Тёмный пурпур

Суета по утрам у нас всегда сопровождается фоновым прямым эфиром «Добрай раніцы, Беларусь!». Погода, утренняя зарядка, конкурсы и поздравления, бегущая строка с гороскопом и курсами валют, и, разумеется, реклама – ну, куда же без неё!

Но в то февральское утро  именно реклама привлекла внимание прозвучавшим полузабыты именем: Джо Линн Тёрнер. Погодите-ка… Joe Lynn Turner, … так это же солист «Rainbow» и второй реинкарнации «Deep Purple»!

С нетерпением дождавшись следующего рекламного блока, я убедился: таки да, он самый, причём, заявленный как участник концерта в минском «Дворце Республики». Здорово, дождались: после долгого перерыва Президентский оркестр продолжает свой цикл «Дым над водой»!
Читатель, вероятно, сопоставил название с известным хитом 70-x, фактически, гимном рока – «Smoke on the water», и совершенно правильно: в этом цикле звучат только роковые хиты, причём, в шикарном исполнении.

Пять минут за компьютером – и в руках два билета в лоджию. А пока… нужно как-нибудь спросить у дочки, был ли он в том составе….

О чём это я? Да вспомнилось начало 90-х и неожиданное заявление старшей, что называется, в один прекрасный день:
– Папа, ты ведь всегда говорил, что в ваше время рок был более гармоничным, талантливым, так?
– Ну, говорил, так оно и было, а что?
– А то, что в Минск приезжают «Deep Purple». Вот и хочу убедиться.
Я был слегка ошарашен: где Минск начала 90-х, а где мировые звёзды. И почти в такой же степени ошарашила цена билета – 25 американских рублей, практически моя месячная зарплата! 

Ну и что оставалось делать? Отказать значило ещё больше укрепить сомнения и скепсис подрастающего поколения, посему нам с женой пришлось пожертвовать некоторыми бизнес-планами в пользу искусства. И немало погрустить: средств хватало только на один билет.
Впрочем, вскоре появился и повод для радости: барышня вернулась с танцпола во Дворце спорта в полном восторге от двух часов живой музыки и признала мою правоту.

– Наташа, а какая вещь понравилась больше всего?
– Ты знаешь, их две…
– «Child in Time»?
– Нет, её не было. А финальной была «Smoke on the water», это она.
– Но ты о двух говорила…
– Как ни удивительно, вторая – это «Sail Away»…

Да столько уж лет прошло, через месяц – первая встреча с одним из легендарных музыкантов, но память повела по следам дочкиной понравки…

1974 год, Москва, я приехал на свадьбу друга – студента физфака МГУ. Самого-то судьба занесла в Брестский пединститут, и за год с гаком соскучился по друзьям-одноклассникам, поступившим в московские ВУЗы.
Но как только гость ступил на перрон Белорусского вокзала, – произошло что-то странное со слухом.

Это сложно объяснить, но попробую. В общем, все слышимые звуки я стал воспринимать как гармоничные, все интервалы – как ритмичные, и был попросту поражён, мало сказать – сражён наповал!
 Шум подъезжающего поезда, грохот раскрывающихся и закрывающихся дверей вагона, перестук колёс и скрежет реборд на поворотах – всё волшебным образом превратилось в музыку, то плавную и величавую, то ритмичную и упругую, то лирически грустную… И эта музыкальная лавина неслась непрерывным потоком, не прерываясь ни на секунду, немного утихая только тогда, когда я сам что-то говорил.
За время поездки в метро до станции «Университет» в голове прокрутилось, наверное, больше десятка мелодий и музыкальных тем, эмоциональным фоном к которым добавилось огромное сожаление о том, что никак не могу их зафиксировать.

А теперь представьте: вот такой товарищ с гипертрансформированным слухом входит в комнату университетского общежития на 15 этаже зоны «В» и на него со всей дурью самой крутой тогда советской акустики 10МАС-1М обрушиваются мощные, как океанский шторм, аккорды «Sail Away»…
Это был экстаз, который не выразить никакими словами, состояние, когда ничего вокруг не существует, кроме этих волшебных звуков, заполняющих без остатка всё пространство и время…
Одноклассники с трудом вернули друга в реальность, но и дальше всё происходило как во сне: свадебная суета, новые знакомства, электричка в Долгопрудный в гости к ФУПМырятам и ещё один вечер-дискотека в студенческой вольнице, каковой был тогда МФТИ. 
Ну и как вы думаете, что звучало на дискотеке?
Вот именно – тот же альбом «Burn», и вновь до потери сознания пронизывающее чудо: хрипловатый, как у старого морского волка, голос Дэвида Ковердэйла на фоне уже знакомого пульсирующего раскатистого ритма, который отзывается дрожью во всём теле и пурпурными пятнами в глазах…
И тогда показалось понятным, почему «Deep Purple»…

Музыкальные трансформации длились несколько дней и внезапно пропали накануне отъезда, оставив меня разочарованным наедине с банальными звуками большого города…

Нужно ли теперь спорить о том, какая рок-группа из когда-то забытых или полузабытых самая крутая? У каждого об этом – своё представление, но у меня это однозначно – они, взбалмошные, непостоянный, изменчивые, как сама жизнь.
А любимая вещь из репертуара… нет, не угадали.
Это «Child in Time», друзья.
Великолепная композиция с потрясающей динамикой и полным раскрытием шикарного вокального диапазона Йена Гилана.
Её вам и предлагаю послушать. 
https://www.youtube.com/watch?v=OorZcOzNcgE

А как же «Sail Away»?
Простите, очень редко к ней обращаюсь – слишком эмоционально. Эта вещь до сих пор почти физически сбивает меня с ног и пытается унести в те времена и пространства, куда уже нет возврата…

Ах, да… конечно, как же я забыл… нет, Joe Lynn Turner не участвовал в том давнем минском концерте, на котором повезло побывать дочке.
Зато совсем недавно, 27 марта, мы в полной мере насладились его вокалом, великолепным звучанием Президентского оркестра и потрясающими сольными партиями первой скрипки и соло-гитары во время их музыкальной дуэли…

И в какой-то момент, во время исполнения «Smoke on the water» мне показалось, что в полумраке зала снова разлился океаном пульсирующий тёмный пурпур…

И на ветру дыхания этого океана всё так же развевается вымпел с гордым девизом: «Любовь побеждает всё!»


Рецензии