Штурвал судьбы в руках Елены Мосоловой

Елена Викторовна Мосолова, Заслуженная артистка России, сегодня вполне сложившаяся успешная женщина. Она с уверенностью и бесстрашием может сказать о себе: «Я счастливый человек!»

В самом деле, у нее есть все, что составляет женское счастье: прекрасная дружная семья, любимая работа, масса увлечений, которыми заполнены ее свободные дни. Она успешна даже на «грибной охоте», грибы словно сами «прыгают» в ее корзинку, там, где другой их даже не замечает.

Возможно, ее жизнь сложилась так успешно, потому что в самом нежном возрасте она уверенно взяла штурвал управления судьбой в свои маленькие детские ручки.
Ей было всего пять лет, называли ее тогда Олэнка Кононенко. Росла Олэнка послушным ребенком. Родители любили ее и гордились своей девочкой…

Все началось в тот памятный день, когда воспитательница детского сада разрешила Леночке не спать во время «тихого часа», а пойти в музыкальный класс и выучить песенку для детского утренника. Сегодня Елена Викторовна не помнит той песенки, не помнит имени своей воспитательницы, но отлично помнит то пронзительное чувство счастья, которое испытала во время индивидуального занятия пением. Все ее маленькое детское существо было заполнено радостью и в головке забилась, серебряным молоточком, мысль: «Какое счастье! Я бы все на свете отдала, лишь бы и дальше со мной занимались музыкой». Видимо, в тот самый миг и пришло решение стать в будущем певицей: «Во что бы то ни стало, а я буду петь!»- подумала тогда совсем маленькая девочка. Что она могла знать о профессии певицы в то время?.. Да и как такая мысль вообще могла возникнуть в ее головке?  Ведь Леночка Мосолова росла в семье, где родители были людьми рациональными и строгими, как и положено быть инженерам-производственникам. Музыка редко звучала в их доме. Да и разговоров о музыке, практически, никогда не велось. Жили они в промышленном городе Запорожье. Дочка, по их твердому убеждению, должна была продолжить их дело и овладеть серьезной, инженерной профессией.

Но после первого, на всю жизнь запомнившегося занятия музыкой, Леночка стала петь всегда и везде: дома (чем удивляла родителей), в гостях и даже на улице, (если рядом не было прохожих).

В эти счастливые детские годы приснился ей пронзительный сон: стоит она одна на огромной сцене. На ней удивительно красивое белое платье. Ее окружает неземная красота и роскошь от которых слезятся глаза. Она, слегка прикрыв их ресницами, поет и весь зал внимательно слушает ее пение. Этот сон она помнит всю жизнь, словно в нем кто-то невидимый свыше указал ей на ее предназначение.

В начальных классах Елена самостоятельно записалась в школьный драмкружок и сразу же получила главную роль Стрекозы в известной басне И.Н. Крылова. «Стрекоза» подарила девочке первые ощущения театра. Школьный драмкружок вела учительница литературы Лилия Семеновна Морозова. Она-то и сказала ей тогда: «У тебя есть незаурядные актерские данные». Правда, в тот момент Елена не поняла, о чем говорит с ней ее обожаемая учительница. Осознание сказанного пришло значительно позже, тогда, когда она стала взрослой.

Одного драмкружка стало мало для активной девочки и в 5 классе она, ничего не говоря родителям, пришла прослушиваться в хор Дворца культуры  завода Днепроспецсталь. Голосистую девочку приняли. Она с удовольствием ходила на занятия во Дворец культуры, который поражал ее роскошью убранства, а главное – там была люстра невиданной красоты. Так, по крайней мере, ей казалось в те далекие годы.

Елена с энтузиазмом занималась хоровым пением, и все бы было прекрасно, только вот сольных партий ей пока не давали. А когда хор уехал на гастроли в Артек, ее фамилию забыли вписать в список отъезжающих. Гордая девочка обиделась и немедленно приняла решение перейти в другой коллектив. На этот раз ее выбор пал на хор городского Дворца пионеров. В то время там работал талантливый, известный всему городу руководитель, Евгений Исакович Фриш. Он быстро разглядел способности девочки и стал доверять ей сольные партии. Во Дворце пионеров играл сводный симфонический оркестр детских музыкальных школ города. Когда Елена спела сольную партию «Песнь о зайке» с этим оркестром, то овации в конце восприняла как надежду на то, что ее мечты о сцене сбудутся. Справедливости ради, надо сказать, вещица эта была вокально не простой и требовала определенного мастерства.

С хором Дворца пионеров Елена впервые в жизни отправилась на гастроли в Ульяновск. Выступление в мемориальном комплексе Владимира Ильича Ленина оставило в детской душе трепетное воспоминание и чувство особой важности произошедшего события. Душа ее «пела», и сама она пела при любой возможности… казалось, что так будет всегда.

Вот тут-то жизнь и повернулась к ней своей суровой стороной. «Стрекоза», «Зайки» и прочие радости Елены, не входили в планы ее строгих родителей. Не считаясь с желанием дочери, они перевели ее в физико-математическую школу, в класс с углубленным изучением физики. А девочка хочет петь, ей совсем не интересны законы физики. Родители поставили условие - если она будет учиться хорошо, то они не будут возражать против того, чтобы она продолжала заниматься пением и дальше. До 9 класса Елена, стиснув зубы, училась хорошо, и, как и прежде, пела в хоровом коллективе. Но в душе ее уже зрел «бунт». Закончив 9-й класс, она впервые серьезно «взорвалась». В ультимативной форме заявила родителям, что в школу больше ходить не будет, а будет поступать в музыкальное училище. В школе перспективной ученице не хотели отдавать   документы, а без них она не могла поступить в музыкальное училище. Елена бесстрашно пришла в городской отдел народного образования и объяснила строгим чиновникам, истину о том, что она свободный человек и вправе сама решать, какую профессию выбрать. Видимо, Елена была так убедительна, что ей выдали документы об окончании 9 классов средней школы. К тому же «Бунт» ее был, таким «беспощадным», что родители «смирились» с неизбежностью, хотя и «выставили» встречное условие: она должна продолжить учебу в вечерней школе, чтобы получить аттестат зрелости.  Елена поняла, что дальше «бунтовать» нет смысла, она и сама понимала озабоченность родителей. Ведь они всю жизнь мечтали о серьезной профессии для любимой дочери.

В результате, Елена успешно окончила и музыкальное училище, и среднюю школу. На втором курсе , она не оставила штурвал управления своей судьбой. Она задумалась над тем, что перед ней не ставится серьезных задач, нет конкретики в обучении, не видно будущей цели: что она должна преодолеть, к чему стремиться, что делать, чтобы стать настоящей оперной певицей.

Она уже точно понимала, какой результат ей нужен. Еще в восьмом классе, приезжая к бабушке с дедушкой в Горький на зимние каникулы, она просмотрела все оперные спектакли Горьковского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Среди них и «Евгений Онегин», и Любовный напиток», и «Веселая вдова», и «Бал Маскарад». Это был первый в ее жизни оперный театр, с которым она познакомилась.
 
Когда в ее душу закрались сомнения о том, правильно ли она поет, то разрешила она их самым кардинальным образом. Мамина подруга, «московская тетушка», любила Елену как свою дочку, узнав о ее сомнениях, она пригласила девушку в Москву, договорилась об индивидуальных занятиях с профессором музыкального училища им. Октябрьской революции, бывшей солисткой Большого театра Евгенией Семеновной Смоленской – Лауреатом Сталинской премии, Заслуженной артисткой России, позаниматься с Еленой. Девушка занималась старательно, к тому же она обладала настоящим оперным голосом, ее прослушали в московском музыкальном училище и предложили перевестись на учебу в Москву. Прием заканчивался, документы нужно было сдавать срочно, но Запорожское училище не захотело расставаться со способной ученицей и документов ей не выдали. Так Елена продолжила свое обучение в родном городе Запорожье.
 
 Родители долго еще не оставляли надежду на то, что их умненькая дочка «одумается» и поступит в технический ВУЗ. Но Елена решила иначе – она решила сразу же поступить в Киевскую консерваторию.  Чувствовала себя уверенно, не испытывала волнения перед предстоящими экзаменами, и успешно их сдала. Сдала-то успешно, но не знала тогда, что в те времена там существовал порядок принимать студентов на 2-х годичный подкурс. Этот подкурс и предложили окончить Елене перед поступлением на 1-й курс консерватории. Гордая девушка обиделась, забрала документы из консерватории и прямиком направилась в Москву, где собиралась продолжить свое музыкальное образование. К счастью, в Москве ее всегда ждала любящая «московская тетушка». На сей раз она договорилась с профессором Московской консерватории, выдающимся педагогом Деборой Яковлевной Пантофель-Нечетской об индивидуальных занятиях со своей племянницей из Запорожья. В то время Елена, приходя в дом к педагогу, не отдавала себе отчета в том, какая великая певица с ней занимается. Дебора Яковлевна была выдающейся оперной певицей (колоратурное сопрано), она была прекрасной пианисткой, великолепным педагогом, заниматься с ней в музыкальном мире почитались за счастье. Она - Заслуженная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии Второй степени. Это ей Р.М. Глиэр посвятил Концерт для голоса с оркестром.

Елена усердно занималась. Она ощущала серьезное влияние Деборы Яковлевны и радовалась тому, что «московская тетушка» так о ней позаботилась.  На прощание Дебора Яковлевна сказала Елене о том, что она должна будет всю жизнь системно заниматься, если хочет быть успешной. Осознание огромной жизненной удачи пришло много позже, когда она узнала, кем была ее педагог. А пока Дебора Яковлевна тщательно готовила с Еленой программу для поступления в Московскую консерваторию. Это были сложные произведения: «Царица ночи» И.В. Моцарта и ария Марфы из «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова. Но поступать в Московскую консерваторию Елене не довелось. Умерла ее бабушка и она приехала в Горький, стала жить со своим осиротевшим в одночасье, одиноким дедушкой. Сразу же поступила в Нижегородскую государственную консерваторию им М.И. Глинки. Ее педагогом стала О.В. Денисенко. Обычно годы учебы бывшие студенты вспоминают с чувством ностальгии и сожалением, что так быстро пролетели веселые денечки. Для Елены эти годы были самым тяжелым испытанием. Она и сейчас считает их самыми трудными в своей жизни. Позанимавшись у больших мастеров в Москве, она знала как должны заниматься педагоги со студентами, за ее плечами неотрывно следовал этот московский опыт. Ее не устраивал результат занятий. Консерваторию она закончила с хорошей оценкой. На выпускном экзамене пела Марфу из «Царской невесты» с оркестром оперного театра, куда мечтала прийти на работу.

Для того чтобы быть принятой в Нижегородский Академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, нужно было пройти серьезное испытание – показать свое мастерство Художественному Совету театра, который состоял из творческих руководителей и ведущих певцов – мастеров сцены. Елена всегда ставила перед собой высокую планку, которую стремилась преодолеть. Поэтому при подготовке к показу, вновь поехала в Москву. Она физически ощущала, что ей не хватает серьезного преподавателя. На сей раз уроки ей давала знаменитая Нина Львовна Дорлиак (кстати, она была женой С. Рихтера). Они приготовили два сложных и очень разных произведения, с которыми Елена появилась на показе. Показ этот прошел великолепно, Она получила приглашение на работу в театр. Так началась ее взрослая жизнь.

Уже работая в театре, она поняла какие это разные вещи - петь отдельные арии или прожить целый спектакль на сцене. Чувство, что она нуждается в педагоге не оставило Елену и тогда, когда она стала солисткой оперы. Ей хотелось, чтобы рядом с ней был практик, человек, который сам прошел все «круги сценического ада, или рая, может быть», и понимал с чего нужно начинать в театре молодой певице. Она попросила позаниматься с ней Народного артиста России Владимира Александровича Бусыгина. К В.А. Бусыгину Елена обратилась потому, что он был очень ярким и талантливым артистом, а к тому же, он был учеником знаменитого педагога Е. Крестинского. Владимир Александрович откликнулся на просьбу Елены и стал с ней заниматься. Занятия шли легко и приносили глубокую радость от успешного постижения профессионального мастерства.

Елена и сейчас считает для себя большой удачей, что именитый певец, а Владимир Александрович Бусыгин именно таковым и являлся, предложил именно ей спеть партию Джильды в опере Дж. Верди «Риголетто» в своем Бенефисном юбилейном спектакле. Молодая певица, такая большая и серьезная партия, такой ответственный спектакль…забеспокоился Художественный Совет, засомневался в разумности творческого риска и предварительно решил прослушать Елену. Она великолепно справилась и была утверждена на партию Джильды. Спектакль прошел с огромным успехом, о чем свидетельствовали гром оваций и Нижегородская критика.

С этого дня для Елены началась БОЛЬШАЯ ОПЕРА. Она стала петь главные партии.
Не нужно думать, что ее творческая жизнь в театре была безоблачной. Достаточно сказать, что она пела те же партии, что и жена главного дирижера театра. И тем не менее, она успешно спела Виолетту в «Травиате» Дж. Верди, Мадам Баттерфляй опере Дж. Пуччини,   Лючию в «Лючии де Ламермур» Доницетти, Марфу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Антониду в «Иване Сусанине» М. И. Глинки…
Важной чертой Елены является благодарность каждому человеку, который поделился с ней опытом, помог в освоении профессии, оказал помощь тогда, когда она в ней нуждалась.

Особую благодарность Елена испытывает к Народному артисту России, дирижеру театра Владимиру Васильевичу Бойкову. Он занимался с ней с особой тщательностью, часто приходил не ее уроки, работал над каждой интонацией, объяснял, чем отличается музыкальный характер каждой партии. Он был с ней строг и чрезвычайно внимателен. Владимир Васильевич умел так ставить творческие задачи, что Елене легко было с ними справляться. Он создал из Елены настоящую певицу. На уроках оттачивал ее мастерство, словно из алмаза бриллиант высвобождал.

Елена Мосолова обладает чистым и полетным лирико-колоратурным сопрано.  Такой голос всегда относится к числу редких голосов в оперных театрах. Зрители ждут появления на сцене колоратуры, чтобы насладиться редкостным звучанием человеческого голоса. И когда он звучит естественно и без видимого напряжения, то радость от встречи с такой певицей, становится особенно яркой. Словно не стоит за этой легкостью напряженного труда.

Деятельной Елене было тесновато на единственной сцене родного театра, поэтому она стала частым участником Всероссийских и Международных фестивалей оперного искусства. Эти фестивали предоставляли ей возможность полной самореализации. Особенно дорога память о многолетних польских фестивалях. В польском городе Щецин проходит фестиваль «Виват, Монюшко», Елена пела здесь партию Харбины в опере Монюшко. Здесь же она приняла участие в австрийском проекте – опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха, где спела все женские партии. Спектакль шел на языке оригинала, но Елена и с этим успешно справилась. Здесь же она с успехом исполнила партию Недды в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло, и даже представляла спектакль на польском телевидении. До сих пор дорожит ярким воспоминанием, когда перед этой премьерой шла по красной ковровой дорожке, специально для нее выстеленной.

Польская пресса называла ее российской дивой.
Памятны ей и российские гастроли. Она не раз приглашалась для участия в Международном фестивале оперного искусства «Царицынские оперные традиции». В газете «Вечерний Волгоград» Елену вновь назвали оперной дивой, но уже Дивой Нижегородской, когда рассказывали о том, как ее участие украсило фестиваль.
В 2009 году Елена Викторовна Мосолова получила Почетное звание Заслуженной артистки России. Но не может она почивать на лаврах прошлых успехов. Она по-прежнему в работе. В работе над собой. И это для нее также естественно, как естественно активное участие в концертной деятельности театра. Неугомонность, стремление добраться до сути любого процесса, умение быть всегда в форме, быть готовой в любой момент выйти на театральную сцену – такова она, Елена Мосолова, Заслуженная артистка России.
 


Рецензии