнесся к просьбе театра, и хоть с сожалением, что вполне понятно, принял решение передать художественное произведение нашему коллективу. Александра Сергеевича связывали со школой искусств крепкие дружеские отношения. Он был частым гостем этой школы, принимал участие в концертной жизни учащихся, неред
ко давал свои сольные концерты. Хоть и с сожалением, но портрет был нам передан.
Передача была торжественной. Она проходила в 2006 году на открытии 20-го Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень». В этот день спектакль «Борис Годунов» был посвящен памяти Александра Сергеевича Правилова. С этих пор портрет больше не покидал стен нашего театра.
Много лет прославленный артист вел преподавательскую деятельность. Из под его «крыла» вышло много успешных артистов, которые и сегодня работают в театрах и филармониях нашей страны, храня благодарную память своему педагогу, который щедро делился с ними своим мастерством и сценическим опытом.

Александр Сергеевич много лет являлся профессором Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки. Мне было очень интересно услышать рассказ одного из его благодарных учеников -  Владимира Аркадьевича Кубасова – Заслуженного артиста России. Он охотно поделился со мной своими воспоминаниями. Читаешь их и в полный рост возникает исполинский образ Александра Правилова. На вступительных экзаменах он не мог присутствовать, потому что в августе театр всегда гастролировал в других городах страны.  В октябре 1980 года состоялась первая встреча студентов-первокурсников со своим педагогом. В класс вошел красивый, хорошо, словно с «иголочки», одетый человек, с бабочкой, в белоснежной рубашке и безупречно отутюженном костюме. Авторитет профессора Правилова был непререкаем. Студенты ловили каждое его слово, которое было для них законом. Особенно запомнилась Владимиру Кубасову яркая картина: идет Правилов по консерватории, а все студенты шепчутся: «Правилов, Правилов   идет…» Вместе с тем, Александр Сергеевич был очень доступен. Он много пел и на сцене консерватории, куда собирались все педагоги, прибегали студенты со всех факультетов. У него был хороший вокальный вкус, который был привит ему во Львовской консерватории, имеющей прямые выходы на Европейские сценические площадки.

В самом начале учебы Владимир Кубасов, как и все остальные студенты, был несколько «зажат», испытывал робость, потому что понимал, какой большой артист ведет занятия, не пропускал ни одного его слова. И бесконечно верил своему Мастеру. Он подробно рассказывал студентам, как должен звучать голос в том или ином музыкальном отрывке, часто сам показывал, как следует петь. Умел легко выявлять ошибки молодых исполнителей.

В глазах Владимира Кубасова А.С. Правилов был великим авторитетом, он верил, что только этот Учитель сможет научить петь правильно. Он четко вел своих студентов от простого к сложному. Занятия проходили на одном дыхании.
Жизнь никогда не была простой у студентов. На втором курсе у Владимира возникла необходимость в дополнительной подработке. Александр Сергеевич не только не возражал, но помня свои студенческие годы, помог устроиться в лекторий нижегородской филармонии в качестве солиста. Нагрузка была большая, но Учитель говорил: «Чем больше поешь, тем скорее встанешь на ноги». Он и сам продолжал много петь. Словно   усталость была ему не знакома…

Работая со студентами, он не только учил их петь, он опекал их как птенцов перед вылетом из гнезда. Он показывал им как надо стоять на сцене, как кланяться зрителям в знак благодарности за то, что они пришли в театр или на концерт, как нужно одеваться на сцене и в жизни, чтобы достойно нести звание артиста. Учил даже тому, как правильно чистить сценическую обувь, чтобы она не теряла блеска во время концерта. Все это пригодилось в жизни Владимиру Кубасову. В его памяти сохранился эпизод: на очередной концерт,(а их было множество в жизни Владимира), он одел черный костюм, черные ботиночки начистил по правилам, только вот носочки белые одел, модными они тогда были…ох и досталось же тогда за это от Учителя.
Огромным счастьем считали для себя ученики А. Правилова возможность «подсмотреть» как певец готовится к выходу на сцену в очередном спектакле. Особенно это было удобно делать на гастролях, где все живут и отдыхают вместе. Часто после обеда Александр Сергеевич уходил в парк, находил дальнюю скамейку, садился в тени деревьев и сосредоточенно думал. Порой было видна внутренняя работа артиста, его меняющаяся мимика, сдержанные жесты, скорее намек на жест. Молодые артисты знали, какой спектакль предстоит петь А. Правилову вечером, и по выражению его подвижного лица, по выразительному телу и жесту понимали, что вот здесь, сейчас артист не отдыхает, а тщательно готовится к вечернему выходу на сцену. Но в гримерке, накладывая грим, непременно говорил: «Как хорошо я погулял после обеда»…

 
      


Рецензии