Цветок по имени Алла

Когда я думаю об Алле Арвидовне Шаманиной, то всякий раз в моем воображении возникает яркий экзотический цветок. Не знаю откуда пришло такое сравнение, только всегда вижу необычайной красоты и формы цветок, с незабываемым ароматом свежести, каким-то особенным благоуханием.

Меня давно волновало: на какой почве мог вырасти этот «цветок»? ведь ясно, что все мы несем в себе историю своего рода и гены своих предков.
За долгие годы совместной работы я не раз подступала к Алле с таким, казалось бы, нескромным вопросом, но всякий раз она отшучивалась и говорила: «Ой, сколько там всего…»

И все-таки, пришло время для нашего неспешного разговора о жизни, судьбе, творчестве. А то, что Алла человек творческий, ни у кого не вызывает сомнений, ее имя широко известно не только в театральных кругах, не только в нашем городе, но и далеко за его пределами…

Беседа была неспешной, она обнажила мощную корневую систему, которая до сих пор питает художника нашего театра. Алла Арвидовна свыше 40 лет успешно работает в Нижегородском Академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина.  Не хочется сейчас произносить банальные истины о том, что она уважаема своими коллегами, признана в творческом сообществе нашего города. Об этом чуть позже…
Алла родилась в прекрасном селе Бортсурманы, которое располагается на юге нашей области. Забавно, но я начинала свой трудовой путь именно в этом селе и именно в той самой школе, где  работали родители Аллы. Отец Арвид Владимирович Аншон преподавал физику и математику, а мать Хильда Владимировна -  физкультуру.
Бабушка Аллы по материнской линии Анна Николаевна была русской женщиной, а ее муж Владимир, т.е. дед Аллы был эстонцем, который в 1914 году переехал в Кировскую губернию из Нарвы. Он был чрезвычайно трудолюбивым человеком, быстро обзавелся крепким хозяйством. Любил работать на земле, ценил ее плодородие. Часто шутил: «Под Нарвой земля рождает только камни, а здесь любое семя дает богатые всходы». Был он убежденным баптистом, вел крепкое хуторское хозяйство: пять коров, пашня, двор, полной разной живности… когда наступили трудные времена и началось раскулачивание, хутор его сожгли, скотину увели. Пришлось, в буквальном смысле слова, убегать из ставшего таким дорогим места.

Осели в Шахунском районе, дед стал работать на железной дороге. Жизнь наладилась…но наступил 1937 год и дед был репрессирован. Он уже никогда не вернется к семье, следы его затерялись в истории того страшного времени.
Бабушка Анна осталась одна с пятерыми детьми на руках, и помощи ждать было неоткуда. Троих младших ребят отправили в детский дом. Среди них была и мама Аллы Арвидовны маленькая Хельда. Бабушка была великолепным мастером: она шила женские платья, приходила на дом к заказчицам, внимательно осматривала фигуру женщины, без всяких обмеров бросала кусок ткани на стол и сразу же молча кроила будущее изделие. О ней в округе ходили легенды, многие хотели пошить себе платье именно у нее, поэтому работы ей хватало. Она была вообще очень сметливой и умелой женщиной. Все делала своим руками. Даже дом себе сама построила. Нужны были петли для дверей и калиток в заборе, она находила старые калоши и из них вырезала эти петли…

Каждое лето Алла проводила в деревне у бабушки Анны. С ранних лет бабушка приучала ее к труду: за водой сходить, в избе прибраться. И каждый раз, когда Алла приезжала к бабушке Анне, та встречала ее словами: «Ай, Алка, сколь же ты не баска, кто на тебе жениться…» Алла была крепкой, черноволосой девочкой, смуглой, и отнюдь не славянской внешности. Не досталось Алле славянской внешности. Ее бабушка по отцовской линии Дина Яковлевнв, была польской еврейкой, в дед Вольдемар был латышом и убежденным коммунистом.  Он был очень красивым мужчиной и очень любил свою молодую жену. Дед приехал в Нижний Новгород в 1914 году для того, чтобы наладить перенос Рижского машиностроительного завода, который у нас стал называться «Двигателем революции». Дина Яковлевна была зубным врачом. Она была очень авторитетна в нашем городе.

Семья отца была более благополучной, нежели семья матери. Дед Вольдемар любил музыку и сам исполнял на аккордеоне и фортепиано произведения, которые нравились его жене. Позднее он принимал участие в концертах художественной самодеятельности во Дворце культуры. Алла помнит деда играющим на барабане в джаз-банде.

Вот уж действительно интернациональный коктейль, составивший  суть генетики Аллы.

Но память больше всего хранит летние каникулы, которые проходили у бабушки Анны.
Простые деревенские будни, первые уроки нелегкого сельского труда, когда приходилось с легкостью и удовольствием колоть дрова. Да, видимо, так ловко это у Аллы получалось, что деревенские ребята прибегали посмотреть, как это «городская» с топором управляется. Незабываемы летние ночи на сеновале, днем шила там платья для немудреных кукол, там же засыпала, а утром просыпалась под кудахтанье кур, которые тут же несли свежие яички к завтраку. Иногда было и так: открываешь утром глаза, а на тебя смотрит удивленная твоим присутствием курица…
Многое хранит память из детства: когда отец поступил в аспирантуру Университете им. Лобачевского, видеть его дома стали реже. После того, как он защитил кандидатскую диссертацию, а потом на всю жизнь остался работать здесь же на кафедре физики.

С раннего детства Алла любила шить и рисовать. Это любила и ее мама. У нее была деревянная коробочка с выдвижной крышечкой, там хранились краски, которые удивительно хорошо пахли, были очень красивыми, блестящими.  Очень редко мама разрешала дочери этими красками пользоваться. Да и младшему брату их тоже брать не разрешалось.

В школу Алла пошла, когда они жили уже в Нижнем Новгороде на Студеной улице. Мама сразу же отвела ее во Дворец пионеров им. Чкалова в кружок рисования. Сама Алла еще и в танцевальный кружок записалась, который славился и находился в Доме учителя. Очень хотелось девочке стать балериной. Мама шутила по этому поводу: «Да кто же тебя поднимет?» Не суждено было стать балериной…хотя и любит танцевать до сих пор. Но, когда некому стало ее водить по всем кружкам, пришлось выбирать между танцами и рисованием. Выбрала рисование.  Занималась с увлечением, со всех сторон слышала: то один поступил в художественную школу, то другой. Сама все разузнала об этой школе, решила, что она ей подходит и решила поступить туда самостоятельно. Вступительные экзамены уже шли полным ходом, но тут Алла включила безотказное оружие: горько заплакала, и видимо, она так горько ревела, что ей дали бумагу и карандаш,  попросили показать, что она умеет. Она показала свои способности к рисованию, всхлипывая и глотая слезы. Ее приняли. Этот первый самостоятельный шаг она совершила в 11 лет, когда училась в 4 классе. Характер!

Училась прекрасно и, что для нее было вполне естественным, после 8 класса решила поступать в художественное училище. Она хотела стать, о чем мечтала и ее мама, художником- модельером. Но судьба распорядилась иначе: вступительные экзамены она сдать не могла, потому что все лето провела на больничной койке. После 9 класса еще раз попыталась поступить, но вновь заболела и родители вместо экзаменов, отправили ее поправляться на юг на все лето.

После 10 класса, по совету бабушки, поступила в экспериментальный класс швейного ПТУ. Ее удивляло, то что почти все, чему там учили, она уже умела делать. Окончила ПТУ с отличием. Получила «Красный диплом» и направление на работу в швейное объединение «Весна». Было тогда в нашем городе такое солидное предприятие. Но скучно ей стало… А в это время осуществлялся набор на бутафорское отделение в театральное училище. Ах, как Алла любит учиться! Она поступила в театральное училище и училась там с упоением. Всюду ее сопровождал веселый смех радости счастливого человека. Улыбка и сейчас не сходит с ее лица…
В 1979 году с отличием окончила учебу, которую воспринимала как игру, удивлялась, что кто-то умудрялся получать тройки в таком волшебном месте. Какие это были счастливые и беззаботные годы…

Учась в театральном училище, Алла в течении всех 4-х лет проходила практику в театре оперы и балета им. А.С. Пушкина. Все четыре года она делала розы для «Иоланты». Кстати, эти розы и сейчас живут. Алле все в театре было интересно: она ходила по всем цехам, заглядывала во все мастерские, наблюдала, как создается театральный костюм, как шьется обувь…

Во время учебы встретила дорогого человека, Сергея Михайловича Шаманина и свою девичью фамилию Аншон, поменяла. Поменяла один раз и на всю жизнь. Они с мужем очень непохожи. Сергей Михайлович инженер, человек сдержанный и серьезный. Алла так и осталась восторженной веселой женщиной. Видимо, контраст сделал их брак таким прочным и счастливым.

Алле хотелось, сразу же с головой погрузиться в работу, но мама считала, что ее дочь должна получить еще и высшее образование. «Я жила в детдоме, но окончила институт, а как же ты? Ты должна его закончить!» И Алла закончила филологический факультет.

А в 1979 году она пришла на работу в театр в цех росписи. В институте обучалась заочно. В 1981 году родилась дочка Ксюша. Сложно было учиться с маленькой дочкой на руках. Помогал муж, он приносил необходимую литературу, занимался с дочкой. Упорству Аллы можно воздать хвалу. И хоть на сей раз «Красного диплома» не получилось, но университет им. Лобачевского она окончила успешно.

Она начинала работать в театре, когда он носил налет романтичности. Художники В.М. Мазанов и В.И. Баженов оформляли спектакли объемно, красочно. Они украшали свои спектакли достоверными деталями.

Но вот приезжает Эрнест Гейдельбрехт на постановку спектакля «Лебединое озеро» и оказывается, что оформление может быть и другим, одухотворенным, образным, но не детально достоверным, как это было в прежних спектаклях.  Спектакль должен был иметь образ полета, легкость пера, постоянное движение…
Алла тщательно работала над созданием костюмов: они должны были стать образными и пластичными.

Затем пришел другой художник Е.А. Спекторов. У него своя неповторимая эстетика. В его спектаклях широко используется фактура материалов, а если ее не хватает, то он создает ее самостоятельно. Алла многому научилась на спектаклях Евгения Алексеевича. Его же считает своим «крестным отцом». Именно он предложил способной девушке попробовать свои силы в качестве художника-постановщика. Вместе с Е.А. Спекторовым она создавала женские костюмы к спектаклю «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» на музыку современного композитора В. Плешака. Это был успешный проект театра, он был даже представлен на Государственную премию.

Потом были уже полностью самостоятельные работы Аллы Арвидовны  как художника-постановщика: это «Белоснежка и семь гномов», сказка, так полюбившаяся и детям, и взрослым. Это «Мистер Икс», это балет «Истории любви» (новелла «Маленькая фея и чабан»).
Совсем недавно она создала костюмы к балету «Корсар».
Алла Арвидовна художник многогранный. Ее работы не раз были показаны в Выставочном центре и зале Союза театральных деятелей. Младший брат Аллы Владимир - известный эстонский художник. О нем нужно рассказывать специально и подробно.
 Сейчас же, в Международный День театра, я только штрихами показала, каким был жизненный путь одного из старейших и успешных работников нашего театра.
С праздником Вас, Алла! Желаю Вам дальнейших творческих удач!
 
   
 


Рецензии